Содержание:

Исследования ученых-педагогов доказали: дети, которые занимаются искусством, учатся значительно лучше, чем их сверстники. Неслучайно в Москве год от года растет число школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

За несколько высокопарным названием скрывается довольно простая система обучения: помимо математики, русского языка, литературы, истории и других привычных предметов в таких школах преподают музыку, танцы, изобразительное или театральное искусство.

Некоторые учебные заведения принимают детей независимо от способностей. Главная задача здесь – всестороннее развитие: творческие предметы преподают в небольшом объеме (не более двух часов в неделю каждый). В других, напротив, предусмотрена основательная подготовка по одному из "изящных" направлений. В тех и других педагоги стараются создать атмосферу творчества, а уроки превратить в увлекательное и интересное занятие. Так что у родителей есть выбор.

К содержанию

Школы искусств для будущих музыкантов и композиторов

Чтобы попасть в музыкальный класс, нужно пройти прослушивание. Проверяются природные данные: чувство ритма, мелодический слух, музыкальная память, эмоциональность и т. д. Иногда проводится психологическое тестирование.

Педагоги считают, что у ребенка, чьи музыкальные способности начали развивать еще в раннем детстве, шансы выше.

Елена Семенова, частный преподаватель:

– В музыкальном образовании нельзя упускать ни одного года. В идеале обучать малыша музыке надо с трех лет. Тогда к шести-семи годам его способности можно определить гораздо точнее. Во всяком случае, ошибок при отборе детей в музыкальные классы будет намного меньше.

Обучение в школах строится по-разному. В центре образования N 686 "Класс-Центр" обычные уроки чередуются с занятиями по музыке и театральному мастерству. Проводятся они парами: два часа музыки, два – алгебры, два – литературы, два – сценического мастерства. Дети учатся по единой программе, в которой все предметы взаимосвязаны друг с другом. Например, в пятом классе дети на разных уроках – музыкальной литературы, художественной литературы, актерского мастерства, истории – изучают понятие ритма.

Выпускники музыкальных классов вместе с аттестатом получают и свидетельство об окончании музыкальной школы.

В школе N 1173 в первой половине дня – привычные математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, а во вторую смену – предметы эстетического цикла.

По такому же принципу строится обучение в центре образования "Коллаж" N 1089, где есть два музыкальных класса: академического хора и фольклорного пения.

По словам Елены Деевой, завуча по эстетическому развитию школы N 1089, после девятого класса почти все ребята поступают в музыкальные училища, а в дальнейшем многие продолжают учебу в консерватории.

Есть и такие варианты, как школа + училище. К примеру, в Государственном училище (колледже) духового искусства, Московской средней специальной музыкальной школе (колледже) им. Гнесиных, Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории можно получить общее среднее и специальное образование одновременно.

Ирина Пекарева:

– Моя дочь-второклассница неожиданно для нас попала в музыкальный класс. В школе проводилось исследование: дети из одной группы регулярно дополнительно занимались музыкой, из другой – математикой. Через некоторое время их протестировали. И оказалось, что результаты теста по математике были лучше у детей из "музыкальной" группы!

К содержанию

Школы искусств для будущих художников

Начальные классы большинства школ с углубленным изучением "художественных" предметов – только подготовительный этап к серьезному образованию в этой области. На уроках рисования, художественного труда, моделирования тренируется мелкая моторика рук, вырабатывается точность движений.

Ребята мастерят игрушки, модели и макеты из самых разных материалов, рисуют, конструируют. В негосударственной школе "Эллада" – изучают графику и компьютерную графику. А профильные предметы начинаются в средней школе.

Cвязь интеллектуального развития ребенка с развитием тонких движений пальцев рук научно обоснована. Неслучайно в школах Японии, Франции и Америке ему отводится до 14 % всего учебного времени – три-четыре часа в неделю.

В некоторых учебных заведениях, например в центре образования "Коллаж" N 1089, художественные классы формируются только с пятого года обучения. Помимо общеобразовательных предметов, детям преподают рисунок, живопись, черчение, принципы композиции, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, мировую художественную культуру. В экспериментальной школе-лаборатории Института художественного образования РАО N 875 старшеклассники в рамках курса "Введение в специальность" могут изучать основы оформительского и дизайнерского искусства, основы свето-, звукотехники и аудиовизуальной культуры.

Есть и такие школы, где художественная специализация вводится лишь с десятого класса.

Любовь Бабенцева, директор школы N 1219:

– В профильный десятый класс мы принимаем подготовленных ребят – в основном тех, кто учился в художественной школе. Они приносят свои работы и обязательно сдают экзамен по рисунку. Окончив школу, многие продолжают художественное образование в Московском архитектурном институте, с которым мы сотрудничаем.

К содержанию

За кулисами школьного театра

Театральные студии и драмкружки создаются энтузиастами-педагогами в разных школах. Но это, скорее, любительские занятия, тогда как в специализированных классах даются основы профессии.

Большинство уроков для младших школьников в таких классах – развивающие, например, театральные игры. А начиная с пятого класса вводятся уже настоящие спецпредметы: история театра, история костюма, мастерство актера, сценическое движение, сценическая речь. Но самое интересное – практика, когда все изученное в теории можно воплотить в сценических образах. Репетиции, премьеры, выступления – все это для юных актеров дело привычное. Елена Бусыгина, директор школы N 391, говорит, что ученики старших классов подрабатывают на новогодних елках, участвуют в представлениях ростовых кукол. Выпускники могут поступать в Московский государственный университет культуры, с которым школа недавно начала сотрудничать.

В центре образования "Коллаж" N 1089 театральная специализация, как и художественная, начинается с пятого класса. А в школе N 232 при Высшем театральном училище им. Щепкина есть десятый профильный класс.

Людмила Просенкова, директор школы N 232:

– К нам могут поступать не только "свои" ученики, но и ребята из других школ – на равных условиях. Вместе с преподавателями Щепкинского училища мы проводим творческий экзамен. Претенденты на зачисление в театральный класс читают стихотворение, басню, прозаический отрывок и демонстрируют танец.

Кстати, среди выпускников школы N 232 – известные актеры Ольга Кабо и Максим Суханов, певица Наталья Штурм.

К содержанию

У балетного станка

В специализированных классах хореографию преподают всерьез, а детей туда отбирают тщательно. Педагоги обращают внимание на гибкость, пластичность, чувство ритма, координацию движений, устойчивость вестибулярного аппарата, а иногда – на внешность, пропорции и строение тела. Поступают и учатся в таких классах преимущественно девочки, мальчиков бывает не более двух-трех.

Педагоги и психологи уверены, что предметы эстетического цикла приносят детям большую пользу: расширяют кругозор, повышают интеллект, помогают развиваться физически и психически.

В начальной школе много времени отводится на ритмику и гимнастику. С третьего класса начинается преподавание основ классического танца, ребята осваивают балетный станок, а в шестом встают на пуанты. Их обучают основам классического балета, народным танцам, танцам в стиле модерн. Есть и теоретические спецпредметы: мировая художественная культура, история балета.

Лариса Кондакова, завуч по воспитательной работе школы N 1405 "Вдохновение":

– Дети выступают на разных площадках Москвы, участвуют в праздниках, конкурсах – российских и международных. Последнее наше достижение – первое место среди детских танцевальных коллективов на конкурсе, который проходил в Мюнхене. Ребята стали лучшими исполнителями народного и современного танца.

Наиболее способные и одаренные ученики поступают в хореографические училища, в том числе при Большом театре.