Содержание:

Начало

К содержанию

Режиссура театрализованного представления

Талантливо написанный сценарий еще предстоит реализовать и желательно талантливо его воплотить в зримых образах и действиях. Учитель, пишущий сценарий, творчески подходящий к этому делу, чаще всего уже заранее "видит" то, что переносит на чистые листы бумаги. Это режиссерский подход к сценарной работе. Есть масса сценариев, которые издаются сейчас в разных издательствах для школ, учреждений дополнительного образования, которые учителю бывает трудно поставить со своими воспитанниками. Трудно в первую очередь потому, что писали их, как правило, люди, не имеющие сценарно-режиссерских знаний хотя бы на уровне основ. И получаются раздутые словесно тексты, которые невозможно выстроить действенно. С этими текстами мучаются дети-актеры, эти тексты не могут дослушать дети-зрители. Ни о каком захватывающем зрительское внимание развитии действия нет и речи. Это, по большому счету, не сценарии, а литературные тексты, которые дети — каждый — могут при желании прочитать, лежа дома на диване, а не отсиживать терпеливо в зале очередную "громкую читку в лицах со сцены".

Сценарий непременно должен увлечь тех, кто собирается воплощать его на сценической площадке. Если же он не взволнует постановщика и будущих исполнителей, то он не будет интересен и зрителю.

Слово "режиссер" означает "управляющий". В данном случае учитель становится человеком, который управляет процессом создания сценического произведения на основе существующего драматургического материала, написанного им самим или другим автором сценария.

Создание сценария и его воплощение. Часть 3

Режиссерская работа многолика и многообразна: режиссура театра, режиссура кино, режиссура телевидения, режиссура праздников и зрелищ. Но есть у всех этих понятий незыблемые основы: поиск замысла, выразительных средств, режиссерского решения, построение событийного ряда, действенные задачи, распределение эпизодов, построение мизансцен, сценографическое решение драматургического материала, работа с исполнителями, репетиционный план и т.д. Главное, помнить одно: всегда и везде общей важнейшей будет главная цель режиссера — выявив систему сценических образов на основе творческого анализа драматургического материала, отобрав наиболее яркие и логичные для конкретного произведения выразительные средства, выстроить сценическое действие в его непрерывном развитии.

Воплощение режиссером сценария — это перенос его на язык сцены, подчинение работы всех исполнителей своему режиссерскому решению. Природа драматургического (сценарного в нашем случае) и режиссерского замысла отличается друг от друга. Нередко фрагмент, какое-то действие, описанное сценаристом в словесной форме, режиссер заменяет на сцене действием героя без слов или каким-то техническим приемом (свет, музыкальная фраза, шум, звук и т.д.). Если сценарий — это литературная канва будущего действия, то режиссерский замысел предполагает реализацию сценария, заполнение этой канвы самыми разными средствами: пантомимой, хореографией, действиями актеров, светозвуковыми эффектами, музыкальным сопровождением и т.д.

Своеобразным руководством к действию всего творческого коллектива становится режиссерская разработка сценария — режиссерская экспликация. Она фиксирует результаты поиска решения в целом и всех его эпизодов. Это важнейший этап деятельности режиссера по воплощению драматургического материала. Это не просто формальный, письменно зафиксированный документ. Это свидетельство о степени готовности режиссера к руководству организационно-творческим процессом.

Экспликация фиксирует ответы на главные вопросы: для чего, как, какими средствами предполагается сценически воплотить произведение в целом и каждый его эпизод? В режиссерской экспликации обнаруживается цепочка предстоящих действий на сцене. Не всем и профессиональным режиссерам легко бывает справиться с переводом на сцену даже талантливого драматургического материала. Г.Товстоногов одной из главных составных таланта режиссера называл чувство зрелищности. Вот это чувство у каждого человека развито в меньшей или большей степени. Помня о том, что детская аудитория особенно восприимчива к яркой образности и именно к зрелищности представлений, учителю тоже важно работать над собой в данном направлении.

Режиссерская экспликация на бумаге может быть оформлена по-разному. Иногда она выглядит так: в левой части листа располагается сценарий, а справа идет режиссерская экспликация, т.е. описание того, что и как происходит на сцене в это время.

Иногда режиссеру удобнее работать по монтажному листу, который отражает точный ход всего сценического произведения и предстает в табличной форме. Табличная форма монтажного листа может быть разной, но в основном в нем присутствуют следующие компоненты:

  • номер, название эпизода, сцены;
  • место действия;
  • участник действия, действующее лицо или исполнитель;
  • характер действия, описание действия;
  • текст, реплика;
  • свет, диапроекция, другая светотехника;
  • кино, видеозапись;
  • радиозапись, фонограмма;
  • костюм;
  • реквизит;
  • декорации, оформление, механика сцены;
  • музыкальное оформление.

Перед тем как начать собственно репетиционный процесс, режиссер должен знать событийную "выстройку" будущего представления. Сценическим событием может стать не каждый факт или действие, которое происходит перед зрителем. Событие в понимании развития дальнейшего действия от начала зрелищной формы до ее финала — это выстраивание цепочки взаимосвязанных действий героев. Событием в нашей сценической работе мы называем тот поступок, слова или действия героев, которые влекут за собой следующие поступки. Такая цепочка событий, которую определяет для работы с актерами режиссер, называется событийным рядом. Событийный ряд всего спектакля или представления должны понимать и исполнители — им будет гораздо легче ставить и выполнять сценические задачи.

Работа с исполнителями-детьми — это и процесс воспитания их актерского мастерства, и педагогический процесс воспитания личности каждого участника. Учителю-режиссеру важно самому знать основы актерского мастерства и грамотно строить свои отношения с исполнителями во время репетиций. <...>

Режиссер распределяет работу на эпизоды. Он распределяет весь процесс постановки и на репетиции. В каждом эпизоде кто-то занят из актеров, а кто-то нет. Все начинается с прочтения сценария, с донесения до ребят общей идеи замысла, общих задач. Распределяются роли, определяются задачи каждого эпизода, задачи каждой репетиции. Репетиции бывают ознакомительные, "черновые", репетиции по эпизодам, сводные, общие сводные, прогонные, репетиции в костюмах с реквизитом и техническими вспомогательными средствами, генеральные репетиции и репетиции в виде показа на первого зрителя, чтобы можно было внести еще какие-то коррективы в работу.

Если драматург свои образы помещает на листе бумаги в словесном выражении, то режиссер свои замыслы должен разместить во времени и пространстве. Свои образы режиссер воплощает в мизансценах, которые и образуют цепочку действий именно во времени и пространстве.

Мизансцена в переводе с французского означает расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. Непрерывная цепочка мизансцен и образует само сценическое произведение. Искусство построения мизансцены — это не просто умение расположить актеров на сцене, найти более или менее удачную композицию. Это пластическое воплощение всего замысла. Переходы от одной мизансцены к другой режиссер тоже продумывает, и все должно быть мотивированным.

Одно из достоинств режиссера — умение отказаться от всего лишнего, что загромождает действие, перегружает внимание зрителя и тем самым утомляет его восприятие и лишает произведение его цельности.

Бывает, что режиссер слишком увлекается зрелищными эффектами, техническими, световыми и другого рода нагромождениями, и это разрушает сверхзадачу всей работы в целом. Здесь нельзя забывать о том, что идея — та главная мысль автора, ради которой все и затевалось, — должна быть в этом ряду главной.

Создание сценария и его воплощение. Часть 3

Сценография, как и другие сценические средства, призвана служить главной задаче — выявлению замысла идеи, созданию цельного художественного образа и достижению сверхзадачи всей работы.

Понятие декорационного искусства, т.е. искусства декоративного оформления сценического действия, сложившееся несколько веков назад, приобрело с середины XX в. новое качество, вызвавшее к жизни термин "сценография". Это было обусловлено расширением специфических выразительных средств, обретением своего материала — сценического пространства, времени, света, движения, что значительно шире творческих рамок понятия "декоративное оформление".

Сценография формирует среду сценического действия. Она не должна создавать копию реальной, бытовой среды. Свой сценографический поиск мы направляем лишь на то, чтобы найти самые необходимые элементы оформления сцены. Мы стараемся пробудить у зрителей их фантазию, ассоциативные связи, заставляя зрителя дополнить и домыслить все остальное. Конструкции декораций школьных театрализованных зрелищ должны быть легкими, компактными, многофункциональными, т.е. предмет на небольшой школьной сцене должен быть задействован в разных качествах в той или иной мизансцене. Всевозможные ширмы, дополнительные суперзанавесы помогут нашей работе. Громоздкость и пышность декораций в школе будет только нашим тормозом в действенном воплощении сценария, к тому же и средств в школах на такие декорации нет.

Музыка служит не просто помощником режиссера, музыка в театрализованных представлениях всегда многофункциональна. Она сопровождает действия героев, она может и сама быть одним из действующих сил. Музыка украшает, оттеняет, разграничивает эпизоды, драматизирует и смешит, нагнетает тревогу, помогает зрительскому воображению рисовать фантастические образы.

Но и пользоваться этим сильным художественным средством нужно осторожно. Случается в школьной художественно-творческой практике: слабую игру ребенка-актера режиссер старается поддержать серьезной классической музыкой. Ее пафос в контрасте с беспомощностью исполнения создает обратный эффект, и сцена вместо драматического характера приобретает характер комический.

Музыка может предварять представления и их завершать в качестве заключительной части. Рождение музыкального решения — процесс творческий, и лучше, если в нем участвуют и учитель, и исполнители, и специалист-музыкант, который всегда найдется среди преподавателей или родителей.

Использование других художественных средств в спектакле (живописи, скульптуры) и технических вспомогательных средств тоже подчиняется главной идее всего замысла. Здесь лучше всего привлечь к проблемам поиска средств выразительности и их отбора всех активистов-организаторов и исполнителей представлений. Детская фантазия очень богата, она всегда находится в активном поиске, дети всегда что-то придумывают, и их такая работа увлекает и сплачивает. А о педагогической пользе и роли коллективных творческих дел давно уже никто не спорит.

Статья предоставлена "Детским театральным журналом", № 1, 2011