Содержание:

К содержанию

Пальчиковые игры

Источник: Е.Селезнева, "Мамина книга", М.: Издательский дом МСП, 1997.
 

УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ

Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно.
Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.

рис.1

КОЛЬЦО

Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны (рис. 1).

рис.2

ДОМ

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон (рис. 2).

Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

рис.3

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам (рис. 3).

На коне верхом
Сидит Пахом,
Книги читает,
А грамоты не знает.

рис.4

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе (рис. 4).

Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А.Барто

рис.5

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик (рис. 5).

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

рис.6

ПАРОХОД

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх (рис. 6).

Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!

рис.7

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз" (рис. 7).

Есть у него спина,
А не лежит никогда,
Есть четыре ноги,
А не ходят и три.
Но всегда он стоит,
Всем сидеть велит.

рис.8

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" (рис. 8).

В лесу родился,
В лесу вырос,
В дом приходил,
Всех вокруг себя посадил.

рис.9

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" (рис. 9).

Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

рис.10

ЦЕПОЧКА

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики (рис. 10).

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

рис.11

СКВОРЕЧНИК

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь (рис. 11).

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

рис.12а
рис.12б

ШАРИК

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение (рис. 12 а, б).

Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели нет игрушки,
Сели и заплакали...
А.Шибаев

рис.13

ЕЛКА

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются (рис. 13).

Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает.

рис.14

КОРЗИНКА

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку (рис. 14).

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

рис.15а
рис.15б

КОЛОКОЛЬЧИК

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает (рис. 15 а, б).

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы... А ты? Е. Серова

рис.16

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается (рис. 16).

Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун.

рис.17

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх (рис. 17).

У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печи греется,
Без водички моется.

рис.18

МЫШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам (рис. 18).

Маленький шарик
Под полом шарит.

рис.19

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед (рис. 19).

Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.


Предыдующая глава
Дальше