Будучи педагогом по профессии, я априори нацелена на развитие детей. Но если о развитии школьников я знаю довольно много, то о развитии малышей до поры до времени не знала практически ничего. Поэтому еще нося своего первенца под сердцем, тщательно начала штудировать электронные и печатные публикации по этой теме. А уж когда сынуля появился на свет, различные пособия с развивающими упражнениями для детей стали моими настольными книгами. Тем более что в нашем маленьком городке нет школ раннего развития, секций плавания для грудничков и т.п. Рассчитывать можно только на свои силы и почерпнутые знания.

Чем мы только ни занимались с нашим Ромашкой: массаж, динамическая гимнастика, пальчиковые игры, фитбол... Даже учили его плавать в ванной (и не без успеха!). Позднее увлеклись лепкой, рисованием, чтением сказок и замечательных детских стихов. Игры с водой, конструирование, игры на развитие мелкой моторики — мы брались за все. Муж поддерживал меня и сам активно участвовал в развитии сына. Например, если требовалось изготовить турничок, развивающие кубики — это была его забота. Никитины, Монтессори, Г.Доман, Ибука Масару... Столько идей и принципов развития...

Главное — я пыталась идти не от книги к ребенку, а от ребенка к книге. То есть выбирала те упражнения, которые подходили и были по душе именно моему малышу. Живой, улыбчивый, любознательный, неугомонный, шкодный — таким был Рома с первых же дней жизни. Именно поэтому, а может, благодаря нашему энтузиазму, занятия наши приносили хорошие плоды.

Рома во многом опережал своих сверстников. Определенные логопедические проблемы были единственной ложкой дегтя, но и над этим мы работали. Казалось бы, все хорошо. Но в этом году (Роме уже исполнилось 4 года) произошел случай, который заставил меня переосмыслить многое.

В нашем доме живет девочка Настя. Рома недавно начал дружить с ее братишкой. Настя — моя ученица и во дворе обращается ко мне, как и в школе, по имени отчеству. Ромчик, увлеченный шумными играми, никогда не обращал на это внимания. Однажды, прощаясь, Настя издалека крикнула мне: "До свидания, Валентина Евгеньевна!" Рома, стоявший рядом с ней, страшно расстроился, не захотел прощаться с друзьями и в слезах кинулся ко мне. "Настя плохая! Я с ней не хочу дружить! Она обозвала тебя Евгеньевной! А ты не Евгеньевна!" Тщетно пыталась я объяснить сыну, что это не обидное слово, а просто мое отчество, имя моего папы. Наличие отчества и у него — Владиславович — расстроило его также сильно. "Я не Владиславович!" — кричал он и никак не мог успокоиться. Нам, родителям (и особенно мне как педагогу), пришлось признать свою ошибку. Ну, или недоделку. Действительно, как научили сына к двум годам называть свое имя, фамилию, адрес, перечислять всех родственников по именам, так и не пошли дальше. Мы и впрямь не объяснили, что такое "отчество". Отложили это дело на потом и забыли. Пришлось исправлять свою оплошность целых 2 года спустя! А ведь это так просто! Что ж, все ошибаются. Зато теперь Рома с гордостью заявляет, что его зовут Роман Владиславович. При встрече после садика не бросает мне дежурное "Привет, мам", а с юмором говорит "Здравствуй, Евгеньевна!". Гуляя на улице, он теперь точно знает, как нужно позвать, чтобы в окошко выглянула только его мама.

Вот такое открытие в 4 года. Плюс мораль для меня: увлекаясь сложным, не стоит забывать о простом.

В нашей семье с недавнего времени растет лапочка-дочка. Она еще совсем крохотулечка. Я не знаю пока, какие девичьи игры добавим мы к нашему арсеналу развивалок. Но я точно знаю, что как только она сможет, я научу ее называть свое имя, фамилию и отчество.