Вера и религия - это понятия разные? Я совсем запуталась в собственных противоречиях.

Мое религиозное воспитание в детстве равнялось нулю. Моя бабушка, к которой я ходила вместо садика и после занятий в школе, была абсолютно неверующей (она из семьи дореволюционных учителей), имела ангельский характер и вообще была золотым человеком. Жизнь свою посвятила семье, воспитанию детей, часто вынуждена была переезжать по городам (промышленным стройкам) с дедом. Чудесная хозяйка, прекрасно готовила, но пасок никогда не пекла. Икон не было. Да и представить свою бабушку даже в 70 лет в косыночке я не могу. Дед вообще был безбожником. (это мамины родители). Папа мой был убежденным атеистом - правоту свою доказывал не пустыми избитыми коммунистическими клише, а собственными выводами, несоответствиями, противоречиями, обнаруженными в Библии. Меня, конечно, не крестили. Муж мой тоже не крещеный - его отец тогда как раз в партию вступал.

Естественно, что и сына старшего мы не крестили - даже мыслей таких не возникало. Но не зря же у восточных наров одна из самых страшных угроз: "Чтоб ты жил во времена перемен!" Пошел Димуля в садик в 2,5 года и стал спрашивать: "Дедушка Коля - знаю, дедушка Витя - знаю. А где дедушка Ленин?" Прошло с полгода, "красные" утренники были забыты, и началось усиленное изучение христианских праздников (самое начало девяностых). Чтоб отвечать на сыночкины вопросы, пришлось нам с мужем литературу соответствующую искать и читать. В Рождество на подоконник свечу зажженную ставить (значит если тебе негде родить ребеночка, то мы тебя примем); по полям-лугам весенние листочки кудрявые собирать с сыном, чтоб в луковой шелухе яйца с узором из листьев красить на Пасху; а на Троицу наша квартира превращалась во что-то невообразимо-пестро-зеленое. Но для нас с мужем это было лишь выполнение языческих обрядов от христианской религии, а для сына это была вера. Вопрос о крещении как-то не ставился. В церковь мы не ходили - сын несколько раз заходил сам в церковь, в молельный дом, а я все обещала как-нибудь с ним сходить, надев юбку и косынку (в моем гардеробе мало юбок - по котлам, крышам, котлованам не комфортно в юбке перемещаться). Современный крепкий парень, любитель дискотек, спортивных тренировок, семейных дальних пеших походов, компьютерных игр и вкусно покушать, абсолютно искренне утверждал, что "на Светлое Христово Воскресение всегда солнечно". Недавно среди настенно-подъездных надписей мы обнаружили (не при всяком освещении ее заметишь) не обычную запись: "Я люблю людей", подозреваем, что авторство принадлежит сыну. Яркая, неординарная, непредсказуемая личность. И вот этот миг. Страшный миг, один прыжок, один удар разъединил нас навсегда. Было солнце, море, радость и вдруг… Наш единственный четырнадцатилетний сын погиб. В полном отчаянии в день похорон пошли мы с мужем в православную церковь поставить свечку. И нам не позволили. ("Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие"). К сыночку нашему отнеслись как к щенку бездомному - не крещеный он. Посоветовали обратиться с просьбой в столицу. Оказывается, Бог-то в Киеве живет??! Ты можешь всю жизнь злодействовать, но если неразумным младенчиком был крещен, то подорожнюю тебе все равно купят. ("Не всякий, говорящий мне "Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного", "верующий в Меня имеет жизнь вечную") В опустевшую квартиру возвращаться было страшно, бродили по городу до темноты и забрели в молельный дом христиан Евангелистов, т.е. баптистов. Службы в этот день не было, но нас не прогнали, светло и чисто отозвались о нашем сыночке, оставив работы, все присутствующие помолились с нами. Я молилась первый раз. А на первой в нашей жизни службе каждый из нас просил о своем - и получил. Если бы услышала о таком или прочитала, то не поверила бы (гороскопов в газетах не читаю, в экстрасенсов не верю, булавки не цепляю, через плечо не плюю). Муж просил знамения, что душа Димочкина у Господа в раю, а как подтверждения - дождя. Был засушливый июль 2001 года, и настоящего дождя еще месяц ждали. НО в ту ночь муж проснулся неожиданно, вышел на балкон, а с неба моросит мелкий дождик. Он открыл нечитанную Библию наугад - на странице с молитвой Отче наш. Я того дождя не видела, только утром на уличной пыли остались крапинки. Я же на службе просила Бога позволить прожить все заново, но только не подгонять время, не ждать когда ребенок подрастет и станет чуть легче, а радоваться каждому дню, прожитому рядом с сыночком. На следующий день в местной газете я прочитала статью работника опекунского совета о брошенных детях, но дело не в статье - просто я открыла для себя существование этого совета и протянула руку к телефону. На кануне усыновления я покаялась, я просила совета у Бога. Муж покаялся сразу после благословения сыночка. Тогда (пять месяцев от рождения) еще очень нервный, крикливый, боявшийся людей ребенок вел себя тихо во время благословения (верующие просили Господа благословить кроху), спокойно принимал поздравления. Никакого конвейера. Вообще в молельном доме Евангелистов обстановка умиротворяющая, светлое просторное помещение без икон, красивое песнопение, молитвы на простом доступном языке, дети во время службы ведут себя не принужденно - ходят по залу, садятся, поют, и никто на них не шикает, не "давит". К крещению своему я не готова. Есть соблазн покрестить приемного сыночка, став ему крестной матерью (говорят "молитва крестной матери все грехи отмолит, со дна моря поднимет"), например, в католическом храме (в начале строительства, в разгар возмущенных споров общественности Димочка как-то сказал, что будет туда ходить, но не успел). Я вообще не понимаю разделения на религии - православные, католики, протестанты, баптисты, свидетели,… - все верят в ОДНОГО Бога и сына Его Иисуса, а разделения - лишь примитивная борьба за прихожан и их деньги, за власть и влияние ("в доме Отца моего обителей много"). Зачем спорить в какой церкви крестить ребенка? Да и зачем крестить младенца? 2/3 ответят - чтоб как у всех, или родственники настаивают, или чтоб кричал меньше, или бабка не крещеного лечить не возьмет если что. О вере большинство вспоминают в последнюю очередь. 2/3 наших православных христиан ходят в церковь в лучшем случае 2-3 раза в год на праздники "освятить" воду и продукты, чтоб с пользой потребительски использовать милость Божью. Особо любят разговляться после несоблюдаемых постов, а в конце поминок можно услышать пьяный вопрос: "За что пьем, что празднуем?". Ну а как любят у нас христианские праздники - работать нельзя! Благо, праздников много. Но как может грешный смертный человек (в рясе или в сутане) объявить святость другого смертного человека, разрешить развод, запретить венчание?? Разве можно регламентировать веру очередным церковным указом (как в совковые времена постановлением ВЦСПС)? А унижение женщины, даже у католиков с их культом Девы Марии (которому подтверждения я не нашла в Библии). Христианская религия в этом вопросе не лучше мусульманской, только территориальные традиции иные и не так жестко соблюдаются. Иисус не унижал женщин, он проповедовал всем, кто желал слушать. Кто придумал накрывать голову женщины в знак покорности мужчине? Последователь, тот же книжник, только из новых. Иисус не оттолкнул кровоточащую женщину, исцелил. И батюшку в церкви, я думаю, должна интересовать чистота моих мыслей и души, а не моего тела и белья - не к гинекологу же на прием я иду. Да, в условиях жаркого климата и антисанитарии конца прошлой эры заповеди Ветхого завета, и имели смысл, но тоже с перебором - прикоснуться и к трупу, и к "нечистой" жене в "критические" дни одинаково гадко. За что родители в церкви должны просить прощения (нет такого в Библии), если рождение деточки - милость Божья? Кто придумал называть женщину "сосудом греха"? Адам, конечно, отведал запретного плода, но он же жертва, это Ева подлая предложила. И невинную девчушку крестить "по полной программе" не будут, не достойна девочка. Ну а как можно доверить чужому человеку давать обещание за твоего ребеночка, т.е. навязать заочно крохе чужую волю, чужие обязательства? Это должен быть осознанный шаг, я думаю.

И все-таки я бы хотела, чтобы мой сыночек, когда подрастет, посещал Воскресную школу Евангелистов (если пожелает). В молельный дом мы ходим не часто ("когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне;… а молясь, не говорите лишнего"). Но я научилась молиться. Я благодарю Бога за то, что имею; я восхищаюсь хрупким неповторимым чудом - моим сыночком маленьким Сереженькой; я прошу милости, прошу дать душе сыночка моего Димочки радость и покой. Но чтобы молиться мне не обязательно куда-то идти - желание возникает, когда беру на руки Сереженьку, а он ласково, нежно, доверчиво, всем телом прижимается ко мне, и шелковые волосики щекочут мою шею. Вот это и есть чудо! Вот это и есть милость Божья! А муж уверен, что не мог наш Сереженька чахнуть со своим букетом диагнозов в Доме ребенка - он предназначен был нам, он наш.

Витенко Наташа, mech@azmol.com.