Содержание:

С тех пор, как Алиса была среднестатистическим пупсом, а я простой домохозяйкой, утекло много воды, а также красок, клея и всего того, что может пролить дочка, изучая свойства предметов. Алиса выросла, перешла в четвёртый класс и давно стала самостоятельной творческой личностью. Уверена, что наш богатый опыт в области поделок и совместных творческих проделок может пригодиться мамам и их замечательным детям.

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

К содержанию

Можно я тоже попробую?

Когда Алисе было три года, я просто садилась и начинала что-нибудь делать. Ну, например, рисовать пальцем на чёрной бумаге солью или на белой — молотым кофе. Процессу старалась придать важности и таинственности.

«А что ты делаешь, можно я тоже попробую?» — подобные вопросы дочки выражали заинтересованность и готовность включиться в процесс. Мой расчёт был прост. Действия должны были произвести на ребёнка сильное впечатление. Своего рода культурный шок, чтобы пробрало по самое «Ух ты, как интересно, я тоже хочу попробовать!». Потому что если подходить к ребёнку с предложением «Давай займёмся!», есть сильная вероятность получить отказ. И даже не потому, что он не хочет, а потому, что мало понимает, чем с ним собираются заниматься. Однако если «обыграть» затею с хитростью в стиле Тома Сойера — «Это очень ответственно, но, так и быть, я разрешу тебе...», — цель заинтересовать будет достигнута. А это дорогого стоит!

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

Разумеется, первое время дочки хватало ненадолго. Концентрация внимания и усидчивость — дело наживное. Не будет ребёнок сидеть час! К этому нужно быть морально готовой, а также к тому, что вам предстоит самой убирать последствия совместных творческих экспериментов.

Заинтересовать ребёнка, создать необходимые условия для творчества, обеспечить безопасность, не заставлять плюс искреннее желание мамы и ребёнка — вот слагаемые успешной творческой деятельности. Если вас морально напрягают подобные занятия, лучше отдайте ребёнка в кружок. Потому что толку от таких занятий дома не будет.

Нахождение в «свободном полёте» тоже имеет свои недостатки. У дочки ощущается явная нехватка техники. Вероятно, она придёт со временем. Вмешиваясь в процесс оттачивания навыков, я боюсь отбить интерес к самому процессу. Поэтому аккуратность и техническая сторона сильно страдают. С другой стороны, нет никакой гарантии, что к ребенку, отданному в кружок, вдохновение будет приходить исправно по понедельникам и пятницам с трёх до пяти.

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

К содержанию

Не помню!

Не ждите результатов. Их не будет! Это не опечатка. Когда дочке было лет семь, на многие мои воспоминания она реагировала: «Не помню!». Сказать, что меня это удивляло и расстраивало — ничего не сказать. Неужели всё напрасно? У Алисы пропал интерес к творчеству в любом виде. Я не настаивала.

Прошёл год, другой, и вдруг «медведь вышел из творческой спячки». Вероятно, накопленная информация разлеглась по нужным полочкам, и наступил новый этап. Голова стала сама придумывать, а руки — делать, искать способ решения той или иной творческой задачи.

За эти годы дочка привыкла думать. Как попугай, я всегда твердила: «Должна быть идея! Подумай, каким материалом лучше воспользоваться, как расположить, в чём «изюминка?». Надо же, приучила! Если в детстве Алиса просто собирала камушки и ракушки, не задумываясь, то теперь она вначале в голове представляет желаемый объект, строит схему, просчитывает, сколько чего и какого размера ей надо.

Подобные подробности выясняются случайно в разговорах, часто после того, как дочка что-то смастерит. Почему ты сделала рамочку для фотографии из кофейных зёрен? Потому что вы с папой по утрам пьёте кофе. Логично. А могла бы сделать из пуговиц, из манки, из пробок...

Было бы неправильно и глупо заниматься делом, не имея цели. Вы спросите, зачем я этим занималась с дочкой, если не планирую вырастить из неё дизайнера? Поделки — прекрасный способ тренировать логику, фантазию, умение планировать, предугадывать вероятные трудности. Уверена, что знания свойств разных материалов пригодятся ей в жизни независимо от выбранной профессии.

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

К содержанию

Доверяйте детям

Помню, как на холодильнике пылилась коробка с красками для ткани. А новая, только что отутюженная белая футболка ещё лежала на гладильной доске. Купила для уроков физкультуры вообще-то. Алиса явно положила глаз на краски и упрашивала:

— Ну, пожалуйста, дай!

— Ладно, попробуй!

Дочка выгнала меня на кухню, строго-настрого наказав не заходить. В тот момент я делала маникюр и думала о... Короче, попрощалась я мысленно и с красками, и с майкой.

Через час меня ждал самый очаровательный ёжик в мире. Мне было очень стыдно за своё неверие в творческий потенциал Алисы. И не беда, что краской была уделана и гладильная доска и даже потолок. Да, она могла испортить сразу всё — и майку, и краски. Но ведь это был бы не конец света. Майки ещё остались в продаже...

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

К содержанию

Теория

Будь то вышивка или плетение кос, я стараюсь покупать те издания, где информация представлена наиболее доступным для ребёнка языком. Чем больше схем и пошаговых инструкций, тем лучше. Если тема слишком сложная и объёмная, распечатываю необходимую информацию, оставляю в тексте только самое важное.

Так мы готовились к созданию ежа из живых цветов. Да, существует тонна мастер-классов, только поверьте: профессионалы не спешат делиться секретами. Они не рассказывают о «подводных камнях». На них вы будете натыкаться сами.

Чем лучше ребёнок знаком с технологией создания поделки, рисунка, тем проще создавать. К тому же в любой работе важна последовательность. Часто её нарушение может привести к плачевному результату и порче материалов.

К содержанию

Нечаянно

Пролился клей, просыпалась крупа, испорчен последний лист бархатной бумаги — эту неприятность можно пережить. Положив руку на сердце, большая часть «творческих происшествий» происходит по нашей родительской вине. Если дочка испачкала майку гуашью, значит, я не обеспечила её необходимыми условиями — не проследила, не подстелила клеёнку, не объяснила. Да даже если объясняла. Дети же не каждый день этим занимаются, нет у них автоматических навыков, и вообще они «в творчестве».

Работать с красками лучше в центре комнаты подальше от обоев. Заранее включите ребёнку свет в ванной комнате, если вам дороги чистота ручек на дверях и выключатели. Волосы лучше убрать в хвост. Хорошо, если мама знакома с техникой выведения пятен любого происхождения.

Когда дочка была маленькой, я мастерила ей всякие костюмы на Новый год, а она с интересом наблюдала. Теперь она мастерит всё сама. То браслетик сварганит, то шкатулку оформит, то паспарту к вышивке сделает. Недавно перешивала себе свитер, и не беда, что рукава получились разной длины, горловина слегка наискосок, а стежки не совсем ровные. Она пробует, а я поддерживаю и не ругаю за ошибки. Куда ж без них?

Рисунки и поделки – дома или в кружке? О свободе творчества и технике безопасности

К содержанию

Советы из нашего опыта

  1. Техника безопасности — очень важный момент. Порезаться можно даже листом бумаги, поэтому приучайте сразу правильно пользоваться всеми колюще-режущими предметами (ножницами, ножами для бумаги, отвёртками, шилом, всем, чем можно нанести травму). Никаких резких движений с опасными предметами. Попользовался, закрыл, убрал. Это правило. Самостоятельную работу с канцелярским ножом я разрешила только после того, когда убедилась, что ребёнок умеет плотно прижимать линейку одной рукой. Смотреть нужно не на возраст, а на наличие навыков и опыт ребенка. Аптечка с перекисью и лейкопластырем должна быть всегда рядом.
  2. Начинайте с простого. Первые успехи придают уверенности и зарождают желание продолжать творить.
  3. Не пытайтесь закончить работу за один раз. От деятельности должны остаться приятные воспоминания, а не усталость. Подумайте лучше о том, куда можно временно «припарковать» будущий шедевр.
  4. Не стесняйтесь своих собственных ошибок. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если ребёнок хочет совершить ошибку — не лишайте его этой радости. Ошибка будет стоить тюбика клея или листа бумаги, а урок, который вынесет ребёнок, гораздо дороже.
  5. Поощряйте деятельность мелкими приятными подарочками. Алиса всегда радовалась новой кисточке, баночке серебристой краски, атласной ленте с красивым принтом, брелочкам, которые можно раскрасить. К тому же уборка в комнате значительно ускоряется, если намекнуть Алисе о небольшом сюрпризе, требующем творческого пространства.
  6. Упражняться хорошо на новых, но недорогих предметах. Прозрачные вазы, рамочки, упаковочные материалы и пр. я покупала в магазинах эконом-класса. Никогда не стеснялась попросить у знакомых отложить для меня то, что они собирались выбросить, — у портнихи — ненужный отрез, у багетчика — кусок картона. А вот на кисточках, бумаге и хорошем клее экономить не стоит.

Удачи вам!

Фото автора. Больше фото здесь