Содержание:

Вспомните наше детство: классики, салочки и казаки-разбойники во дворе с друзьями-подружками, лето, проведенное у бабушки на даче или в пионерлагере. Хотелось бы, чтобы и у наших детей было такое замечательное детство, полное радости и веселья. Но... Типичный российский ребенок с двух-трех лет ходит в детский сад, где ему приходится привыкать к часто меняющимся воспитателям, нянечкам и учиться общаться со сверстниками. Лет с четырех его отправляют на курсы английского, в какую-нибудь спортивную секцию и на занятия по подготовке к школе. С семи лет каждый вечер после хореографии, рисования, английского, французского или музыки (а зачастую и всего сразу) малыш должен сидеть как минимум полтора часа за уроками. Сегодня дети перегружены и утомлены до такой степени, что почти каждому можно с чистой совестью рекомендовать ходить на сеансы к психологу, чтобы научиться справляться со стрессом.

К содержанию

Что это такое?

Давайте для начала разберемся, что же это собственно такое. Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате умственных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: "Единственный способ убежать от стресса — это умереть". Стресс может быть и полезным — когда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он, скорее, парализует волю к решению проблемы.

Исследователи говорят о трех стадиях развития стресса.

К содержанию

Cтадия тревоги

Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации. Удивительным образом "проходят" хронические соматические заболевания — гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии.

Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.

К содержанию

Стадия сопротивления

Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Появляется некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие неплохое, организм уже начинает давать сбой. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются достаточно оптимально. Происходит некоторое "врабатывание" в ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.

К содержанию

Стадия истощения

Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свои функции. И физически, и психически ребенок выжат, его энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары — маленький человек боится заснуть и увидеть снова что-то страшное. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события — вздрагивать, вскрикивать, плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, малыш становится сверхбдительным, но вместе с этим ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева. На этой фазе требуется неотложное вмешательство специалистов, необходимо обязательно прибегнуть к срочной психологической помощи.

К содержанию

Как распознать?

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит. Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения, раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т.д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

Иногда спокойный прежде ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая пищу беспрерывно.

К содержанию

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

Стресс у малыша вызывают значительные, но в то же время естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд на другую квартиру, смена школы, развод родителей или их повторный брак и даже появление признаков созревания собственного организма (наступление менструаций у девочек). А еще обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, отрывом от семьи, болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение зубного врача, неприятные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка), обследование в больнице (тем более, предстоящая операция).

Детей угнетает напряженная, неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), сложности в контактах с одноклассниками, конфликты с учителями.

Совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, травма, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека — это все страшные удары по детской психике (и, слава Богу, что они все-таки единичны).

Ну а самая распространенная причина стресса — чересчур интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационный пресс.

Важно помнить, что маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимой крысы, потеря футбольного мяча. Радостные события также могут послужить источником стресса — например, первая любовь или "выход в свет" на школьную дискотеку.

К содержанию

Что делать родителям?

Как бы вам не хотелось "подстелить соломку", не пытайтесь оградить ребенка от всех стрессовых ситуаций. Задача родителей в другом — выпустить маленького человека в жизнь как можно более стрессоустойчивым и... понимающим, где он может найти поддержку. Главное "услышать", как ребенок сигналит о своем напряжении! Необходимо узнать, в чем его причина. Выяснить это лучше всего во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки. Рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит малыша. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как бы он повел себя в той или иной ситуации. А самое главное — сделайте жизнь своих детей легче! Как? Вот несколько шагов, с которых можно начать прямо сейчас:

Не пичкайте детей знаниями. Перегрузка младших школьников структурированными знаниям не сделает их гениями, но может повысить уровень тревожности. Старайтесь побольше занимать ребят играми, включающими воображение.

Следите, чтобы маленький школьник не был перегружен. Не требуйте от него постоянных высших оценок и самого ребенка убедите: если он не самый первый во всем на свете, это еще не значит, что он неудачник.

Антистрессовые упражнения
"Воздушный шарик" (для детей 4-6 лет)
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить "вдыхать и выдыхать".
При этом говорите ребенку следующее:
  1. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни его воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из шарика.
  2. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  3. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сосчитай до 5.
  5. Снова вдохни и наполни шарик воздухом. Задержи его, считая до 3.
  6. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух выходит из шарика через горло, рот.
  7. Повтори 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя в груди надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь.
  8. Остановись и почувствуй, что ты полон сил, а вся обида (страх, злость — по ситуации) пропала.
"Лифт" (для детей 6-11 лет)
Цель: совершенствовать навыки, полученные с помощью "воздушного шарика", научиться расслаблению и регулированию нервной системы. Дети учатся выделять три участка: голову, грудь и живот, задерживая дыхание на 6,8 или 12 секунд в каждом из них. Как это объяснить?
  1. Сделав вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Выдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
  2. Снова вдохни — воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
  3. Вдохни еще раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
  4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу, к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
  5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.
"Сад чувств" (для детей 7-10 лет)
Цель: тренировка ума и активизация чувств, достижение творческой сосредоточенности. Упражнение связано уже не с дыханием, а с воображением. Все, что написано дальше, кто-то должен читать или рассказывать. Можно включить классическую музыку.
  1. Сядь поудобнее в кресло и закрой глаза. Представь, что ты входишь в заброшенный сад и становишься его садовником.
  2. Тебе хочется очистить его от мокрых листьев и веток, ты берешь грабли, садовые инструменты и начинаешь работать. Ты подстригаешь разросшуюся траву и срезаешь старые ветви, заглядываешь в каждый уголок сада и везде наводишь порядок, сажаешь самые разные новые цветы и кустарники.
  3. Сад наполняется прекрасными звуками: ты слышишь жужжание пчел, пение птиц, отдаленный шум водопада, ощущаешь глубокий покой. Этот покой обновляет твои чувства.
  4. Ты вдыхаешь свежий запах сосны, чистого воздуха, благоухание розы, жасмина, лилии и множества других цветов; сильный, как крепкий кофе, запах земли. Воздух отдает дымком. Кто-то разжег костер. Представь что-нибудь вкусненькое, чтобы у тебя потекли слюнки.
  5. Представляя это, опусти руки с края бревна, на котором ты сидишь, коснись прохладной влажной земли.
  6. Ты можешь навсегда остаться в этом саду, он так много дарит тебе в благодарность за маленькую заботу. Все шесть чувств говорят тебе, что этот сад совершенен, и ты можешь прийти в него в любое время. Он цветет в твоем воображении, и каждый день там появляются новые ростки и цветы.
  7. Несколько раз глубоко вдохни и выдохни, ощущая аромат воздуха. Медленно открой глаза. Если хочешь — можешь нарисовать сад или заняться чем-нибудь другим.
Примечание. Некоторым детям, особенно тем, которые испытывают сложности в обучении, может быть трудно представить мысленную картину. В этом случае поможет направленное воображение. В результате, увидев предложенные им образы, дети смогут создавать собственные.
Из книги Шейлы и Шелдона Левис "Ребенок и стресс" (СПб., 1996).

К содержанию

Научитесь справляться со своим собственным стрессом

Чтобы быть правильным примером для своих детей, выделите несколько минут после работы на то, чтобы успокоиться перед общением с ними.

Будьте физическими активными. Ежедневная семейная прогулка на свежем воздухе до или после ужина не только снижает напряжение, но также дает детям и родителям возможность просто пообщаться друг с другом.

Культивируйте сплоченность семьи. Вместо того чтобы давать детям играть в видеоигры или лазать по Интернету в своей комнате, сыграйте с ним в какую-нибудь игру или всей семьей посмотрите хорошее кино. Одиночество и отстраненность — один из основных источников стресса.

Что еще могут сделать родители? Научить чадо доступным способам снятия избыточного стресса. Конечно, все индивидуально. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой, искусством, близкими по духу людьми или же медитация. Помогите ребенку выбрать свои способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.

Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и прочее. Обратите внимание на три очень полезных упражнения из книги Шейлы и Шелдона Левис "Ребенок и стресс" (СПб., 1996).

К содержанию

На что обратить особое внимание?

У детей разного возраста преобладающие причины возникновения стресса различны. Это связано с тем, что в каждом возрасте у ребенка свои "зоны психической чувствительности", которые наиболее ранимы и подвержены стрессу. Родителям обычно такие тонкости неизвестны. Поэтому временами бывает трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что-то другое?

Обращаем ваше внимание на несколько важных моментов.

Продолжительность. Плохое настроение в течение одного дня является абсолютно нормальным. Но если ребенок капризничает и не слушается на протяжении недели, а то и месяца, это должно стать поводом для волнений.

Возрастное соответствие. Ситуация, когда двухлетний ребенок плачет и хватается за одежду покидающей его мамы, совершенно нормальна. Но если то же самое происходит с девятилетним ребенком, то родители должны более внимательно присмотреться к сыну или дочери.

Интенсивность. Оказывает ли поведение ребенка отрицательное воздействие на его жизнь? Например, все дети боятся чудовищ, но, возможно, ваш малыш не может заснуть от страха, думая о них.

Отклонение от нормы. Обратите внимание, насколько его поведение не соответствует привычному, насколько его реакция на проблематичные ситуации и неприятных людей отличается от обычной, нормальной для детей его возраста и темперамента.