Скажу сразу, научить ребенка читать в три года в мои планы не входило. Поэтому никакой самоцели у меня не было. А был огромный интерес моего старшего сына к знакам. В полтора года он уже знал все буквы (а точнее, звуки). Мы часто просматривали книги, сын тыкал пальчиком в картинки, а позже заинтересовался и текстом. Игнорировать потребности ребенка, мотивируя тем, что "не дорос ишшо" было бы неправильно, ибо задача родителей заключается как раз в том, чтобы организовывать для ребенка необходимую развивающую среду.

В два года я купила ему "Говорящую азбуку". Она представляла собой плакат с напечатанными в порядке алфавита буквами с картинками с сенсорным управлением. К сожалению, покупка интересной и увлекательной игры проявилась большим стратегическим просчетом. Дело в том, что Азбука произносила не звуки, а буквы. А обучение чтению по буквам обычно чревато большими проблемами на фазе образования слога. Сын начал путаться, использовать в речи и звуки, и буквы. Пришлось внести некоторую ясность. Мы договорились, что у буквы, как и у человека, бывает имя и образованное от имени прозвище, которое уместно в близком общении.

— Ты — Артем, — говорила я, — А я к тебе часто обращаюсь "Тема". Так и буква, например, официально называется "эль", а в тесном кругу своих друзей, других букв, стоящих рядом с ней, зовется "л". Такое объяснение ребенка устроило, и со временем путаница в обозначениях самоликвидировалась.

Сыну было два с половиной, когда он захотел постичь тайну слова. Самое трудное в обучение чтению — научить сливать буквы в склад или в слог. Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных. Например, ма-ши-на , дом, стол. Складом же считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. То есть любое необходимое для произношения мышечное усилие. Это ма-ши-на, но до-м и с-то-л. Складовой метод еще известен со времен Л.Н.Толстого, а в наши дни на нем базируется широко известная система Зайцева. Поэтому я решила попробовать именно складовой метод обучения чтению.

Я приобрела картонные карточки с буквами и мы начали игру. В домиках жили гласные буквы, они умели петь. К ним в гости по очереди приходили согласные, и когда они собирались вместе в одном домике, получалась замечательная песня: "ля-я-я". Гости быстро менялись. Например, сначала в гости к "а" пришла "л" — "ла-а-а", потом "л" быстро меняется на "п" — "па-а", потом еще быстрее появляется"с" — "са", затем "ка", "ра", "да", "ба" и т.д. При такой быстрой подаче ребенок улавливает — гласная остается прежней, меняется согласный, то есть именно от него зависит начало склада (или слога, в данном случае неважно). Как только произойдет щелчок в сознании ребенка, можно будет считать, что половина дела сделана.

— Ба!

— А теперь? — спрашиваю я и меняю "б" на "т".

— Та! — радостно вопит ребенок.

Этот этап нужно очень хорошо проработать. Ребенок практически на автомате должен выдавать правильный ответ. У нас это заняло около месяца. Затем начинаем осваивать простенькие слова: ма-ма, ра-ма, ра-на, па-па, ла-па, ла-ма, до-м, со-м, со-р, бо-р. Слова лучше подбирать по тому же принципу — от одного звука изменяется само слово. Постепенно усложняем: со-ро-ка, во-ро-на, к-ра-н, к-ра-б. Вводим "мягкий знак": пе-нь, де-нь, ле-нь. И наконец, слова, начинающиеся с гласной: о-се-л, о-ре-л, а-п-те-ка. Для Артема самыми сложными оказались именно такие слова. Долгое время он упорно переставлял звуки местами, читая вместо "аптека" "патека".

Еще одна сложность возникла со словами, типа "машина", "животик", "жираф" и т.п. Сын упорно не хотел произносить [машЫна], он читал [машииина]. Тут нам волей-неволей пришлось обратиться к орфографии и ее правилу "жи, ши пиши с буквой и". Дабы объяснить это на доступном для ребенка уровне, я придумала такую историю. Буква ы была буквочкой вредной, неуживчивой. Не все буквочки могли с ней ладить, а две буквы "ш" и "ж" и вовсе так с ней поссорились, что даже в склад не хотели с ней вставать. Вместо нее они позвали букву "и", так как она больше всех на нее похожа по звучанию. С тех пор все слова с "жи" и "ши" пишутся с буквой "и", хотя и произносятся с [ы].

Когда этап собирания слова по складам пройден, можно начинать писать слово целиком, не расчленяя его. Для начала берем слова попроще, состоящие из двух-трех складов, постепенно вводим более сложные. Самым любимым словом у Артема стало прилагательное — аварийный. Дело в том, что мы часто ездим в маршрутках, и табличка аварийный выход присутствует практически в каждой из них. Вообще, чтение вывесок — это очень увлекательное и полезное дело. Для ребенка становится понятно, зачем люди должны уметь читать, ведь за каждым набором букв скрывается какая-либо информация.

На эту тему могу порекомендовать очень интересную игру. Это игра в поиски клада. Вы прячете что-либо интересное и предлагаете ребенку найти это. Для этого даете ему записку, в которой он может прочитать, например, "стол". Ребенок бежит к столу, а там его ждет следующая записка, например, "комод". Ребенок бежит к комоду и берет еще одну записку и т.д. Таким образом выстраивается цепочка из 5-7 записок. Когда же ребенок отыщет клад (киндер-сюрприз, конфету), радости его не будет предела, ведь это будет самая честная награда за его "труды".

Когда мы благополучно преодолели все трудности, связанные с прочтением слов, наступила очередь словосочетаний и предложений. Но в силу возраста ребенок еще не мог удерживать в памяти всю информацию и успевал забывать то, что уже было прочитано. Торопить события не имело смысла, но сыну все же хотелось читать рассказы. Поэтому мы стали играть в такую игру. Я рассказывала сказку (по известному сюжету или выдумывала на ходу), а отдельные слова записывала. Например: "Жил-был кот (слово написано). И был у него свой дом. А возле дома был сад. В саду было много фруктовых деревьев". И т.д.

Кстати, хотелось бы сказать по поводу начертания букв. Буквы должны быть достаточно крупными (для трех-четырехлетки не менее 1 сантиметра) и четкими (лучше писать черным фломастером на белом листе бумаги). Исходя из этого, можно предположить, что далеко не каждая книга подходит для ребенка такого возраста. Например, тот же классический букварь для малыша набран слишком мелким шрифтом.

Хотелось бы предостеречь родителей еще и от соблазна научить ребенка писать буквы самому. Мелкая моторика в этом возрасте еще не достаточно развита, и ребенок, пытаясь изобразить нечто похожее карандашом, будет выворачивать руку, а это чревато неправильной постановкой руки в школе, формированием плохого почерка. Для обучения написания слов можно использовать кубики, буквы на магнитах, карточки, можно также конструировать буквы из подручных материалов — счетных палочек, фломастеров и т.п.

Через полгода сын стал читать довольно бегло, усовершенствовались некоторые ментальные навыки, кроме того ребенок просто повзрослел. Иными словами, к покорению целых предложений возникла психологическая готовность. И тогда мы начали осваивать текст по-настоящему.

Сейчас Артему 4 года, для него стали доступны тексты из пяти-шести предложений. Но это уже неважно. Главное, ведь не научить ребенка читать (а при практически стопроцентной грамотности населения это не такое это большое достижение). Главное — привить интерес к книге, и, более глобально, взрастить любовь к литературе.

И напоследок любимое наше стихотворение Валентина Берестова:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, почитай еще страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

Лариса Балан, la792005@narod.ru