Есть вещи, которым можно научить маленького ребенка. Например, письму, иностранному языку или основам геометрии. Это можно сделать довольно рано. А так ли это необходимо?

Рассмотрим раннее обучение ребенка письму письменными буквами.

Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. Здесь стоит заметить, что многие из них, но не все, выступают и против раннего чтения и вообще любых занятий до школы (то есть против раннего развития детей). Но практически каждая учительница - молодая или не очень, консервативная или прогрессивная, горой стоит против дошкольного обучения письму. И в этом они, к сожалению, правы.

Научить ребенка писать очень легко. И это очень соблазнительно - добиться еще одной легкой победы... Но стоит ли?

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк, как навык, невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех - четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.

Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользовать по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется, как навык. Через два - три года ребенок придет в школу, и его будут мучительно переучивать в течение всех начальных классов.

Вопрос: "А для чего вообще рождается идея научить ребенка писать?" Идея состоит в том, например, чтобы дать ребенку возможность выражать свои мысли письменно, фиксировать их (все дети любят придумывать какие-то истории, а родителям хочется их сохранять). Другие родители руководствуются тем, что письмо - это хорошая тренировка для мозга. Некоторые хотят как можно раньше заняться с ребенком изучением грамматики, то есть правописанием. Третьи пытаются дать ребенку как можно больше навыков, входящих в общий культурный комплекс. Еще вариант - кто-то хочет как можно лучше подготовить ребенка к школе, чтобы потом не было проблем...

А можно ли решить те же самые задачи другими способами? Конечно.

Если вы хотите сохранить то, что придумывает ваш ребенок - записывайте это сами под его диктовку. Или научите его печать на электрической пишущей машинке ( с механической он категорически не справится) или же на компьютере ( но не позволяйте ему проводить у экрана больше 10 минут в день).

Изучать с ребенком правописание можно и устно, например, работая с кубиками Зайцева и таблицами к ним. Если вам недоступно это пособие, то научившийся читать ребенок может писать на холодильнике буквами магнитной азбуки или обычными кубиками с буквами на столе.

Для того, чтобы повысить общий культурный уровень ребенка, дать работу его мозгу, получше подготовить его к школе существует множество других способов. Больше читайте ребенку, рассказывайте обо всем на свете, играйте с ним в различные развивающие игры, водите в кружки, секции и студии, наконец, тренируйте руку малыша, чтобы подготовить ее к освоению письма. Для расширения возможностей руки существует масса способов.

Научив своего ребенка писать до школы, вы поставите его перед большими проблемами в отношениях с первой учительницей. Ребенка обязательно будут заставлять писать буквы и слова по несколько строчек в день вплоть до конца третьего класса. Ему будут снижать оценки за почерк. Будет ли первоклашка любить учительницу, которая, по его мнению, просто к нему придирается? Будет ли он безраздельно доверять ей во всем остальном? Скорее всего, нет.

Так давайте оставим этой самой учительнице эту самую область, которая все равно не является обязательной в дошкольный период. А вашему ребенку не повредит то, что где-то он не будет самым гениальным и умелым, еще только переступив порог школы в первый раз (вы ведь и так знаете, что он самый-самый...). Пусть у него будет возможность учиться чему-то вместе со всеми.

Все вышесказанное касается не только обучения письму в раннем возрасте. Ребенок очень многое в состоянии понять и запомнить. Но не нужно раньше времени развивать у ребенка те навыки, которые не могут быть должным образом закреплены, которые не могут сразу интенсивно использоваться. Или давать знания, которым он не сможет сразу же найти применения или в изучении которых вы не сможете активно двигаться вперед. Вы потратите очень много времени на то, чтобы добиться хотя бы каких-то результатов, но в итоге придете в тупик, потому что ребенок, исходя из своих возрастных особенностей не сможет воспринимать более сложную информацию (или интенсивно заниматься), а топтаться вечно на месте ему будет просто скучно.

То же самое время лучше будет потратить на изучение того материала, который более подходит ему по возрасту или развитие навыков, которые сейчас более необходимы.

Лена Данилова, lena@danilova.ru, сайт "Раннее развитие".