Содержание:

Если ребенок физически и психически здоров, то готовить его к письму можно по правилам, которые были указаны выше ( первые главы книги "10 простых шагов к красивому и правильному письму" — ред.). Особого подхода требуют следующие группы детей: часто болеющие, гиперактивные, леворукие и медлительные.

К содержанию

Ослабленные, часто болеющие дети

Почему возникают трудности? Любое нарушение здоровья оказывает непосредственное влияние на эффективность формирования навыка письма и возникновения трудностей:

  • нарушения здоровья могут стать основой более позднего формирования познавательной и эмоциональной сторон развития;
  • дети с отклонениями в состоянии здоровья имеют повышенную истощаемость, у них очень быстро и резко снижается и без того невысокая работоспособность — все это нарушает организацию деятельности.

Уровень интеллектуального развития этих детей может быть очень высок. Значительная часть детей с отклонениями в состоянии здоровья имеют различные неврологические нарушения. Ослабленные, часто болеющие дети составляют около 20%.

Маленькие ученики, как правило, быстро утомляются, не могут сосредоточиться на выполнении задания, легко отвлекаются. Они могут быть чрезмерно раздражительными или, наоборот, чересчур вялыми и заторможенными. Любое дополнительное задание, увеличение темпа работы приводят к резкому ухудшению их состояния.

Это нужно знать!
Обратите внимание на следующие проявления: раздражительность; плаксивость; высокая утомляемость; быстрая истощаемость; выраженная неустойчивость работоспособности; снижение внимания, ухудшение памяти; пониженный фон настроения; частые жалобы на головные боли (или боли в животе); нарушения сна; запинки в речи (заикания); страхи, повышенная тревожность — все это свидетельства ухудшения состояния ребенка.

Как и когда заниматься? Если ваш ребенок относится к группе ослабленных детей, при организации занятий выбирайте периоды, когда у него ровное, хорошее настроение, он здоров, ему интересно. Пусть занятия будут непродолжительными, но систематическими.

К содержанию

Леворукие дети

Леворукость: генетическая и патологическая. Адекватная методика, отказ от переучивания, а также отсутствие сопряженных с леворукостью нарушений в развитии ребенка позволяют руководствоваться общими правилами подготовки к письму.

В современных школах леворуких детей около 25%. Считается, что у леворуких детей есть особые проблемы при обучении письму. Однако наши многолетние исследования доказали, что леворукость — индивидуальный вариант нормального развития, и у леворуких детей могут быть какие-то особенности, как и у праворуких.

Если в семье имеются леворукие, не было патологии в течение беременности и родов, не отмечались отклонения на ранних этапах развития ребенка (до года), с большой долей вероятности можно говорить о генетической леворукости. У детей с генетической леворукостью, не имеющих нарушений, к 6–7 годам хорошо развиваются речь, моторика и другие познавательные функции и при адекватной методике у них не отмечаются трудности при обучении письму.

Патологическая леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятия, моторных функций и т. п., но следует разграничить леворукость и эти нарушения. В этих случаях общей причиной возникновения и леворукости и нарушений в развитии ребенка являются патологические факторы, связанные с течением беременности и родов, или другие негативные факторы, действующие на ранних этапах развития и приводящие к мозговым дисфункциям (нарушением функционирования мозга).

У детей 6–7 лет с компенсаторной (патологической) леворукостью выявляют несформированность ряда познавательных функций, и, прежде всего, организации деятельности. Именно у этих леворуких детей чаще возникают трудности формирования навыков письма. Некоторые упражнения по занятиям с детьми, у которых отмечается несформированность организации деятельности, приведены в конце книги.

К содержанию

Особые правила обучения письму

Существует несколько особых правил при обучении леворуких детей письму. Эти правила касаются положения тетради на столе, способа держания ручки и освещенности рабочего места при письме.

  1. Тетрадь наклонена вправо и сдвинута ближе к левой руке.
  2. Леворукий ребенок должен держать ручку чуть выше, чем праворукий (на расстоянии 3–4 см от кончика ручки; при этом пальцы должны не прогибаться под углом, а охватывать ручку большим и указательным пальцем).
  3. Свет при письме должен "падать" справа (в классе ребенок должен сидеть у окна, где больше света).

Подготовку к письму леворукого ребенка следует начинать с освоения перечисленных правил. Заметьте, что для вашего леворукого ребенка эти правила будут особыми, ведь для праворуких детей, которых большинство, эти правила звучат иначе.

К содержанию

Гиперактивные дети

Проявления гиперактивности. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания, импульсивностью, неустойчивостью настроения. Когда речь идет о нарушениях письма у гиперактивных детей, чаще всего дается такая характеристика: "ошибки по невнимательности", "плохой почерк", "много исправлений", "не старается".

Это нужно знать!
Гиперактивный ребенок не "не хочет", а "не может" изменить свое поведение по желанию взрослых, и поэтому необходима специальная тактика работы, подхода к такому ребенку, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Только врач может поставить диагноз "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). Он же может выделить форму этого расстройства — сочетание гиперактивности и нарушения внимания, преобладание гиперактивности и импульсивности или преобладание нарушения внимания. Но заметить и учесть особенности ребенка (а при необходимости — обратиться к врачу) может любой родитель, зная основные симптомы СДВГ.

Основные симптомы СДВГ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.

Для диагностики СДВГ используются следующие критерии (мы даем их в формулировках, принятых в медицинской классификации).

Симптомы невнимательности:

  • недостаточно внимателен к деталям;
  • с трудом удерживает внимание;
  • создается впечатление, что не слушает говорящего;
  • не может довести дело до конца;
  • с трудом организует выполнение задания;
  • избегает выполнения заданий, требующих продолжительного усилия;
  • теряет предметы;
  • отвлекается на внешние раздражители;
  • забывчив.

Шесть или более этих симптомов должны проявляться у ребенка на протяжении не менее шести месяцев в двух ситуациях в разной обстановке (дома, в школе, в кружке и т. п.).

Симптомы гиперактивности:

  • ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;
  • вскакивает с места без разрешения;
  • бесцельно бегает, ерзает и т. п.;
  • не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • всегда заведен, как будто внутри мотор;
  • чрезмерно разговорчив.

Симптомы импульсивности:

  • выпаливает ответы;
  • ему трудно ждать своей очереди;
  • прерывает и вмешивается.

Шесть и более симптомов гиперактивности и импульсивности должны проявляться в течение не менее шести месяцев в разных ситуациях и в разной обстановке.

Необходимо заметить, что речь идет о таких симптомах, которые характерны для ежедневного, постоянного поведения ребенка.

Трудности с вниманием. У детей с СДВГ процессы организации внимания нарушены. Эти нарушения не очень заметны до тех пор, пока дети систематически не занимаются, но с началом занятий и до школы, и в школе нарушения внимания становятся явными.

Для детей с нарушением концентрации внимания сложен начальный этап обучения, требующий повышенного внимания к технике письма, постоянного контроля правильности письма букв, внимания к звуко-буквенному анализу. Высокая отвлекаемость, трудности концентрации внимания нарушают этот процесс. Ребенок "схватывает" и запоминает только часть инструкции (задания) и при этом стремится все выполнить быстро. Поэтому почерк гиперактивных детей неустойчив, они часто не могут написать "каллиграфически правильно" даже одну букву.

Резкое ухудшение почерка в процессе выполнения заданий (вследствие быстрого истощения), недописывание или дублирование элементов букв или слогов, пропуски букв, слогов или слов — характерное явление для этих детей.

Дети с СДВГ способны сохранять внимание не более нескольких минут, однако во время любимых занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться, могут удерживать внимание достаточно длительное время. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: "Может, когда хочет". Подобная "избирательность" внимания поддерживается мотивацией и удовольствием, которое ребенок получает от этой деятельности. Удовольствие и удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребенка, оказывают на нее стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемыми поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.

Отвлекаемость. Наряду с проблемами концентрации внимания детям с СДВГ свойственна отвлекаемость. Они реагируют на любые, даже не имеющие прямого к ним отношения, раздражители, встречающиеся непосредственно в ходе выполнения того или иного задания. Звук телевизора, кошка, которая прыгнула на колени, пришедший с работы папа — и любые задания ребенок тут же забывает.

Импульсивность проявляется в том, что они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не дослушав их до конца и часто не зная правильного ответа.

Особые правила обучения письму. К правилам работы с гиперактивным ребенком можно отнести следующие.

  1. Поддерживайте, подбадривайте гиперактивного ученика — он очень нуждается в этом, ведь ему сложно "схватить" задание с первого раза.
  2. Спокойно реагируйте на "не понял", "не запомнил", "не заметил". Объясните и повторите задание или инструкцию еще раз.
  3. Создайте спокойную обстановку для занятий, проследите, чтобы не было отвлекающих моментов.
  4. Обеспечьте ребенку работу в собственном темпе.
  5. Не отчаивайтесь, если во всех перечисленных случаях эффективная работа кратковременна.

К содержанию

Медлительные дети

Почему возникают трудности. Медлительные дети доставляют мало хлопот в дошкольном возрасте. В отличие от гиперактивных, они не требуют постоянного контроля и не "дергают" взрослых. Между тем медлительные дети — особая группа риска. Школьные проблемы у них могут возникать только из-за более медленного темпа деятельности, который связан с особенностями развития нервной системы ребенка.

Медлительность — не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность деятельности человека. Медлительный ребенок более медленно двигается, включается в работу, говорит, ест, читает, пишет и т. п.

Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и, прежде всего, письма. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.

Скорость — не критерий качества освоения навыка письма. Наоборот, быстрое письмо на начальных этапах обучения не может быть ни правильным, ни красивым.

Это нужно знать
В 6–7 лет ребенок может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Ему очень трудно произвольно менять темп сложных видов деятельности, это хорошо заметно при общении с медлительным ребенком. В ответ на просьбу "делать быстрее" такие дети начинают суетиться, нервничать, но быстрее у них не получается. Лишь с возрастом скорость включения в деятельность и скорость всех видов деятельности постепенно увеличивается.

Если неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок говорит: "Нет, это у меня никогда не получится!" А раз "никогда", то и стараться незачем, бессмысленно, бесполезно. Такие дети уже к середине первого учебного года считают себя "плохими".

Отрицательно сказывается на состоянии здоровья медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Нередко домашние занятия превышают по продолжительности все нормы во много раз. В результате ребенок недосыпает, не гуляет, просто не отдыхает — некогда.

Есть еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, — трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Они не успевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Вынужденный постоянно спешить, медлительный ребенок не воспринимает речевую инструкцию, не может запомнить ее. У него до минимума сокращено время на обдумывание при письме, а значит, создается очень сильное мышечное напряжение, устает рука и, кроме того, осложнен звуко-буквенный анализ. Значит, возможны разного рода ошибки.

Особые правила обучения письму. К правилам работы с медлительным ребенком можно отнести следующие.

  1. Спокойно, без раздражения относиться к медлительности ребенка, при необходимости помогать и терпеливо ждать — одним словом, создавать атмосферу, в которой он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Если это условие соблюдено, ребенок не будет испытывать особых осложнений — до тех пор, пока интенсивность работы на занятиях до школы и в школе не превысит его возможности. Тогда могут появиться серьезные проблемы.
  2. Считаться с особенностью ребенка должны все окружающие взрослые. Если же дома или в детском саду это правило не соблюдается, ребенок чувствует себя неудачником еще до школы.
  3. Уделять особое внимание формированию моторики, речи, зрительного восприятия или зрительно-моторных координации — тем слабым местам в развитии, которые есть у вашего ребенка.