Выберите самый подходящий ответ на каждый из вопросов — описание, соответствующее вашему ребенку в большинстве случаев.

1. Мой ребенок:
а) редко плачет;
б) плачет, только если голоден, устал или перевозбудился;
в) плачет без очевидной причины;
г) плачет очень громко и, если я не подхожу к нему, срывается в исступленный крик;
д) плачет часто и помногу.

2. Когда пора спать, мой ребенок:
а) спокойно лежит в кроватке и постепенно засыпает;
б) обычно без проблем засыпает в течение 20 минут;
в) немного возится и вроде бы начинает задремывать, но тут же просыпается;
г) ведет себя очень беспокойно, его часто приходится укачивать или держать на руках;
д) много плачет и словно сопротивляется моим попыткам уложить его.

3. Просыпаясь утром, мой ребенок:
а) редко плачет — обычно играет в кроватке, пока я к нему не подойду;
б) гулит и оглядывается;
в) сразу же требует внимания, иначе начинает плакать;
г) пронзительно вопит;
д) хнычет.

4. Мой ребенок улыбается:
а) всему и всем;
б) в ответ на соответствующий стимул;
в) в ответ на соответствующий стимул, но иногда, немного поулыбавшись, начинает плакать;
г) часто и охотно, дополняя улыбку громкими бодрыми криками;
д) только при определенных обстоятельствах.

5. Когда я с ребенком выхожу из дома куда бы то ни было:
а) он не создает совершенно никаких проблем;
б) не создает проблем, если только не оказывается в слишком шумном или незнакомом месте;
в) сильно беспокоится и возится;
г) требует невероятно много внимания с моей стороны;
д) вовсе не рад, что его куда-то тащат.

6. Если дружелюбный незнакомец воркует с моим ребенком, он:
а) сразу же улыбается;
б) после минутного раздумья обычно охотно улыбается;
в) чаще всего расплачется, но успокоится, если незнакомец сумеет ему понравиться;
г) приходит в сильное возбуждение;
д) вряд ли улыбнется в ответ.

7. При громком звуке (собачий лай, хлопнувшая дверь и т. д.) мой ребенок:
а) и ухом не поведет;
б) обратит внимание на звук, но не забеспокоится;
в) заметно вздрогнет и чаще всего расплачется;
г) сам начнет шуметь;
д) заплачет.

8. При первом купании мой ребенок:
а) обрадовался воде, словно утенок;
б) был немного удивлен новыми ощущениями, но они почти сразу пришлись ему по вкусу;
в) отреагировал очень чувствительно — задрожал, выглядел напуганным;
г) рассердился, начал с силой молотить ручками и ножками по воде;
д) негодующе заплакал.

9. Обычно тело моего ребенка:
а) расслаблено, но готово к быстрой реакции на стимулы;
б) расслаблено большую часть времени;
в) напряжено и очень сильно реагирует на внешние раздражители;
г) судорожно двигается и подергивается — он беспрерывно сучит ручками и ножками;
д) зажато и малоподвижно — ручки и ножки часто кажутся негнущимися.

10. Мой ребенок издает громкие агрессивные звуки:
а) редко;
б) только если играет и заметно перевозбужден;
в) почти всегда;
г) часто;
д) когда раздражен.

11. Когда я меняю ребенку подгузник, купаю или переодеваю его, он:
а) относится к этому спокойно;
б) реагирует нормально, если я все делаю медленно и объясняю ему, что происходит;
в) часто капризничает, словно терпеть не может оставаться раздетым;
г) весь извивается и пытается все сбросить с пеленального столика;
д) страшно злится — любое переодевание превращается в сражение.

12. Если мой ребенок неожиданно оказывается при ярком свете, солнечном или от лампы, он:
а) относится к этому спокойно;
б) иногда проявляет признаки сильного испуга;
в) начинает сильно моргать или пытается отвернуться от источника света;
г) приходит в сильное возбуждение;
д) проявляет признаки раздражения.

13а. В случае искусственного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:
а) всегда хорошо сосет, сосредоточен, обычно кормление отнимает
не больше 20 минут;
б) в периоды усиленного роста может вести себя не как обычно, но обычно ест хорошо;
в) весь извивается, ему нужно много времени, чтобы опустошить бутылочку;
г) жадно вцепляется в бутылочку и норовит съесть больше, чем положено;
д) часто капризничает, кормление занимает много времени.

13б. В случае грудного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:
а) сразу берет грудь — мы без проблем наладили кормление в первый же день;
б) день-два потрудился, чтобы научиться правильно брать грудь, но теперь все идет как по маслу;
в) всегда хочет сосать, но без конца берет грудь и тут же бросает, словно забыл, как сосать;
г) хорошо сосет, пока я держу его так, как ему нравится;
д) ведет себя очень раздраженно и беспокойно, словно у меня не хватает молока.

14. Наше с ребенком общение обычно выглядит так:
а) он всегда точно сообщает мне о своих потребностях;
б) чаще всего его сигналы легко понять;
в) он ставит меня в тупик, иногда даже кричит на меня;
г) он очень определенно — и, как правило, громко — сообщает, что ему нравится и что не нравится;
д) обычно он привлекает мое внимание громким раздраженным криком.

15. Если мы встречаемся с родственниками, и многие хотят подержать моего ребенка на руках, он:
а) охотно позволяет себя понянчить;
б) бывает разборчивым — не к каждому пойдет на руки;
в) легко срывается в плач, если желающих пообщаться с ним слишком много;
г) может заплакать и даже пытается вырваться, если окажется на руках у человека, который ему не понравился;
д) не желает быть на руках ни у кого, кроме родителей.

16. По возвращении домой откуда бы то ни было мой ребенок:
а) сразу же легко успокаивается;
б) привыкает к дому через несколько минут;
в) сильно нервничает и капризничает;
г) часто проявляет признаки перевозбуждения, его очень трудно успокоить;
д) судя по поведению, бывает разозлен и несчастлив.

17. Мой ребенок:
а) может подолгу занимать себя сам, разглядывая что угодно, даже перекладины кроватки;
б) может играть самостоятельно около четверти часа;
в) вряд ли развеселится в незнакомой обстановке;
г) нуждается в активном и продолжительном стимулировании, чтобы развеселиться;
д) мало чему радуется.

18. Самая заметная черта моего ребенка:
а) он ведет себя просто замечательно, с ним очень легко;
б) он развивается точно по учебнику — словно пособия для родителей с него и писали;
в) он невероятно чувствителен ко всему на свете;
г) он невероятно энергичен и настойчив;
д) это поразительно угрюмый младенец.

19. Судя по всему, мой ребенок:
а) чувствует себя в полной безопасности в собственной кроватке (колыбели);
б) чаще всего любит находиться в своей кроватке;
в) чувствует себя незащищенным в своей кроватке;
г) настойчиво рвется на волю, будто кроватка — это тюрьма;
д) сопротивляется попыткам уложить его в кроватку.

20. Лучше всего моего малыша характеризует следующая фраза:
а) золото, а не ребенок — его и не слышно;
б) с ним легко управляться, он очень предсказуем;
в) это очень ранимое существо;
г) боюсь, когда он начнет ползать, с ним вообще никакого сладу не будет!
д) он «стар душой» — кажется, что этот ребенок когда-то уже рождался на свет.

Чтобы получить результаты теста, подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждый из вариантов. Преобладающий вариант укажет, к какому типу личности относится ваш ребенок.

Преобладают ответы (а): «Ангел».
Преобладают ответы (б): «Учебник».
Преобладают ответы (в): «Мимоза».
Преобладают ответы (г): «Вояка».
Преобладают ответы (д): «Ворчун».

Я предлагаю заполнить этот вопросник вам и вашему партнеру... по отдельности. Если вы одинокий родитель, призовите на помощь кого то из родителей, брата или сестру, другого родственника, хорошего друга, сотрудницу службы помощи роженицам — словом, любого, кто проводит достаточно времени в обществе вашего ребенка.

Почему тест должны пройти двое? Во-первых, гарантирую: каждый из вас (особенно если речь идет о муже и жене) имеет собственную точку зрения. В конце концов, в мире нет ничего, на что два человека смотрели бы совершенно одинаково.

Во-вторых, младенцы по разному ведут себя с разными людьми. Такова правда жизни.

В-третьих, нам свойственно проецировать себя на своих детей. Порой мы очень прочно ассоциируем их темперамент с собственным и видим только то, что хотим увидеть. Малыш впервые поднял головку самостоятельно, а папа ликует: «Мой маленький футболист!». Новорожденная легко успокаивается под музыку, и мама, играющая на пианино с пятилетнего возраста, почти наверняка отмечает: «Сразу ясно, что у нее музыкальный слух».

Прошу вас, не спорьте, если выберете разные ответы на вопросы моего теста. Это не состязание в сообразительности или лучшем знании ребенка. Это просто возможность понять, что за человечек вошел в вашу жизнь. Подсчитайте, каких букв у вас получилось больше, и затем оцените, какое описание точнее всего характеризует вашего малыша. Разумеется, в некоторых младенцах проявляется что то от одного типа, что то от другого.

Посмотреть описания типов личности детей.