Содержание:

Верона... Ее называют самым романтичным городом Италии, ведь именно здесь, если верить Шекспиру, жили Ромео и Джульетта. И потому в любое время года толпы посещающих Верону туристов спешат к «тому самому» балкону, где прозвучали признания юных влюбленных, и выстраиваются в очередь, чтобы прикоснуться к груди статуи Джульетты, загадав желание (о великой любви, разумеется).

Но очень часто в таком туре «по местам Монтекки и Капулетти» остается «за кадром» настоящая Верона — город, история которого насчитывает более 2000 лет, чьи улицы помнят поступь античных гладиаторов и стук копыт коней средневековых рыцарей, шаги великого Данте и почти легендарного художника Пизанелло. А еще Верона — очень итальянский город, и если не торопиться и вглядеться в него повнимательней, он радушно откроет приезжему тайны и красоты этой солнечной и щедрой страны.

Поэтому давайте на сегодня забудем о героях Шекспира и спокойно побродим по старинным улицам и площадям Вероны, чтобы увидеть, какая она разная и в то же время удивительно гармоничная. Я обещаю, что прогулка будет очень интересной.

К содержанию

Верона, площадь Бра

Мы отправляемся в путь с площади Бра — самой большой площади города. Пройдя через зубчатые арки Портони дела Бра, которые раньше были частью городских стен, остановимся в центре площади. Перед нами эффектный фонтан Альп, конный памятник королю Виктору Эммануилу II и памятник итальянским партизанам, воздвигнутый после Второй мировой войны.

Архитектурный ансамбль площади составляют красивые фасады дворцов, один из которых украшен прекрасной фреской, а также очаровательная церковь Сан-Николо-аль-Арена, расположенная, как уже понятно из названия, рядом со знаменитой Арена ди Верона.

К содержанию

Арена ди Верона

Этот древнеримский амфитеатр был построен около 30 года нашей эры для гладиаторских боев, цирковых представлений и водных сражений. Позже на его арене жгли еретиков, устраивали турниры и бои с быками. Это третий по размеру из аналогичных римских амфитеатров (после Колизея в Риме и амфитеатра в Капуе), он был изначально рассчитан более чем на 30 000 человек, а зрительские места сделаны в форме лестниц в 44 яруса.

Несмотря на свой значительный возраст, Арена неплохо сохранилась, что позволяет днем водить по ней туристов, а вечерами устраивать различные культурные мероприятия. Очень известен во всем мире оперный фестиваль «Арена ди Верона», которому уже более ста лет. Ежегодно с июня по август почти каждый день на сцене Арены дают наиболее популярные оперы самых известных композиторов.

Тонкие знатоки оперного искусства говорят, что сейчас уровень фестиваля, увы, сильно упал. Однако есть немного мест в мире, где можно насладиться красивой и яркой зрелищной постановкой, сидя в огромном амфитеатре под звездным небом, на нагретых за день ступенях, которым почти две тысячи лет. Поэтому лично я очень рекомендую купить билет на фестиваль «Арена ди Верона» и послушать, например, «Травиату» или «Кармен». Но это вечером. А пока мы покидаем площадь Бра и направляемся к церкви святого Фермо.

Сан-Фермо
Сан-Фермо

К содержанию

Церковь святого Фермо

Храм расположен на берегу реки Адидже на месте, где, по преданию, в 304 году мученически погибли святые Фермо и Рустико. Первая церковь на этом месте была построена еще в V веке. Позднее храм много раз перестраивался и сейчас выглядит очень величественно: мощный фасад, высокая колокольня, потрясающей красоты архитектурная и цветовая композиция.

Внутри нас ждет удивительное открытие: за мощными стенами скрывается не один, а два храма — верхний и нижний. Верхний храм хранит много интересных произведений художников и скульпторов, фрески XIV-XV вв., в том числе и выполненные знаменитым Пизанелло. В мире сохранилось совсем немного творений этого мастера, и нам очень повезло, ведь немного позднее в другой церкви мы увидим еще одну фреску его работы. Также в верхней церкви установлен саркофаг с останками святых, перенесенный сюда из нижней церкви из-за угрозы подтопления при разливе реки.

В нижнем храме на стенах фрески более древние — XII-XIV вв. После последней реставрации здесь также можно разглядеть часть фундамента прежней раннехристианской церкви, а на своде — украшения в виде цветка с шестью лепестками, принятого христианами в качестве символа воскресшего Христа.

Сан-Фермо
Сан-Фермо

Выйдя из храма и двигаясь далее к площади делле Эрбе (Площадь трав), по дороге обратим внимание на замечательный памятник античности — ворота Порта деи Леони (Ворота львов).

Через эти ворота в эпоху Римской империи проходил путь в колонии на север. Свое имя они получили от скульптур львов, которыми украшена находившаяся неподалеку гробница. К сожалению, сейчас от ворот сохранились только правая половина внутреннего фасада, облицованного белым камнем, а также основание башен.

К содержанию

Площадь делле Эрбе

Эта красивая площадь с фонтаном Веронской мадонны в центре всегда многолюдна. Днем торговцы предлагают сувениры и местные деликатесы. А вечером в ресторанчиках собираются горожане и туристы — на аперитив или поужинать, послушать уличных музыкантов и поболтать в приятной компании.

Площадь обрамляют старинные здания: готический Домус Меркаторум (Дом купцов), где раньше была резиденция профессиональных корпораций, прекрасный Палаццо Маффеи с балюстрадой, на которой установлены статуи античных богов, и мраморной колонной у входа, увенчанной крылатым венецианским львом. Запоминается и дом Маццанти — с фасадом, расписанным фресками на мифологические сюжеты.

Также здесь находится один из символов Вероны — башня Ламберти. Построенная в XII веке, она имеет в высоту 83 метра и является самым высоким зданием в старом городе. Ее также называют «Башня с колоколами», поскольку здесь находятся два колокола, каждый со своим именем и функцией. Самый большой — Ренго — собирал народ на важные собрания и в случаях опасности для города, а второй — Марангона — отбивал часы работы для ремесленников и звонил при пожарах. Башню также украшают часы XVIII века. Наверх можно подняться, и тогда перед вами откроется прекрасная панорама Вероны и ее окрестностей.

Через небольшую арку делла Коста (Арка кита), названную так потому, что в проеме висит большая китовая кость, мы попадаем с площади делле Эрбе на площадь Синьории, которая, в отличие от своей оживленной соседки, имеет вид торжественный и спокойный.

К содержанию

Площадь Синьории

Гармоничный облик этой площади сформировался в основном в XIII-XV вв. На ней также можно увидеть много интересных зданий. Например, дворец Скалиджери (названный по имени династии правителей Вероны герцогов делла Скала) — с черными дроздами по фасаду. Здесь жил Данте, которому власти Вероны предоставили убежище после изгнания из Флоренции. Памятник Данте расположен в центре площади, а также его именем названо симпатичное кафе, интерьеры которого сохранились с XIX века.

К дворцу Скалиджери примыкает Лоджа-дель-Консильо, построенная в XV в. Знатоки архитектуры говорят, что в ней тосканское изящество форм сочетается с венецианской вычурностью, что делает Лоджу наиболее выдающимся творением веронского ренессанса.

Выходя с площади Синьории через арку с грозным названием Вольто делла тортура (Свод пыток), мы окажемся у семейной усыпальницы герцогов делла Скала.

Гробница Скалиджери
Гробница Скалиджери

Не пугайтесь, нам не придется бродить вдоль унылых захоронений на мрачном кладбище. Напротив, мы увидим замечательные памятники, шедевры готического искусства. Наиболее впечатляющими представляются три больших саркофага с навесами и конными статуями наверху. Это гробницы трех герцогов делла Скала — Кангранде I, Мастино II и Кансиньорио. Их мраморные кружевные надгробия поражают изяществом и красотой, мастерством создавших их скульпторов.

К содержанию

Дуомо

Мы идем к главному храму Вероны — Кафедральному собору, или Дуомо. Он был построен в романском стиле, но после многочисленных перестроек приобрел готические черты. Рядом находится незавершенная колокольня, строительство которой начал еще знаменитый архитектор Микеле Санмикели в XVI в.

Фасад Дуомо
Фасад Дуомо

Обратим внимание на резной портал входа: витые колонны с фигурами святых поддерживают массивную полукруглую арку, на которой можно разглядеть множество рельефных украшений. Внутри храма очень интересны два старинных красиво расписанных органа, а также картины и фрески известных итальянских мастеров. Алтарная часть центрального нефа построена Санмикели, и в ней особенно впечатляет преграда перед алтарем в виде полукруглого парапета с колоннами. А в часовне слева от входа можно полюбоваться замечательной работой Тициана «Вознесение Девы Марии».

К содержанию

Церковь святой Анастасии

Недалеко от Дуомо находится самый большой готический храм Вероны — церковь святой Анастасии. Строился он очень долго, с конца XIII до XV века, но фасад его так и остался незавершенным (верхняя часть без облицовки). Рядом с входом в храм установлен висячий саркофаг, который напомнит нам о недавно виденных арках Скалиджери.

Фасад Санта-Анастасия и гробница
Фасад Санта-Анастасия и гробница

Внутри церковь состоит из трех частей, разделенных колоннами из красного мрамора. Все часовни храма богато декорированы и расписаны. У входа мы увидим весьма интересные большие чаши для святой воды, поддерживаемые сидящими мраморными фигурами — их называют «горбунами святой Анастасии». И, конечно, нельзя пройти мимо самой знаменитой фрески церкви — «Святой Георгий и принцесса» работы Пизанелло. До нас дошел только ее фрагмент, но и он производит очень сильное впечатление.

По пути от храма Святой Анастасии к замку Кастельвеккьо (Старый замок) мы проходим двухарочные ворота Борсари, которые были построены во второй половине I века и являлись главными воротами античной Вероны. От них сохранился только фасад с великолепной облицовкой, а внутренние конструкции, к сожалению, разрушены.

Порта Борсари
Порта Борсари

К содержанию

Замок Кастельвеккьо

При виде этого замка сразу вспоминается московский Кремль — те же красные кирпичные стены с раздвоенными зубцами «ласточкин хвост». Строительство Кастельвеккьо также проходило в эпоху правления герцогов делла Скала в XIV в. Мощные стены, окружённые рвом, подъёмные мосты, сторожевые башни — все как полагается в крепости.

Можно прогуляться вдоль зубцов стен, как это делали средневековые часовые, увидеть оригиналы конных скульптур герцогов Скалиджери. Сейчас в замке открыт городской музей, хранящий скульптуры и полотна знаменитых мастеров, оружейную коллекцию, собрания керамики и фарфора, предметов религиозного культа и ювелирных изделий.

От замка через реку перекинут трехарочный мост Скалиджери протяженностью 120 метров, который украшен такими же зубцами, как и стены крепости. С моста можно полюбоваться на панораму исторического центра города и района Сан-Дзено с базиликой, к которой мы и направимся.

К содержанию

Сан-Дзено

Базилика по праву считается выдающимся образцом романской архитектуры во всей северной Италии. Она названа в честь архиепископа Дзено (Зенона), жившего в IV в., причисленного к лику святых и считающегося покровителем Вероны. Фасад здания украшен знаменитым огромным окном в виде розы, которое называют «Колесо фортуны». Очарование церкви придает теплый тон золотистого туфа, из которого сложен храм, с мраморными вставками. Также очень красивы бронзовые ворота с изображением сцен из Старого и Нового завета.

Сан-Дзено
Сан-Дзено

Внутри храм светлый и торжественный. В нем сохранились фрески XII-XIV вв. и алтари разных эпох: ренессансный справа от входа, в стиле барокко — слева и готический центральный алтарь, где можно увидеть замечательную Мадонну работы знаменитого мастера Андреа Мантенья. А самая необычная и интересная, на мой взгляд, реликвия храма — это цветная статуя работы XIII в., которую называют «Смеющийся Дзено».

Смеющийся Дзено
Смеющийся Дзено

И около этого улыбающегося святого покровителя города мы завершим нашу прогулку по Вероне. Безусловно, здесь есть еще на что посмотреть — прекрасные дворцы, храмы, тенистые парки и сады, старинные улочки, мосты и набережные. Поэтому я рекомендую приезжать в Верону на несколько дней, чтобы погрузиться в атмосферу города: неторопливо погулять, посидеть в кафе, побродить по рынкам и торговым лавочкам. Ну, и прикоснуться к статуе Джульетты и загадать желание, если захотите.