Содержание:

Часть 1 можно прочитать здесь.

К содержанию

Система Никитиных

Всегда очень трудно быть первым. Первопроходцев не принимают и преследуют современники-консерваторы, а спустя некоторое время критикуют за ошибки и просчеты последователи. Так было и с семьей Никитиных. В конце пятидесятых - начале шестидесятых не склонный к каким бы то ни было нововведениям рабочий поселок в Подмосковье был в шоке от вызывающего поведения семьи, осмелившейся нарушить все общепринятые нормы воспитания детей.

Сегодня очень многие продвинутые родители иронично относятся к педагогическим экспериментам "скромных сельских учителей", так, кажется, изволил выразиться господин Тюленев, да и сами Никитины и их дети говорят, что многое делалось не вполне правильно. И тем не менее, именно Никитины совершили то, на что не решался никто до них: в стране, где дети считались только что не собственностью государства, где по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни ребенка, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством вымуштрованных Системой педагогов, - в таких условиях Никитины решились взять на себя ответственность растить, закалять и учить своих детей так, как подсказывала интуиция и любовь, вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО. И, несмотря на то, что сегодня нам очевидны недочеты в системе Никитиных, именно благодаря им в России началась настоящая революция в семейной педагогике.

Безусловно, не все в системе Никитиных следует копировать. По сути, это была система технократического воспитания: здесь растили будущих инженеров, мастеров-золотые руки, а гуманитарная, эстетическая сторона практически отсутствовала. Тем не менее, интеллектуальные игры Б.П. Никитина действительно прекрасно развивают логику, абстрактное и пространственное мышление. В отличие от системы Монтессори, эти игры рассчитаны на домашние занятия, в них очень важно участие родителей. Если вы не будете играть вместе с малышом или станете совать ему кубики, "чтобы отвязался", вы вряд ли чего-то добьетесь. Лучше всего купите сразу два комплекта кубиков - себе и малышу, а если детей несколько, обязательно по комплекту каждому, и играйте все вместе. Кстати, бывают дети, в основном, артистичные, романтические натуры, которые наотрез отказываются играть в такие игры. Не настаивайте. Возможно, ваше дитя разовьет абстрактное мышление позже, иным способом, а может, оно вообще не склонно к занятиям такого рода. Например, моя старшая дочь в шесть лет переделала подряд все задания "Уникуба", от первого до последнего, а средней никитинские кубики пригодились только на пироги для кукол.

К содержанию

Методика Глена Домана

Как и Мария Монтессори, Глен Доман первоначально разрабатывал свою систему для развития больных детей. В клинике, где он работал, лежали дети с тяжелейшими поражениями центральной нервной системы, не умевшие ходить, говорить, часто даже держать голову. И Доман решил попробовать стимулировать не пораженные болезнью "резервные" клетки головного мозга. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом - слова, картинки : Метод сработал. После месяцев упорного труда безнадежно больные дети начинали держать голову, ползать, ходить, говорить. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Со всей Америки и даже из Европы родители привозили своих детей в Филадельфию, чтобы их малыши гораздо раньше своих сверстников научились читать и писать, играть на скрипке и решать алгебраические задачи.

И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими "битами информации". Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А обычные "классики" и "вышибалы" не менее полезны для физического развития, чем то, что Доман называет "упражнениями олимпийской программы". Кстати, наша родная динамическая гимнастика для младенцев включает упражнения и позаковыристей.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, "отвлекаться на посторонние вопросы" - не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. Кроме того, если использовать при обучении только карточки, то есть картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. А ведь в нашей культуре всегда было принято очень рано приучать детей к довольно сложным текстам: и в городах, и в деревнях малышам рассказывали сказки, пели песни, читали стихи, причем далеко не всегда рассказ сопровождался иллюстрациями, детям приходилось выстраивать зрительный ряд самостоятельно. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.

К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Кстати, француженка Сессиль Лупан в своей книге "Поверь в свое дитя" рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Те же карточки, рассортированные по отраслям знаний, будет интересно посмотреть и годовалому, и пятилетнему, только не сорок-пятьдесят раз в день, как советует Доман. И обязательно дайте малышу позаниматься самостоятельно (для самых маленьких стоит оклеивать их пленкой или вставлять в фотоальбомы), ответьте на его вопросы, вспомните подходящие к случаю стихи, песенки или интересные истории. А самое главное, не забывайте, что ваш ребенок, все-таки не объект, а субъект обучения, не ходячий "пентиум", а человечек, со своими вкусами, склонностями и интересами.

Часть 3

Ася Штейн, филолог-классик.