Содержание:

С самого рождения близнецы живут в своем собственном, необычном мире, который изумляет окружающих, заставляет воспринимать близнецов как неразделимое целое.

С одной стороны, этот мир близнецов — это их защитная скорлупа, которая позволяет преодолевать трудности жизни вместе, бок о бок. Но с другой стороны, это замкнутый мир таит в себе значительные опасности для развития близнецов, для их социализации и адаптации во внешнем мире.

К содержанию

Чем опасна "близнецовая" ситуация?

"Близнецовой ситуацией" психологи называют психосоциальные особенности развития детей, которые растут "в паре", то есть являются близнецами. Между ними с рождения возникает особая эмоциональная связь, формируется свой микромир.

Дети привыкают постоянно находиться рядом с друг другом, разлуку воспринимают как стресс, и говорят "мы", даже когда нужно отвечать "я". Казалось бы, в этом нет ничего страшного в раннем возрасте. Но чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее ему будет существовать отдельно от брата (сестры).

Какие проблемы таит в себе "близнецовая ситуация"?

  • Проблема самоидентификации. Ребенок не может отличить свое личное "я" от общего "мы". В раннем возрасте это проявляется в том, что дети откликаются на имена друг друга, а не на свои собственные. На фотографиях, где они вместе, не могут отличить себя, не несут индивидуальной ответственности за свои поступки и не осознают личные желания, почти во всем ориентированы на близнеца.
  • Задержка речевого развития. Воспитывая близнецов, родители не всегда могут поговорить с каждым ребенком индивидуально, разъяснить их ошибки. Близнецы общаются между собой, копируя речь друг друга, у них формируется автономный язык, зачастую непонятный взрослым.
  • Неравномерное распределение обязанностей и способностей. Даже если вы учите с близнецами одно стихотворение одинаковое количество времени, это вовсе не значит, что оба его запомнят. Разные способности начинают проявляться с самого раннего возраста. И поскольку дети отождествляют себя как неразделимое целое, им достаточно, чтобы необходимый навык освоил хотя бы один из них. Так, например, один может научиться только писать, а другой только читать. Или один может налить сок в стакан, а другой будет стоять и терпеливо ждать, когда ему нальют, вместо того, чтобы научиться самому.
  • Доминирование одного из детей. В большинстве случаев в паре появляется лидер, который будет выражать мнение пары в целом, принимать решение за двоих и подавлять мнение ведомого близнеца.
  • Проблема социального общения. Считая общение друг с другом достаточным, дети могут замыкаться и игнорировать попытки окружающих пойти на контакт. Особенно ярко это проявляется в незнакомом коллективе. Им достаточно, что они знакомы между собой, а остальные дети для них — просто окружающая среда, с которой не обязательно считаться.
  • Подростковый кризис и проблемы взрослой жизни. Переходный возраст у близнецов может проходить острее, чем о детей-одиночек, т.к. они будут стараться подчеркнуть свою индивидуальность, иногда выбирая для этого радикальные методы самовыражения. Во взрослой жизни могут возникать проблемы с противоположным полом. Например, один близнец (лидер) сможет найти себе пару, а второй — нет, ведь он привык быть ведомым. Он не сможет найти человека, который понимал бы и ценил его также, как близнец, будет постоянно разочаровываться в людях.

Итак, мы видим, что близнецы — дети необычные и требуют особого, индивидуального подхода. Развитие индивидуальности у близнецов могло бы стать потенциальным решением многих проблем, перечисленных выше.

Выстраивая стратегию воспитания индивидуальности будьте последовательны, подключайте к этому процессу других родственников, обязательно расскажите педагогам и воспитателям о своих планах, иначе они могут свести ваши старания к нулю.

К содержанию

Развитие индивидуальности у близнецов

  • Выбирайте разные, несозвучные имена. Имя ребенка — его визитная карточка в большом мире. Не старайтесь придать схожести именам детей, называя их Маша и Даша. Пусть каждый из детей сможет гордиться своим необычным именем.

Запретите педагогам обращаться к ним по фамилии во множественном числе. Пусть учитель, обращается к каждому ребенку индивидуально, а не говорит "Петровы, хватит шуметь", даже если шумит только один из них.

  • Позвольте ребенку иметь частную собственность. Собственный фотоальбом, свой ящик с игрушками, свой шампунь. Только так дети смогут развить навык "твое" и "мое", научатся спрашивать разрешения, чтобы взять что-то, делиться своими сокровищами, беречь чужие вещи и ценить свои.
  • Обеспечьте каждому ребенку собственное жизненное пространство. У каждого из близнецов должна быть собственная кровать, свой стул, свое полотенце и своя полка в шкафу.
  • Одевайте их по-разному и спрашивайте их мнение при покупке одежды.

Конечно, каждый родитель хочет сэкономить свое время и деньги, купив близнецам одинаковые вещи. К счастью, теперь вам необязательно покупать разные по цене вещи (это действительно может обидеть кого-то из детей), ведь можно найти разные по фасону и цвету вещи, но в одной ценовой категории. Прошли времена острого дефицита, сейчас можно одеть каждого ребенка красиво и ярко. Разрешите детям выбирать цвет и фасон одежды самим, контролируя только бюджет и качество покупки. Даже если какие-то вещи вы купили одинаковые (например, белые трусики и маечки), то пусть хотя бы носочки будут разных цветов.

  • Развивайте индивидуальную ответственность. Наказывайте всегда только виновного, а не обоих детей.

Помните, что в паре может быть лидер, который свалит вину на второго ребенка. Поэтому "следствие" надо проводить с каждым индивидуально, и выслушав показания обоих детей принять решение.

То же самое касается домашних обязанностей. У детей должны быть не только общие обязанности (например, заправить кровать), но и разные (один поливает цветы, другой кормит рыбок). Старайтесь, чтобы обязанности делились справедливо, но при этом учитывайте способности детей — ведь один из них может быть физически слабее, и не сможет помогать вам нести покупки, например.

  • Раздельное общение играет очень важную роль. Старайтесь, чтобы каждый из детей общался отдельно с вами, с другими членами семьи, с другими детьми. Будет лучше, если одному малышу сказку на ночь расскажет папа, а другому — мама. Но и мама, и папа поцелуют на ночь каждого из них, пожелав спокойной ночи.

Огромное значение в раздельном общении имеют садик и школа. Родители часто задаются вопросом, имеет ли смысл отдавать близнецов в садик, ведь они и так общаются между собой! Отвечаем: конечно, да!

Именно в садике начинается общение с другими детьми, с чужими взрослыми (воспитателями). Близнецам проще будет приспособиться к садику, т.к. они будут меньше скучать по дому, но при этом важно, чтобы они иногда были разделены. Имеет смысл развести их по разным группам, как только пройдет период адаптации.

То же самое касается школы. Детям с разными складами ума — гуманитарию и математику, сложно будет учиться в одном классе. Поэтому, как только начнут проявляться индивидуальные способности, детей лучше разделить по разным классам.

Однако помните, разделить детей — это не значит сделать их различными. Не надо ставить себе самоцель растащить детей по разным углам, ведь даже в разных углах они будут раскрашивать картинку одними и теми же фломастерами. Ваша цель — подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка, дать простор для развития, исключить подавление его талантов и способностей другим близнецом.

  • Самостоятельное принятие решений. Всегда спрашивайте мнение у каждого из детей. Не надо тащить их в музей силой, если один хочет пойти туда, а другой нет. Ваши дети похожи только внешне, и хотя у них есть общие черты, один из них может быть интровертом, а другой экстравертом. Один будет любить шумные компании, а другой — многочасовое чтение дома. Наблюдайте за своими детьми, анализируйте их способности и учитывайте их желания.

И все-таки не забывайте, что они близнецы. Близнецы имеют особую эмпатическую связь, закрывать глаза на которую нельзя. Если они не хотят, чтобы их разделяли и испытывают сильный стресс, находясь вдали друг от друга — не разделяйте их, пока они сами этого не захотят.

Помните, что они могут видеть одинаковые сны, болеть одинаковыми болезнями, любить одни и те же фильмы. Известны даже случаи, когда взрослые близнецы, живя в разных городах и не общаясь между собой, давали своим питомцам одинаковые имена, читали одинаковые книги и пили одинаковые напитки.

Близнецовая ситуация — одновременно и их сила и их слабость, поэтому будьте очень внимательны и осторожны, воспитывая своих детей, ведь вы несете двойную ответственность за них.

Юлия Вертегел