Содержание:

Наверное, все знают песенку про отважного капитана, который объездил много стран и был очень отважный и улыбался, а потом "влюбился, как простой мальчуган" и "краснел, заикался и бледнел, но ни разу улыбнуться не посмел". Прекрасное описание того, что мы ощущаем, когда нас посещает неуверенность.

Впрочем, физические симптомы неуверенности разнообразны: у кого-то начинает дрожать или пропадать голос, кто-то срочно бежит в туалет. Некоторые ощущают слабость в ногах. А иногда непонятно, куда девать руки. Еще головокружение, дурацкий смех...

К содержанию

Критика сверху

Это чувство не рождается вместе с нами. Оно вырабатывается в раннем детстве. И связано, прежде всего, с ситуациями, когда ребенок что-то делает сам и получает на это негативную оценку со стороны взрослых. Например, мальчик от души рисует нечто, гордо называет "машина" и радостно несет свой шедевр маме, а в ответ получает: "Что это за каляки-маляки? У машин колеса должны быть". Девочка на первом утреннике в детском саду забыла пару строчек в стихотворении, а по окончании мероприятия получила "разбор полетов" от ужасно огорченной бабушки. После пары-тройки таких реакций у ребенка закрепляется стойкий негативный эмоциональный ответ, связанный с тем действием, за которое ругали. Закрепляются и определенные микродвижения в теле, связанные с этой ситуацией. Например, мальчик, когда его ругала мама, втягивал голову в плечи, чтобы не слышать этого, а девочка хотела в этот момент убежать, но не могла.

К содержанию

Умею, но не могу

И вот такой ребенок вырастает и идет в школу. И рисовать вроде бы уже умеет довольно сносно, и стихи запоминает замечательно. Вот только один вид красок и бумаги неосознанно вызывает у мальчика поднятие плеч и отключение слуха. Следовательно, он начинает невнимательно слушать задание, рука при зажатом, поднятом плече устает, и рисует он либо что-то не то, либо не очень здорово. А девочка, как только нужно выйти к доске и рассказать стихотворение, чувствует, что ноги становятся ватными, и все строчки из головы вылетают.

Также неуверенными дети становятся, когда растут в атмосфере постоянного стремления к совершенству и сравнения с окружающими. Ведь тогда что бы они ни сделали — все мало, поскольку Петя явно лучше поет, а Маша всегда на "пять" отвечает математику. И любое твое достижение как бы обнуляется, и ощущаешь себя вечно плетущимся в конце паровоза успешных Петь и Маш. Самое грустное, что, вырастая и достигая многого, все равно продолжаешь ощущать, что ничего стоящего в жизни не добился. Или одаренные во многих сферах вдруг, к удивлению окружающих, выбирают скучную профессию, в которой зато невозможно ошибиться, и расти некуда, а значит, никто не придерется. И можно хоть на чуть-чуть почувствовать себя уверенно.

К содержанию

Самое страшное

Как же помочь человеку, поглощенному ощущением неуверенности? Чаще всего мы пытаемся побороть ее усилием воли. Говорим себе что-то вроде "Соберись, тряпка", что и делаем, но часто с большим трудом и не так качественно, как могли бы. Или сдаемся и не делаем, что нужно, а потом мучаемся чувством вины.

Неуверенность черпает свои силы в чувстве страха и тревоги. А страху, как известно, лучше всего "смотреть в лицо" и даже разговаривать с ним. Вот и сейчас для начала можно поговорить с самим собой. А еще — нарисовать это свое состояние неуверенности и задать ему важные вопросы: "Что такого страшного случится, если я выйду к доске и начну отвечать (приглашу на свидание девушку, громко попрошу водителя маршрутки остановиться)?"

Дальше нужно представить, что "ответит" неуверенность. Если ребенок затрудняется, можно предложить несколько вариантов. Их, оказывается, не так уж и много. В основном, они сводятся к двум:

  • буду выглядеть глупо (не то скажу, не так сделаю);
  • надо мной будут смеяться или меня будут ругать (перестанут уважать, отвернутся от меня).

Когда то, чего боишься, озвучено, переходим к способам решения ситуации. Разбирать каждый пугающий пункт на реалистичность и находить варианты поведения.

Например, музыкально одаренная девушка крайне неуверенно чувствовала себя, когда нужно было выступать на сцене. Оказалось, что зрительный зал ощущался ею как сборище крайне критически настроенных по отношению к ней личностей. Мы стали разбирать, кто сидит в этом зале. Выделили несколько групп и разыграли ситуацию в виде ролевой игры. Она садилась на место представителя одной из выделенных групп и смотрела их глазами на себя на сцене. Я задавала уточняющие вопросы: "Что привело сюда? Как относишься к девушке на сцене?" И выяснилось, что действительно критически настроенным во всем зале был только отец девочки. А остальным было либо все равно, либо они относились с симпатией, либо нервничали по поводу предстоящего собственного выступления. Дальше был приглашен папа, и у него с дочкой состоялся чуть ли не первый в жизни разговор на тему ощущения постоянного неодобрения. Девочка услышала, что, оказывается, он сам ужасно переживает за нее и волнуется. И, чтобы не сбить ее своим волнением, сидит с каменным лицом. А она именно это выражение лица интерпретировала как недовольное. Дальше они договорились о специальных жестах одобрения, которые папа и демонстрировал на следующих концертах девушки.

К содержанию

Память тела

Также очень важно выявить, как в теле проявляется состояние неуверенности и уверенности. Ведь иногда мы головой вроде бы все уже понимаем, но тело, попадая в знакомую ситуацию, привычно включает свои зажимы, которые, в свою очередь, активизируют определенные негативные эмоции, и в итоге все наши разумные самоувещевания разбиваются о программу бегства, запущенную телом. Как же ему помочь?

Вариант 1. Перед ситуацией, связанной с неуверенностью, делать упражнения "Гимнастики мозга". Лучше подбирать упражнения, затрагивающие мышцы, которые, как вы отследили, зажимаются. А также обязательно, удерживая пальцами "позитивные точки", представлять желаемое развитие ситуации.

Вариант 2. Отследить, как тело ощущает себя в ситуации уверенности. И несколько раз "перетечь" из телесной позы неуверенности в позу уверенности. Можно даже утрировать и одну, и другую, чтобы лучше ощутить разницу. И в дальнейшем, как только ребенок замечает, что тело погрузилось в неуверенное состояние, он может самостоятельно изменить его на уверенное.