Содержание:

Что за радость, если детки
Будут все – одной расцветки?
Юнна Мориц

Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Но процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночнорожденных детей. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя отдельно не только от матери, но и от соблизнеца.

К содержанию

Личностные проблемы

Дети-близнецы в дошкольном возрасте часто отстают в речевом развитии от своих обычных сверстников. Это может привести в дальнейшем к их отставанию в общем интеллектуальном развитии. Родители слишком рано начинают считать маленьких близнецов полноценными партнерами по общению и часто предоставляют их самим себе. Но чему могут научить друг друга два полуторагодовалых ребенка? Ведь через общение со взрослым малыш познает окружающий мир во всем его многообразии. Общаясь друг с другом, близнецы вырабатывают понятный только им двоим язык, в котором преобладают жесты, мимика и другие невербальные средства общения. Нередко их не понимают даже родители. Чем больше близнецы общаются таким образом, тем сильнее они привязываются друг к другу и как бы отгораживаются от других.

Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе — и с учителями. К тому же, у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя.

Формирование индивидуальности каждого из близнецов может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из близнецов. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между близнецами. Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда — активно противятся контакту.

К содержанию

Вместе или раздельно?

Все эти проблемы так или иначе проявляются, когда близнецы приходят в школу. Уже при формировании первых классов школьному психологу нужно обратить внимание на близнецов и вместе с родителями обсудить вопрос о том, поместить детей в один класс или в разные. Однозначного ответа на этот вопрос нет. При принятии решения нужно учитывать несколько факторов. Обучение в одном классе нежелательно, если внутри пары складывается ярко выраженная конкуренция или один из близнецов является явно доминирующим; если близнецы не склонны к общению с окружающими. Тем не менее, при очень близкой связи в паре или при заметном отставании в развитии разделение детей станет для них стрессовым фактором. Это может негативно отразиться на их эмоциональном состоянии и на школьной успеваемости. Решение о совместном или раздельном обучении должно положительно восприниматься не только родителями, но и детьми. Если родители решили разделить близнецов, то желательно до начала учебного года дать им возможность познакомиться с обстановкой в классе, с будущими одноклассниками.

К содержанию

Как воспитывать?

Во-первых, родителям необходимо раз и навсегда договориться действовать сообща: поддерживать друг друга, не критиковать, не ссориться при детях и ни в коем случае не отменять рас поряжений друг друга. Не поддавайтесь соблазну делить малышей по принципу «плохойхороший », «капризный-послушный», «шумныйтихий ». Не стоит подчеркивать и говорить комуто об этом в присутствии детей. Они вырастают такими, какими их видят родители, и такое навешивание ярлыков может привести к формированию комплексов у близняшек.

Некоторые особенности родительского поведения, которые способствуют более успешному формированию индивидуальности у близнецов:

  • Возьмите за правило одевать их по-разному; когда малыши немного подрастут, разрешите им самостоятельно одеваться и выбирать, что они наденут.
  • Подчеркивайте и поощряйте различия между ними.
  • Как можно чаще берите близнецов по отдельности на экскурсии, прогулки.
  • Как можно чаще выделяйте время на то, чтобы наедине пообщаться с каждым из близнецов.
  • Если пространство вашей квартиры позволяет, выделите каждому из близнецов отдельную комнату.
  • Почаще хвалите близнецов, но, по возможности, не одновременно и за разные поступки. Старайтесь принимать дисциплинарные меры индивидуально по отношению к каждому из близнецов.
  • Важно, чтобы близнецы часто имели возможность пообщаться со взрослыми и сверстниками, не принадлежащими к их семье.
  • Старайтесь покупать детям разные подарки, исходя из их индивидуальных вкусов, пристрастий, интересов, а также из того, что каждому из них в данный момент больше нужно.
  • Будьте готовы к тому, что близнецы, как правило, ведут себя по-разному, поскольку внешнее сходство не означает одинаковое поведение, и относитесь к этому с одобрением.
  • Относитесь с одобрением к тому, что близнецы будут иметь разные мнения.

При воспитании близнецов вам потребуется в два раза больше мудрости, терпения и педагогического таланта. Но и вознаграждены за свои усилия вы будете вдвойне!