Содержание:

Продолжаю рассказ о нашем отдыхе с детьми летом 2016. Посетив два города Золотого кольца — Ростов Великий и Ярославль, мы отправились дальше — в Кострому.

К содержанию

Кострома

У многих этот город ассоциируется с известной песней группы «Иван Купала» и народным фольклором. Однако Кострома, стоящая на месте, где речка с одноименным названием вливается в Волгу, когда-то сыграла решающую роль в переломный момент нашей истории.

Церковь Воскресения на Дебре в Костром
Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

После смерти Ивана Грозного, последнего из Рюриковичей, над страной нависла неопределенность. В эпоху смутного времени и польской интервенции здешний Ипатьевский монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова с матерью. Здесь, на Костромской земле совершил свой подвиг Иван Сусанин, и в 1613 г. Михаил Романов был избран на царство. Поэтому Кострома по праву называется «колыбелью дома Романовых».

Кстати, особое положение и почитание этого города во времена царской России сыграло роковую роль после установления власти Советов. Большевики сильно невзлюбили Кострому, она перестала быть центром губернии, а все земли были разделены между Ивановской и Нижегородской областями вплоть до 1944 года.

Палаты Романовых
Палаты Романовых

К содержанию

Достопримечательности Костромы

В городе с такой богатой историей достопримечательностей и знаковых мест очень много. Мой маршрут был составлен с учетом того, чтобы было интересно детям и чтобы охватить то, что назывется must-see.

Кострома издревле является центром льноводства. Чтобы подробнее узнать о производстве льняных тканей, а также о том, как из коры березы мастерам удается изготавливать полезные в хозяйстве и радующие душу предметы, мы отправились в Музей льна и бересты. Первый этаж посвящен переработке льна. Экскурсовод рассказала и показала нам, как это делали в старину. На втором этаже находится зал, посвященный бересте. Там можно увидеть много интересных и необычных работ современных костромских мастеров.

Затем мы отправились в самый центр, на Сусанинскую площадь, в народе её прозвали «сковородкой» за круглую форму. Там же находится знаменитая пожарная каланча, здание Гауптвахты, а совсем недалеко, в сквере, памятник Ивану Сусанину. Рядом Торговые ряды, самый крупный сохранившийся в России торгово-складской комплекс конца XVIII — начала XIX вв. А главное, работают они по назначению и сегодня. Не заглянуть в «Сырную биржу» я, конечно, не смогла.

Костюмы к спектаклю
Костюмы к спектаклю «Снегурочка»

Далее по программе был запланирован Музей театрального костюма (ул. Симановского, 10). Я читала много положительных отзывов на этапе подготовки к поездке, поэтому записалась на обзорную экскурсию. Вела ее директор музея Вера Сергеевна. Экспонатов довольно много: это всё костюмы и другой реквизит из спектаклей, ставившихся на сцене Костромского драматического театра им. Островского.

Много уникальных костюмов, представляющих не только художественную, но и историческую ценность. Знаете ли вы, что с приходом Советской власти имущество церквей конфисковывалось, и часть его, особенно праздничные одежды духовенства, парчовые, шитые золотом ткани передавались в театры? Там их превращали в костюмы к спектаклям. В музее театрального костюма сохранилось несколько таких экземпляров.

Но мне больше всего понравились костюмы к спектаклю «Снегурочка» по пьесе Островского. Они просто в идеальном состоянии, потому что этот спектакль шёл на сцене театра всего пару лет. Гениальные, но чрезвычайно сложные декорации — настоящий пруд посреди сцены, 12 деревянных поднимающихся и опускающихся помостов, металлические конструкции — очень скоро стали небезопасными для актеров и были признаны аварийными. Решено было снять спектакль с репертуара.

К содержанию

Кострома, Ипатьевский монастырь

Далее мы поехали в, пожалуй, самое знаковое место Костромы, Ипатьевский монастырь (ул. Просвещения, 1). Мы прогулялись по территории, посетили Троицкий собор, палаты бояр Романовых и палаты Годуновых. На все выставки действует единый билет.

Вид на Ипатьевский монастырь с другого берега реки Костромы
Вид на Ипатьевский монастырь с другого берега реки Костромы

Оставалось ещё немного времени, мы вернулись в центр города и решили пройтись по Центральному парку, к берегу Волги. Там нам встретился весьма странный памятник. В.И.Ленин, вроде всё как обычно, в каждом городе такой есть. Вызывает недоумение постамент из розового камня, напоминающий храм. Он никак не соответствует фигуре Ильича ни по масштабу, ни по стилистике.

Оказалось, что это должен был быть памятник к 300-летию династии Романовых, грандиозный, с 26 бронзовыми скульптурами исторических личностей, но война, а затем революция не дали планам осуществиться, а пришедшие к власти большевики не придумали ничего лучше, как водрузить фигуру Ленина на уже готовый пьедестал. Хорошо, что хоть Кострому в Ленин-на-Волге не переименовали, а ведь были такие планы.

Теперь моё повествование наконец переходит немного в другое русло. Хватит истории и величественных архитектурных ансамблей. Наступил четвертый день путешествия, и мы едем в Плёс созерцать природу и шедевры Левитана.

К содержанию

Плёс. Музей Левитана

Сколько фотографий я ни делала, каких только ракурсов ни выбирала, всё равно они не передают той красоты и величия Волги, умиротворенности и тихой прелести городка, утопающей в зелени набережной... Нужно ехать и увидеть это своими глазами.

Пейзажи Плёса завораживают своей красотой
Пейзажи Плёса завораживают своей красотой

Сейчас Плёс — это небольшой уютный туристический городок, место отдыха и творчества. Но первым заметил и показал нам его знаменитый художник Исаак Ильич Левитан. В 1888 году, путешествуя на пароходе по Волге со своими друзьями, художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, он искал место, где бы мог писать с натуры волжские пейзажи, которые так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Увидев Плёс, они решили остаться тут на всё лето. Впоследствии Левитан приезжал сюда ещё два лета подряд. Природа этого городка вдохновила его на создание около 200 работ, которые и принесли художнику известность. С тех пор Плёс стал популярен у творческих людей, сюда приезжали художники, писатели, певцы.

На горе Левитана
На горе Левитана

Знакомство с городом мы начали с замечательной экскурсии в музее Исаака Левитана (ул. Луначарского, 4), на которой нам очень подробно рассказали о его жизни, творчестве, да и о самом городе. Благодаря чудесному экскурсоводу, чей дедушка лично был знаком с Левитаном, я теперь умею отличать ранние и поздние работы этого художника (для последних характерна как бы экспрессивность мазков, а для первых более точная прорисовка деталей), знаю, что на пленэре он писал только эскизы самих картин. А ещё Левитан не писал людей, а фигуры двух человек (мужчины и женщины) на картине «Крымский пейзаж» — дело рук его подруги С.Кувшинниковой. Музей находится как раз в том доме, в котором жил Левитан во время визитов в Плёс. На втором этаже воссоздана атмосфера тех комнат, которые занимали художники.

Комната Софьи Кувшинниковой
Комната Софьи Кувшинниковой

Совсем рядом (вообще в Плёсе всё недалеко) располагается Музей русского пейзажа. Но мы почему-то предпочли любоваться природой реальной (возможно, зря, ведь там находится большое количество подлинных картин знаменитых художников, а в момент нашего визита ещё и проходила выставка полотен из частных коллекций). В общем, мы отправились гулять по набережной, её протяженность 3 км.

К содержанию

Плес, старый город

Будучи в Плёсе, нужно обязательно подняться на Соборную гору и на гору Левитана. Соборная гора — это сердце Плёса. Сын Дмитрия Донского князь Василий I приказал построить здесь крепость для защиты подступов к Ростово-Суздальскому княжеству, после чего Плёс начал активно развиваться. Также на горе находится старейшая церковь города — Успенский собор и здание бывших Присутственных мест (ныне музей). Именно здесь, глядя на Волгу с высокой горы, можно понять название города. Волга в этом месте течёт ровно, не извиваясь. А «плёсъ» с древнерусского переводится как «прямой участок реки».

На горе Левитана главная достопримечательность — деревянная Воскресенская церковь, она была перевезена сюда вместо сгоревшей в 1903 году очень похожей деревянной церкви Петра и Павла, которая изображена на самых знаменитых полотнах Левитана.

Церковь из картины
Церковь из картины «Над вечным покоем»

Снова спустившись на набережную, мы купили большого копченого леща (это обязательный пункт в Плёсе, наравне с осмотром достопримечательностей) и отметили, что людей стало достаточно много, ведь к вечеру прибывают круизные теплоходы с туристами.

Отрывать взгляд от чудесных пейзажей и уезжать очень не хотелось, и только предвкушение ужина из вареной картошечки с плёсским лещом (аромат которого постоянно напоминал о себе из пакета) заставило нас сесть в машину.

К содержанию

Иваново

Город Иваново был последним пунктом нашего путешествия. Под влиянием распространенного стереотипа о том, что «смотреть там особо нечего», решила, что мы пойдём в Музей ивановского ситца (ул. Батурина, 11/42), тем самым начав и закончив культурную программу. А потом я рассчитывала выкроить хотя бы часик на более уместный в Иваново вариант досуга — текстильный шопинг. Сейчас понимаю, что смотреть в Иваново всё-таки есть что, а муж и дети с унылым видом, постоянно повторяющие «Ну, пойдём уже!», категорически не вписываются в процесс выбора покупок и всячески этому процессу мешают.

В залах Музея ивановского ситца
В залах Музея ивановского ситца

Итак, утром мы подъехали к Музею ситца на заранее заказанную мною обзорную экскурсию. На мой взгляд, экскурсию стоит взять обязательно, музей оказался очень познавательным и большим. Читая таблички сами, мы вряд ли бы узнали столько интересного об истории ткацкого производства в Иваново, да и о самом городе.

Когда я выходила из этого музея, в голове крутился калейдоскоп из удивительных фактов. Например, знаете ли вы, что даже британские суда в своё время ходили под парусами из ивановской ткани? А о том, что первые орнаменты ивановцы переняли с восточных принтов (популярные «огурцы» в том числе)? Кстати, вредное и тяжелое ткацкое производство раньше считалось мужским делом. Не правда ли, это противоречит образу Иваново как «города невест»?

Во время ВОВ ткачихи Иваново четыре раза переодели всю Советскую Армию. Кроме того, теперь я поняла, почему в Иваново так любили Советскую власть. Дело в том, что до революции промышленники не сильно заботились о работниках фабрик, условия труда были невыносимыми, а отсутствие вентиляции привело к тому, что Иваново называли «царством чахотки». При Советской власти положение работников значительно улучшилось, а в городе был построен самый большой тубдиспансер в стране.

От начала нашей поездки прошло всего пять дней, но они были такими насыщенными, что, когда мы вернулись домой, мне показалось, что прошёл целый месяц.