Содержание:

Почему большинство городов древности строились у моря или большой реки? Только ли из-за транспортной доступности? Почему первые морские курорты в Европе — ровесники промышленной революции? Почему вы едете на отдых к морю, даже если не любите загорать, а плавать предпочитаете в бассейне? Почему номер отеля с видом на море увеличивает цену отдыха? И что заставляет людей платить дороже за жилье у воды? В сезон летних отпусков разбираемся с предпочтениями человеческого мозга.

Отпуск 2015: почему даже в кризис мы выбираем отдых у моря

К содержанию

Почему мы выбираем отдых у моря?

Каждый раз, летая на самолете, я просматриваю журналы авиалиний и подсчитываю количество страниц, на которых изображена вода. Примерно на четверти (а иногда и на половине) вода присутствует либо на фотографиях к статьям, либо в рекламе. И на то есть веская причина: отдых на берегу моря, озера всегда был и остается очень популярным. Вода влечет нас, мы хотим отмечать важные жизненные этапы вблизи ее. Неслучайно, например, на пляже перед одним из самых популярных отелей на Мауи каждые полчаса играют свадьбу.

Многие из нас похожи на те 46 процентов завсегдатаев пляжей, которые приняли участие во всемирном опросе Expedia, крупнейшей в мире компании, предоставляющей услуги по организации путешествий онлайн. Они ответили, что по меньшей мере раз за последний год проводили отпуск на пляже. Другие похожи на две трети респондентов, сказавших, что «наверняка или скорее всего» приедут на море или океан в следующем году. Мы также можем оказаться среди числа более чем 20 миллионов пассажиров, ежегодно отправляющихся в круизы из портов всего мира.

Мы мечтаем о таком отдыхе, планируем и обдумываем его за месяцы, предвкушая удовольствие и расслабление, которые он нам сулит. Но есть на свете люди — счастливчики, богачи или знающие что-то очень важное, — которые выбирают жизнь у воды не только на время отпуска.

К содержанию

Доплата за воду: сколько вы готовы заплатить за дом на берегу

Во всем мире близость к воде и вид на нее увеличивает стоимость квартир, домов и любых других видов недвижимости на триллион долларов. В Портленде и Сиэтле шикарные «плавучие дома» (ранее известные как жилые баржи) продаются по большей цене за квадратный метр, чем сравнимая по площади и качеству недвижимость на суше. В более дешевых домах, построенных дальше от океана, могут быть более комфортные кухни, больше ванных комнат, больше места для гостей, лучшая электропроводка, но все это не имеет значения.

И это касается не только океана: проведенный в 2001 году анализ данных по недвижимости на Великих озерах показал, что вид на озеро повышает стоимость дома на целых 89,9 процента. А исследование недвижимости США, проведенное в 2002–2003 годах, выявило, что в Массачусетсе доплата за воду составляет от 4 до 12 процентов; в городе Авалон штата Нью-Джерси она доходит до 46 процентов, а в районе Пойнт-Робертс города Вашингтона — до 147 процентов.

В Сингапуре открытый вид на океан повышает цену квартиры в высотном доме на 15 процентов. В 2013 году в Дубае цены на недвижимость на курорте Пальма Джумейра, построенном на искусственном архипелаге в Персидском заливе, варьировались от 580 тысяч долларов за квартиру с одной спальней до 5,4 миллиона долларов за виллу с пятью спальнями.

В том же году в Великобритании риелторская компания Knight Frank сравнила цены на прибрежные дома с аналогичным жильем в восьми километрах вглубь страны и обнаружила, что вид на море увеличивает цену на 26–66 процентов, а на реку — еще больше, вплоть до 82 процентов. A проведенное в Нидерландах в 2000 году исследование в области ландшафтного дизайна и городского планирования выявило, что вид на воду повышает стоимость недвижимости на 8–28 процентов.

Рядом с водой дорожают даже жилые прицепы. Возьмите хотя бы парк жилых трейлеров Paradise Cove, расположенный прямо на песке: голливудские знаменитости называют его «самым стильным районом в Малибу». Трейлеры из двух секций продаются там по цене от 900 тысяч до 2,5 миллиона долларов. А в Санта-Крус подобный парк — только выросший не на песке, а на воде, — считается настоящей достопримечательностью.

Один исследователь департамента недвижимости и страхования Пенсильванского университета назвал эти домики «самыми дорогими в мире жилыми прицепами». «Мы обнаружили наценку, растущую в геометрической прогрессии, а в последние несколько десятилетий доплата увеличивается все быстрее, — отмечается в докладе крупнейшей ассоциации оценщиков в США. — И у нас есть все основания полагать, что в обозримом будущем ситуация не изменится».

Потрясающие закаты, волны и морская лаборатория у собственного порога каждое утро! Подумайте, сколько вы согласились бы доплатить, чтобы иметь все это?

Отпуск 2015: почему даже в кризис мы выбираем отдых у моря

К содержанию

Как вода восстанавливает силы

И те, кто рекламирует отдых на море, и те, кто строит и продает недвижимость у воды, знают или чувствуют, что человеку это по-настоящему важно, что есть в этом какая-то внутренняя потребность.

Действительно: когда думаешь о местах, расположенных рядом с водой, или смотришь на океан, реку или озеро с берега или, еще лучше, из окна собственного дома либо гостиничного номера, то чувствуешь свободу и защищенность. Почему?

Социальный психолог Мэтью Уайт из Великобритании — лектор в медицинской школе Университета Эксетера и научный сотрудник Европейского центра по окружающей среде и здравоохранению, специализирующийся на влиянии «голубого пространства» на здоровье и благополучие людей.

В 2010 году Уайт и команда исследователей изучали оздоровительные свойства различных сред. Во время эксперимента сорока испытуемым были показаны 120 фотографий природных и рукотворных ландшафтов с разным количеством зеленых насаждений, водных элементов и зданий. Каждую фотографию нужно было оценить по следующим критериям:

  • привлекательность;
  • желание посетить изображенное место;
  • оздоровительные свойства (то есть в какой мере это место вызывает ощущения спокойствия, расслабленности, восстановления сил);
  • желание жить неподалеку от этого места;
  • готовность заплатить больше за номер в отеле с именно этим видом.

Ответы показали, что респонденты испытывали самые позитивные эмоции и чувствовали наибольший восстановительный потенциал, разглядывая фотографии с большим количеством воды и некоторыми элементами зелени. (Причем вода в сочетании с рукотворными элементами имела такой же восстанавливающий эффект, как природные пейзажи с большим количеством зелени, но без воды). Если говорить об экономических показателях, то испытуемые готовы были платить за номер с видом на воду больше, чем за номер с видом на зеленые насаждения или индустриальный пейзаж.

Учитывая когнитивную запрограммированность человека, это, без сомнения, имеет смысл. Жизнь большинства современных людей полна усталости, стрессов и чрезмерного напряжения. Нам чрезвычайно важно иметь возможность отдыхать там, где можно восстановить свои силы. Мы ищем места, которые позволят убежать от привычной рутины, почувствовать себя частью чего-то большего, чем мы сами; где мы сможем заняться чем-то новым или просто наслаждаться ничегонеделанием.

И для многих все это неотъемлемо связано с водой, непосредственной близостью к ней. На протяжении многих тысячелетий в мозге формировалась установка на то, чтобы нейрохимические вещества вырабатывались в непосредственной близости человека к воде.