Содержание:

Ураганы, наводнения, цунами, землетрясения, лесные пожары... Может быть, через сотню лет люди научатся защищать себя от стихийных бедствий. Но со времен гибели Помпеи и до сегодняшнего дня мы все так же уязвимы. Еще свежи раны от землетрясения в Армении, наводнений на юге России и в Европе, цунами в Юго-Восточной Азии, а мы вновь с тревогой прислушиваемся к новостям: "Первые плотины, восстановленные на Восточном побережье США после урагана Катрина, через несколько дней разрушены тайфуном Рита"... Стихия наносит удар за ударом, не давая людям вздохнуть спокойно.

Каждый год МЧС составляет прогноз по чрезвычайным ситуациям в России. В прогнозе на 2005 год есть такие слова: "Повторяемость опасных природных явлений и процессов в последнее десятилетие является максимальной за весь период наблюдений". Наибольшее количество природных ЧС прогнозируется на территории Южного и Дальневосточного (по 40-50 ЧС) федеральных округов.

Стоит ли говорить, что дети нуждаются в защите, как никто другой. В первую очередь, это малыши, которые оказались в районе катастрофы. Но в этой статье речь пойдет не только о них. Репортаж с места стихийного бедствия, который ребенок увидит по телевизору или услышит по радио, может произвести на него очень тяжелое впечатление и вызвать целый ряд психологических проблем. Как действовать родителям, когда от тревоги в голову лезет все, что угодно, кроме нужных слов для детей? Как научить ребенка разумно вести себя при угрозе стихийного бедствия?

К содержанию

"Мама, я боюсь..."

Конечно, если ваш ребенок живет не в вакууме, полностью изолировать его от тревожной информации не удастся. В этом случае лучше всего обсудить с ним все, что его волнует и тревожит. Для вашего ребенка вы - защитник и источник информации, гораздо более полезный, чем телевизор, потому что в выпусках новостей вещи нередко драматизируются и преподносятся в шокирующем виде. Если уж вы позволяете ребенку смотреть новостные программы, делайте это в очень небольших количествах и лучше в вашем присутствии, чтобы было с кем обсуждать неизбежно возникающие вопросы.

Как выстраивать разговор, если ваш ребенок испуган угрозой стихийного бедствия?

  • Скажите детям, что им ничего не угрожает

К сожалению, при всем желании ни один родитель не может гарантировать 100%-ную безопасность своего ребенка. Но открытым текстом сообщать об этом детям не нужно. Лучше сказать так: "Мы сделаем все возможное для твоей безопасности". Особенно важно услышать это маленьким детям. Такое утверждение поможет им успокоиться и избавит от мучительных раздумий на тему "Что со мной случится? Кто меня спасет?".

  • Сохраняйте спокойный и уверенный вид

Всегда объясняйте детям ситуацию спокойным тоном, тщательно скрывайте от них, что вы тоже боитесь. Сопровождайте слова объятьями и дружескими поглаживаниями, это поможет детям почувствовать себя в безопасности.

  • Пусть дети задают вопросы

Предложите малышам спрашивать вас обо всем, что их тревожит. Если вы не знаете ответов на некоторые вопросы, попробуйте обратиться к печатным изданиям, Интернету, друзьям или даже врачам. Телевизор, как мы сказали выше, лучше использовать в ограниченных количествах и в присутствии взрослых, чтобы не поддаться панике.

  • Объясните, в чем суть природных явлений

Природа может быть необыкновенно прекрасной, и в той же мере ужасной. Вряд ли вы хотите, чтобы ваш ребенок испытывал панический ужас перед любыми природными явлениями. Поэтому надо объяснить ему, что такое землетрясение, ураган или цунами, отчего они происходят. Рассказать, что люди научились приспосабливаться к этим стихийным бедствиям и какой-то мере защищаться от них. Можно поговорить о том, что в результате катаклизмов формируется облик и ландшафт Земли, но периоды активности сменяются периодами затишья и спокойствия.

  • Пусть дети помогают кому-то еще

Дети страдают не только от страха перед природой, но и от бессилия помочь тем, кто действительно пострадал от стихийного бедствия. Обратитесь в какую-то благотворительную организацию, будь то "Красный крест" или "Врачи без границ", и перечислите пожертвование пострадавшим от того или иного катаклизма. Если речь идет о событии, произошедшем в далекой стране, расскажите ребенку что-то об этом уголке земного шара, о его населении и культуре.

К содержанию

Когда родители на работе

Почти каждый ребенок младшего школьного возраста время от времени оказывается дома один. Никто из нас не считает этот вариант желательным, но все же так бывает. В эти минуты и часы школьник особенно уязвим и беззащитен перед лицом нестандартных ситуаций. Безусловно, есть какие-то вещи, которые ребенок должен знать, чтобы суметь сообщить взрослым о себе.

Можно дать несколько универсальных рекомендаций для родителей, которые хотят обеспечить безопасность детей в свое отсутствие. Эти советы помогут детям адекватно вести себя в сложных ситуациях.

  • Создайте список экстренных телефонных номеров

Запишите телефоны службы спасения, скорой помощи, милиции, газовой службы. Включите в список мобильные, домашние и рабочие номера ближайших родственников и надежных друзей. Спросите у этих людей, можно ли на них рассчитывать в случае форс-мажора? Знают ли они, что ребенок может к ним обратиться за помощью? Есть ли у них необходимая для экстренной помощи информация (номер вашего мобильного телефона, ваш точный адрес, и т.д.)?

  • Список - на видное место!

Если список экстренных телефонных номеров не висит на видном ребенку месте (лучше у каждого из телефонных аппаратов), повесьте его туда сейчас. Напишите там же ваш адрес. Охваченная паникой бабушка или няня могут не вспомнить ваш точный адрес, вызывая службу спасения по телефону.

  • "Экстренный" блокнот

Это правило полезно для всех, но особенно важно для людей, живущих в регионах с повышенной вероятностью стихийных бедствий. Заведите "экстренный" блокнот и держите его на кухне. Запишите туда инструкции, как действовать членам вашей семьи при возникновении типичных форс-мажорных ситуаций. (Например, если вашей местности угрожают затопления во время весеннего паводка, напишите в блокнот, к кому вы можете уехать, и как туда позвонить.) У каждой семьи в идеальном случае существует хороший знакомый или родственник, живущий в другой местности. Запишите в блокноте его контактную информацию и пометьте: "помощь в другом городе".

Для чего нужен этот блокнот? Если катастрофа развивается стремительно, и надо срочно покинуть дом, взяв минимум вещей, вы не успеете позаботиться обо всем сразу. А положить блокнот в карман - дело трех секунд.

  • Как отключить электричество, воду и газ

Иногда ЧП случается непосредственно в вашем доме. Поэтому в "экстренном" блокноте должны быть указания, как отключить системы обеспечения водой, электричеством и газом, и по каким телефонам вызвать аварийные службы.

  • Поговорите с детьми о том, как вести себя при чрезвычайных ситуациях

Дайте детям необходимые инструкции. Они зависят, в первую очередь, от их возраста. Кто сможет забрать ребенка к себе, если объявят эвакуацию в школе, а родителей нет дома? Как вести себя при пожаре? С малышами полезнее сыграть в ролевую игру, чем прочитать им лекцию.

  • Используйте средства безопасности в повседневной жизни

Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности в машине и пристегивайте детей. Переходите улицу по пешеходному переходу, на зеленый свет. Показывайте детям, что гладить незнакомую собаку можно только с разрешения хозяина.

  • Спасателей надо слушаться!

В разговоре выражайте поддержку и одобрение действий милиции, пожарных, учителей, которые проводят в школе учения по эвакуации и спасению. Дети должны уважать сотрудников служб спасения и понимать всю важность выполнения их указаний.

К содержанию

Если это все-таки произошло

Да, стихийные бедствия случаются. И иногда именно там, где мы находимся. Конечно, многие родители стараются прививать детям культуру безопасности с раннего возраста. В школе также каждый ребенок изучает предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Взрослые тоже должны иметь необходимые сведения, все мы проходили курс гражданской обороны в ВУЗах или где-то еще.

Если есть время подготовиться к катаклизму (о приближении тайфуна метеорологи предупреждают за неделю и больше), то родителям, от действий которых нередко зависит жизнь ребенка, мы советуем обратить внимание на правила поведения при чрезвычайных ситуациях, составленные МЧС России.

Здесь мы коснемся только одной из проблем, связанной с детьми в регионе стихийного бедствия. Что может сделать родитель для психологической помощи своему ребенку? Что следует говорить маленьким детям, попавшим в беду? Федеральное Агентство по чрезвычайным ситуациям США (аналог Российского МЧС) составило примерный план беседы с ребенком по этому поводу.

"Стихийные бедствия случаются внезапно и могут напугать тебя и твоих родителей. Может быть, тебе придется уехать из дома, и нельзя будет ходить в твой садик. Может быть, тебе не удастся спать в своей кровати, и все будет не так хорошо, как всегда. Вот шесть вещей, о которых нужно помнить.

  1. Стихийные бедствия быстро проходят. Скоро все будет хорошо.
  2. Твоя жизнь наладится по-новому, пока ты не можешь вернуться домой. Ты устроишься на новом месте и познакомишься с новыми друзьями.
  3. Когда тебе страшно, и ты не знаешь, что делать, обращайся за помощью к родителям и другим взрослым. Они объяснят тебе, что происходит. Не бойся задавать вопросы, типа: "Сколько мы здесь будем находиться?", "Когда мы вернемся?".
  4. Иногда бывает полезно рисовать картинки о том, что с тобой случилось. Ты можешь рассказывать о том, что ты чувствуешь.
  5. Можно плакать, если тебе страшно. Но запомни: скоро станет лучше.
  6. Ты можешь сам помогать другим. Во временном убежище полезное занятие найдется для детей любого возраста. Это может быть помощь по уходу за самыми маленькими, по уборке или раздаче еды. После урагана или землетрясения ты также сможешь помочь родителям убрать песок и мусор из дома."

К содержанию

Обратитесь к психологу

Если новости из телевизора стали для вас реальностью, и ваш ребенок уже пережил ситуацию стихийного бедствия, подумайте о том, что ему необходима помощь психолога. Вот как описывает взрослый очевидец наводнение в Новороссийске летом 2002 года: "На глазах у испуганных детей и взрослых вода уносила в море деревья, ларьки, автомобили. Описать весь ужас происходящего вряд ли возможно, скажу одно - это был самый страшный день в моей жизни". Можно только догадываться о том, что испытывали дети, находившиеся рядом.

В нашей стране существуют специальные программы реабилитации детей, оказавшихся в зоне стихийных бедствий. Не пренебрегайте возможностью помочь своему сыну или дочери. Можно и нужно сделать так, чтобы страхи отступили, и ребенок уверенно смотрел в будущее.

Евгений Арсеньев