Содержание:

Наши читатели уже знакомы с Федей Забывакиным: с помощью родителей мальчик постепенно осваивает секреты тайм-менеджмента, учится планировать неделю и составлять список дел на день. Сегодня рассказываем, как Федя выявил поглотителей времени и научился составлять хронометраж.

Поглотители времени

К содержанию

Как все успеть

Услышав, что родители пришли с работы, взъерошенный Федя выскочил в прихожую и завопил что есть мочи:

— Папа, мама, ну почему у меня опять ничего не выходит?

— Во-первых, здравствуй, сынок, — бодро отреагировал папа. — Мы очень по тебе соскучились, и ты, надеюсь, тоже рад нас видеть, не правда ли?

— Ну конечно, рад, — буркнул, потупившись, Федя.

— Во-вторых, успокойся, пожалуйста, и объясни толком, что стряслось.

— А стряслось то, — возмущённо затараторил Федя, — что я составил классный реалистичный план и собирался его быстро выполнить, и у меня должно было остаться полно времени, и я хотел кино про бегемотов посмотреть, и у меня опять ничего не выходит, и я...

— Стоп, — не выдержал папа. — Правильно ли я тебя понял, что ты не выполнил все намеченные дела, потому что не смог уложиться в запланированное время?

— Вот именно! Я... — продолжал возмущаться Федя.

— А почему?

— Почему, почему... Откуда я знаю почему! — раздражённо пожал плечами Фёдор.

— Отлично, — не терял спокойствия папа. — Придётся открывать детективное агентство. Другого выхода нет.

— Это ещё зачем? — От удивления Федя даже внезапно успокоился.

— Ну как же — время-то пропадает, а куда — ты не знаешь. Стало быть, действуют какие-то поглотители времени. Их надо найти и обезвредить.

— И как же мы их найдём? — Федя уже улыбался.

— Есть такой хитрый способ — хронометраж называется.

— Как-как называется?

— Хро-но-ме-траж, — по слогам произнёс папа. — Одного из древнегреческих богов звали Хронос, что означает «Время». От его имени и произошло название первых в мире часов — хронометр — и способа учёта времени — хронометраж. Но об этом мы поговорим чуть позже, а пока давай-ка поймём, остались ли у тебя сегодня критически важные дела. Например, домашнее задание на завтра или помощь бабушке.

— Да нет, бабушка сегодня ни о чём не просила, а домашние задания я успел сделать. Вот только на проекте застрял. Я так переживаю, ведь мне его уже в понедельник сдавать. А в воскресенье будет выставка собак, и я мечтал, чтобы мы на неё пошли!

— Ну и что, сегодня ещё только четверг. Давай поступим так. Вначале ты всё-таки отыщешь своих поглотителей времени, иначе они тебе всё время будут жизнь отравлять. Для этого я тебе расскажу, как ведётся хронометраж, и ты его завтра проведёшь. Вечером разберёмся с результатами. А в субботу ты спокойно доделаешь всё, что не успел закончить по проекту. Если понадобится, я тебе помогу.

— Послушай, — вмешалась мама, обращаясь к папе. — А как насчёт того, чтобы не только Феде, но и нам с тобой провести хронометраж завтрашнего дня? И нам польза, и Фёдору в компании веселее.

К содержанию

Как провести хронометраж

— А что, я не против, — согласился папа и потянулся за ручкой и тетрадкой. —Тогда берём блокнот или тетрадку и расчерчиваем её вот так.

Как все успеть

Перед тем как приступить к выполнению какой-то работы, мы записываем её в эту таблицу, в колонку «Дело». В следующей колонке указываем время начала. Потом спокойно делаем работу, не глядя на часы. А как только заканчиваем, смотрим на часы и в колонке «Окончание» записываем время. Дальше новое дело — и мы всё повторяем сначала.

— А столбец «Затрачено времени» что означает? — спросил Федя.

— Этот столбец ты заполнишь вечером, когда выполнишь все дела. Тебе нужно будет вычесть из времени окончания работы время её начала и записать разность в столбец «Затрачено времени». И тогда ты увидишь реальную картину того, на что было потрачено твоё время.

— А мне только дела записывать надо или всё-всё, чем я занимался? Например, когда я с бабушкой разговариваю, мне это тоже записывать нужно?

— Давай-ка завтра всё-всё запиши. А вечером мы вместе поработаем детективами: будем поглотителей времени искать. А теперь, друзья мои, предлагаю поужинать и всем вместе посмотреть фильм про бегемотов, отдыхать ведь тоже надо!

На следующий день после ужина семья Забывакиных уселась обсуждать проделанную работу.

— Итак, друзья, — начал папа. — Сегодня мы втроём вели хронометраж дня, и каждый получил определённые результаты. Предлагаю искать поглотителей времени, анализируя Федин хронометраж. А по ходу дела будем смотреть, было ли что-то подобное у нас, и рассказывать об этом. Давай, Фёдор, показывай, что у тебя получилось.

А получилось у Феди вот что.

Тайм-менеджмент для школьника

— Ты смотри, какую огромную работу проделал наш сын! — уважительно воскликнул папа. — Теперь давай соображать: какие основные дела ты сегодня выполнял?

— Был на репетиции — это раз. Разбирался с «Вордом» — это два. И статью писал — три.

— Вот и давай с тобой подсчитаем, сколько чистого времени ушло на эти дела, а сколько — на всё остальное. Итак, рисуем ещё одну таблицу.

И папа быстро начертил на листе бумаги.

4 поглотителя времени

К содержанию

4 поглотителя времени

— Смотри, Фёдор, — сказал папа, заполняя таблицу, — суммарное время, которое потрачено на репетицию, равно 1 часу 40 минутам.

Однако в течение этого времени вы вначале 15 минут ждали девочек, а затем ещё 15 минут ждали, пока заменят колонки. То есть реальное время на 30 минут меньше и равняется 1 часу 10 минутам. А на что потрачены лишние 30 минут?

— На ожидание? — робко спросил Федя.

— Ну конечно! Вот мы и выявили наш первый поглотитель времени — это «Ожидание».

— А у меня сегодня тоже такой поглотитель был, — вмешалась мама. — Представляете, совещание не могли начать: двоих ждали.

— Так начинали бы без них, — пожал плечами папа.

— Ну да, особенно если учесть, что это шеф и его заместитель, — скептически возразила мама.

— И что же делать теперь с этим поглотителем?

— Ну, можно заранее взять с собой что-нибудь, что позволит с пользой провести время: книжку, плеер, приставку, — сказал папа. — Это если ты можешь предположить, что тебе придётся кого-то или чего-то ждать. А если не можешь, то в телефоне есть игры, а в портфеле — ручка и блокнот. Порисуй или запиши какие-то интересные планы на будущее — как раз есть время их обдумать.

— Можно же и кому-нибудь из ребят позвонить, пообщаться, — подхватил Федя.

— Вот-вот, — согласился папа. — А для тебя вообще важнее всего сейчас стихи повторять.

— Вязать можно, — вдруг раздался голос бабушки, и все захохотали, представив себе, как они вяжут — кто в школе, а кто в ожидании совещания.

— Интересно, а что это вы смеётесь? — нимало не смущаясь, продолжила бабушка. — Вы вон модничаете в красивых шарфах, а я, между прочим, связала их в очередях всяческих да когда Олечка на прогулке в коляске спала.

Как провести хронометраж

— У поглотителя времени «Ожидание» есть родной брат, — продолжил папа. — И зовётся он «Опоздание». Почему брат? Да потому что, когда один опаздывает, другому приходится его ждать. Вы сегодня ждали девочек, потому что они опоздали. Мама сегодня ждала начальника, который опоздал.

Но самое интересное, что ты же сам можешь пострадать из-за своего опоздания. Например, ты вовремя не пришёл в поликлинику, а тебе надо получить справку в бассейн — значит, придётся идти туда в другой день.

— А в этом случае что делать?

— Прежде всего, я думаю, не забывать заводить будильник. Ну и приучить себя всё делать заранее: заранее выяснять, сколько времени нужно на дорогу, заранее узнавать расписание, заранее выходить из дома, заранее собирать вещи, а не готовить их в последнюю минуту.

Ещё важный момент: если у тебя намечаются две встречи подряд, то между ними стоит запланировать перерыв — тогда первая встреча не задержит вторую, даже если продлится дольше намеченного. У меня, кстати, такая ситуация сегодня была: в расписании стояло подряд несколько встреч с коллегами. А с утра человек на первую встречу опоздал. Так оно и пошло всё сдвигаться до самого вечера, даже поесть толком не успел.

Ну, давай посмотрим дальше твой хронометраж. Следующее дело — разобраться с текстовым редактором. Давай опять рисовать табличку.

Образце хронометража рабочего дня

— Вот так-то: разбирался с программой ты вовсе не 50 минут, а всего 20, остальное время книжку искал, — сообщил папа.

— Ничего себе, — ахнул Федя. — Это, выходит, я дольше книжку искал, чем работал?

— То-то и оно. Познакомься с ещё одним поглотителем времени под названием «Беспорядок». Если бы все вещи лежали на своих местах, ты бы просто подошел к полке и взял эту книгу.

У нас осталось последнее дело — твоя статья, и мы рисуем нашу последнюю табличку.

Как все успеть школьнику

— Вот так-то, дружище, — сказал папа. — Казалось бы, ты статью писал два часа, а на самом деле всего час. И здесь не обошлось без поглотителя времени. А называется он «Отвлечение». Это очень коварный враг. Если мы отвлекаемся при выполнении какого-то дела, то делаем его гораздо дольше. Я имею в виду, что на само дело, даже без учёта перерывов, уходит гораздо больше времени.

— Это почему?

— Представь себе, что поезд едет без остановок четыре часа. А если он делает четыре остановки, то едет уже на 40 минут больше. Как ты думаешь, сколько времени поезд стоит на каждой остановке?

Федя быстро разделил 40 на 4 и сказал:

— Подумаешь, это и так ясно, что 10 минут.

— А на самом деле одну-две минуты. То есть на остановки в среднем уходит шесть минут. А на что же уходит 34 минуты, как ты считаешь?

— А-а-а, я понял, наверное. На разгон и торможение.

— Конечно. Вот и наша голова работает так же, у неё тоже есть разгон и торможение. И чем больше мы переключаемся с одного дела на другое, тем больше времени занимает выполнение этих дел.

— А меня сегодня звонками замучили, — вдруг призналась мама. — Завтра, пожалуй, хоть на час поставлю телефон на автоответчик и займусь в это время наиболее важными делами. А потом всем перезвоню.

— Вот и правильно, — согласился папа. — Видишь, Фёдор, какое мы важное дело сделали: нашли и обезвредили поглотителей времени. А всё благодаря тому, что ты провёл хронометраж. Завтра доделаешь свою статью, а в воскресенье пойдём все вместе на выставку. Кстати, какие всё-таки породы мы идём смотреть, а?

Уважаемый читатель, а у тебя бывало так, что ты никак не успевал выполнить намеченные дела и при этом не понимал почему? Попробуй в течение одного дня провести хронометраж — и многое прояснится.