Что делать пациенту, если ему была некачественно оказана медицинская помощь? Удаление "лишних" зубов стало "нормой" у стоматологов. В любой поликлинике врач по невнимательности может прописать другое лекарство. Иногда "забывают" рассказать об иных, альтернативных методах лечения заболевания. Все это случаи, при которых пациент вправе потребовать возмещения причиненного материального ущерба и компенсации за причинение морального вреда.

Куда обратиться? Процесс поиска правды можно разделить на несколько этапов.

Этап первый. Конфликтная комиссия

1. Пострадавший пациент должен написать заявление в двух экземплярах, где он излагает свои претензии по поводу некачественного оказания медицинской помощи. Это заявление он должен подать и зарегистрировать в том медицинском учреждении, в котором ему оказали услуги.

2. Медицинское учреждение на основании данного заявления подаст заявку в конфликтную комиссию с просьбой дать заключение по качеству оказанных медицинских услуг. Оно также обязано оповестить пациента о дате и времени заседания конфликтной комиссии.

3. На это слушание пациент должен прибыть с представителем данного медицинского учреждения. Комиссия рассмотрит данный случай и вынесет свое решение.

В 90% случаев комиссия выносит решение в пользу врачей. Но отрицательный результат - тоже результат. Этот этап обязательно надо пройти. С документом на руках о решении конфликтной комиссии вы начинаете следующий этап.

Этап второй. Последняя попытка решить дело миром

Пострадавший вправе подать заявление в медицинское учреждение с предложением о добровольном возмещении последним причиненного материального ущерба, убытков и выплате компенсации за причинение морального вреда. В заявлении необходимо указать следующее: "Я (Ф. И. О.) обратился (дата) в ваше медицинское учреждение с диагнозом... Врачом (Ф. И. О.) мне была оказана следующая медицинская помощь... Однако медицинская помощь оказана неквалифицированно по следующим причинам (указать причины и последствия, возникшие от некачественной медицинской помощи).

На основании изложенного и в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" предлагаю вам в добровольном порядке возместить причиненный мне материальный ущерб, понесенные убытки и компенсировать причиненный моральный вред, выражающийся в следующем: (указываете, например, что в результате переживаний вы получили нервное расстройство, которое должно быть задокументировано), который может возместить сумма, равная (пострадавший указывает сумму, которую определяет субъективно)...

Скорее всего, пациенту откажут в возмещении причиненного ущерба. Но важно зарегистрировать получение заявления медицинским учреждением. Администрация может попытаться отказать в регистрации заявления. В таком случае пострадавшему надо пойти на почту и послать свое заявление заказным письмом с уведомлением о вручении.

Спрашивается, зачем нужно проходить все эти этапы, если можно сразу обратиться в суд и не получать отказы? При подаче искового заявления в суд судебные органы потребуют представления документов, подтверждающих попытки разрешения спора в досудебном порядке. Если нет, то обязательно потребуют это выполнить.

Этап третий. Получение документов

Прежде чем подавать исковое заявление в суд, надо собрать необходимые документы, такие, как: копия истории болезни (амбулаторной карты), описание снимков, эпикриз и так далее. Для этого пострадавшему необходимо обратиться в медицинское учреждение с письменным заявлением (два экземпляра) с просьбой выдать копии данных медицинских документов. При этом он должен сослаться на статьи 30 и 31 Основ об охране здоровья. Один экземпляр заявления после регистрации необходимо оставить себе. Медицинское учреждение обязано предоставить копии всех этих документов. На практике пострадавший чаще всего опять получает отказ, который желательно зафиксировать письменным заявлением.

Этап четвертый. Подача искового заявления в суд

Теперь пострадавший приходит в суд и обязательно приносит копии следующих документов: заявление о том, что он обращался с просьбой выдать копии всех медицинских документов; заявление с просьбой о добровольном возмещении причиненного материального ущерба; письменный отказ, если таковой будет выдан. Он составляет исковое заявление о взыскании с медицинского учреждения причиненного материального ущерба, убытков и компенсации морального вреда. Здесь очень важно определиться, что вы хотите получить в качестве возмещения материального ущерба. Например, это может быть проведение повторных бесплатных медицинских услуг в этом же медицинском учреждении или их оплата в другой клинике. Также надо решить, какой моральный вред был причинен. Возможно, человек стал инвалидом, может быть, произошли какие-то психические нарушения, он испытал сильные нравственные и физические страдания. Все медицинские диагнозы должны быть подтверждены соответствующими документами, а требования о компенсации морального вреда - четко аргументированы.

Помимо заявления необходимо заявить ходатайство о том, чтобы суд в порядке досудебной подготовки истребовал с медицинского учреждения копию истории болезни, описание снимков, все документы, необходимые для проведения судебно-медицинской экспертизы.

Внимание: потребители по искам, связанным с нарушением их прав, согласно статье 17 закона "О защите прав потребителей", освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Этап пятый. Подготовка к судебному разбирательству

Перед началом судебного разбирательства необходимо ознакомиться с документами, которые суд затребовал по вашему ходатайству у ответчика. При наличии оснований - ходатайствовать в письменной форме о назначении судебно-медицинской экспертизы. Пострадавший должен конкретизировать свои исковые требования, определить, какие вопросы должны быть отражены в заключении судебно-медицинской экспертизы. Он вправе пересмотреть свои исковые требования, дополнить или изменить в зависимости от результата судебно-медицинского заключения.

Этап шестой. Судебное разбирательство

На данном этапе суд на основе представленных и собранных доказательств проводит судебное разбирательство по заявленному иску. При удовлетворении исковых требований, в стадии судебных прений вы вправе подать ходатайство о возмещении причиненных убытков, если не было возможности указать их в исковом заявлении. В эти требования вы можете включить все расходы на ксерокопирование, проведенные экспертизы, оплату заказных писем, услуги юриста и прочие. Естественно, причиненные убытки должны быть документально подтверждены справками, квитанциями, кассовыми и товарными чеками и другими платежными документами. В Москве одна устная консультация у юриста может обойтись от 150 до 500 рублей. Даже если суд удовлетворил ваши исковые требования на 50%, вы вправе взыскать сумму причиненных убытков с ответчика. Если вы проиграете дело, то не все еще потеряно. Суд может рассмотреть просьбу о разделе причиненных убытков пополам с ответчиком.

Практика показывает, что судиться очень тяжело, особенно с врачами из частных клиник, имеющих возможность нанять хороших адвокатов. Поэтому лучше всего воспользоваться помощью юристов с опытом ведения судебных процессов с медицинскими учреждениями. Судебный процесс обычно идет не меньше полугода.

С сожалением следует констатировать, что пока пострадавшие пациенты находятся в невыгодном положении. В России нет законов о правах пациента, сейчас юристы вынуждены отталкиваться от закона "О защите прав потребителей". Этот нужный закон о правах пациента "застрял", и когда он будет принят, неизвестно.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала начальнику юридического медицинского бюро "Региональной общественной организации потребителей медицинских услуг "Пациент" В. И. Форманюку, который и дал ответы на поставленные вопросы.

Иван Канардов, по материалам сайта "АиФ Здоровье".