Старший всю свою жизнь выглядел старше своего возраста, младший — младше... И все же мой Совенок, мой ласковый пушистый Одуван в свои 113 см дорос-таки до школы.

Сева больше не буфетчик!Никакого плана подготовки у меня не было. Я работающая мама. Приходящая в 21:00, замотанная, нервная мама. Вдоволь "оторвавшаяся" на старшем в плане педагогических экспериментов и потому не питающая никаких иллюзий. Дети мои "учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Когда у меня было время и настроение — тогда и учились. Кроме того, в детском саду учат всему, что необходимо знать первоклашке. На подготовительные курсы, на мой взгляд, стоит ходить только несадовским деткам или в том случае, когда это реальный шанс попасть в престижную школу.

Вот с чтением у нас засада. Не в меня пошли детки, не в меня! Я вот как-то сама вроде научилась читать в 4 года и сразу засела за книжки... Популярная Жукова нам не помогла ни с первенцем, ни со вторым. То есть подвижки какие-то были, но читать ребенок не начал, мало того, занятия по букварю не приносили нам никакого удовольствия. Я уж думала, так и пойдет в школу... Но бабушка нам подарила "Мою первую книгу" Reader's Digest, один из разделов которой был посвящен чтению. И это сработало! Там все как-то проще, веселее и на первый взгляд "бессистемнее". Но сработало же! Сева начал читать.

Для практики мы использовали маленькие книжки издательства "Стрекоза" "Обучение чтению". Но оказалось, что не все они достаточно простые для нас — даже первая ступень. Кроме того, их было совсем немного... Ассортимент книжек для начинающих читать в магазинах поражает. Колобки и репки — увольте, это просто, конечно, но Сева с интересом слушает вместе с братом его "взрослые" книжки и из "колобков" давным-давно вырос. Что-то типа "Гадкого утенка" — ничего, но великовата все же... Вот только Голявкина купила, отличная книжка, совсем короткие и смешные рассказы. Кстати, можно выбрать и самим напечатать его рассказы из большой книжки, если не нашли маленькую! Отчаявшись найти подходящую литературу, я решила сочинить ее сама.

Все у нас в доме коллекционируют игрушки. Я — мышей и крыс, старший — утят, герой рассказа — котят. Очень он их нежно любит. Так вот и все мои истории были посвящены котятам. Маленькие — на пару абзацев, написанные простым языком, короткими предложениями, персонально для Севы. Затем пришла задумка оформить все это в самостоятельные задания на день — я ведь поздно прихожу, и на совместные занятия времени не остается. Итак, сначала шла история, потом четыре вопроса по прочитанному, чтобы сразу выяснить, понял ли ребенок, о чем шла речь (причем безо всякого моего участия). Ответы ( "да", "нет") или короткую фразу надо было написать рядом. До кучи я сочинила задачки, оставив клеточки для записи решения. Это тоже было сделано для тренировки чтения, а не математических навыков. С математикой у нас все в порядке. Кроме того, есть замечательная красивая книжка Н.Павловой "Задачи для малышей", оставшаяся "в наследство" от старшего брата. Мне в ней нравилось то, что все условия ребенок мог прочитать сам. Решение же почти всегда было простым, главное — научиться понимать условия и вопросы, сформулированные по-разному, иногда довольно хитрым образом. Подготовка такого листа занимает не больше 5-10 минут. Делать задания Сева мог вполне самостоятельно. Ленился, конечно, не без этого. Шепотом: по собственной инициативе он впервые что-то прочитал и написал в чате сетевой компьютерной игры.

Сева больше не буфетчик!А еще старший мой, Егор, давно очень любит играть в школу. Есть у нас и доска — куда же без нее. И "учеников" плюшевых полон дом: крысы, утята и котята. Всех в школу не приняли, только 4-5 избранных. Я за них играла. А Егор был "учителем". Сева до поры до времени по причине малолетства ни на роль учителя, ни на роль ученика претендовать не мог. Но играть ему очень хотелось! И он устроился к нам "буфетчиком". Зверинец наш питался хорошо: пластмассовыми пиццами, гамбургерами и чипсами, причем после каждого урока.

И вот настал тот день, когда Сева смог войти в "класс" в качестве "учителя"! К нему обращались не иначе как Всеволод Дмитриевич. Вообще, мне представляется более интересным и полезным, когда в игре в школу именно ребенок примеряет на себя роль учителя. Он учится формулировать грамотно мысли, ставить задачи, быть справедливым в оценках, считать/писать тоже учится — ведь отличников у нас в классе мало (спасибо маме!), какие только ошибки ни делают звери! И приходится проверять тетради, находить и исправлять ошибки — работка сложная. Я постаралась рассказать детям правила выставления оценок: за сколько ошибок какая оценка ставится.

У каждого "педагога" есть любимчики. Конечно, им хочется, чтобы они были лучше всех! Но ведь у всех бывают неудачи, и пушистые фавориты благодаря мне тоже, случается, получают плохие отметки. Я слежу, чтобы дети мои и в этом случае были объективны, а также с интересом наблюдаю, как они подбадривают учеников... А еще я моделирую ситуации, которые могут произойти на уроках, и смотрю, как ребенок будет из них выпутываться. Ведь у наших учеников и поведение неважное! Но зато у нас в школе весело! И "учителя" хохочут вовсю!

...Совенок был самый маленький в садике. Но зато у него больше всех звездочек на тетрадке, он умеет лучше брата формулировать мысли и подсказывает ему иногда стихи, которые тот учит долгими вечерами... И еще у него крутой ранец с Человеком-Пауком! И со старшим братом в школе ему ничего не будет страшно.

А вот должность "буфетчика" в нашей "школе" теперь вакантна!