Содержание:

Самое простое использование цвета для детей пяти-шести лет — искусство раскраски. Вспомните книжки из серии "Раскрась картинку". В них детям предлагается в пределах черно-белого линейного рисунка поместить красочные пятна и таким образом закончить изображение.

От цветного рисунка к живописиОтношение к цвету в этом примере второстепенное: главное — как линией обрисован предмет, а красочный наряд — только красивое дополнение. Рисунок с цветной раскраской ограничивает творческие возможности ребенка, так как способствует пониманию цвета как свойства, зависимого от очертаний предмета, его формы, объема, строения. Для того чтобы расширить возможности самовыражения и творческого развития ребенка, хорошо бы поменять местами "цвет" и "форму". Таким образом, цвет станет главным в изображении, а форма ему со-подчинится. В этом случае мы будем иметь дело не с рисовальными, а с живописными навыками.

Итак, принцип цветного рисунка — изображение линией очертания какого-либо предмета и заполнение его цветовыми пятнами. Рисовальная раскраска предполагает также закрепление за каждым изображаемым предметом определенного цветового символа, что делает предмет сразу узнаваемым. Например: небо — синее, солнце — желтое, трава — зеленая, земля — коричневая. Когда ребенок занимается раскраской, его цветовое восприятие приобретает очень устойчивые стереотипы, от которых большинство людей не может освободиться до конца жизни. Цветовые штампы, возникшие таким образом, являются причиной формирования примитивного художественного вкуса. Зрительное восприятие человека, подчиняясь цветовому стереотипу, не способно понять и должным образом оценить цветовое многообразие окружающего его мира и увидеть цвет как самоценное качество. И никакая, даже самая прекрасная живопись такому человеку не будет нравиться, так как ему будет не понятно, почему, к примеру, красные предметы художник не раскрашивает только красной краской, а зеленые — зеленой. Поэтому нередко на выставках и в музеях мы слышим возгласы непонимания и недоумения.

К содержанию

Секреты психологии

"Точное копирование ребенком рисунков взрослых не формирует изобразительное умение. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышем творчества". Б.С. Волков, Н.В. Волкова

Детям пяти — семи лет очень важно помочь сохранить свежесть и непосредственность восприятия мира вообще и цвета в частности, не ограничивать его рамками готового рисунка с заданным цветом, а дать возможность выразить свои фантазии, возникающие ассоциации и представления с помощью живописи — разнообразных цветов и их оттенков.

Помочь ребенку осознать красоту и самоценность цвета можно не только с помощью занятий живописью, но и посещая музеи, рассматривая репродукции в альбомах или с экрана монитора вашего компьютера.

Хочется напомнить, что в самом слове "живопись" — "живое писание" есть указание, чтобы живописец воспринимал и выражал цвет живо, образно, запечатлевая самые разнообразные качества и свойства цвета, оживляя его человеческими мыслями и переживаниями, раскрывая с его помощью самые смелые свои фантазии.

Живой мир на бумаге. Конечно, живописное воспитание вашего ребенка лучше доверить профессионалам. Однако если вы этого не можете сделать, но у вас есть свободное время и, самое главное, — желание, то воспользуйтесь следующими советами.

Ознакомьтесь с художественной психологией вашего ребенка. Возраст, о котором мы говорим, является "золотым" для художественного воспитания, в нем все дети талантливы!

Многие великие люди, в том числе Л.Н.Толстой, задавались вопросом, кому у кого надо учиться: детям у взрослых или взрослым у детей? Отвечая на этот вопрос, учтем необыкновенные художественные возможности детей дошкольного возраста, которым завидуют и профессиональные художники. В этом вы можете убедиться, посетив выставку современного искусства. Многие произведения, которые там представлены, во многом подражают детской изобразительной культуре.

К содержанию

Секреты психологии

От цветного рисунка к живописи"К шести годам ребенка привлекает живопись. Он может до деталей рассматривать картины, присматриваться к краскам. Он с удовольствием рисует сам, владея даже кистью. Малыш пытается рисовать с "натуры", придумывает свой сюжет. По этому сюжету и по качеству рисунка возможно даже оценить развитие ребенка, нет ли в нем задержки". А.И.Баркан

Так что же художественно самоценного заключено в психологии ребенка, его сознании, восприятии, мышлении, памяти, представлениях и воображении?

Сознание ребенка пребывает в поистине живом мире, где для него нет безличных предметов и безгласных вещей. Все, что его окружает, одушевляется им. Ребенок осознает себя в окружающем мире как первобытный человек, считая, что все, что движется, видится, дышит, звучит подобно человеческому организму, его внешнему облику и внутреннему содержанию.

От такого архаического сознания человечество давно отказалось. Но вот всевозможные маги, а также художники и наши дети пребывают в нем и по сей день. Не касаясь магического аспекта этого сознания, в целом отметим лишь его связь с некоторыми современными методиками, которые используют психотерапевты, например, по избавлению детей от страхов с помощью арт-терапии. На сеансе психотерапевт выявляет страх, охватывающий ребенка, как некий злой дух, похожий на человека с очень скверным характером, затем просит ребенка нарисовать его портрет, а потом уничтожить. Так первобытные люди на стенах пещер рисовали тех, кого считали своими врагами, а затем произносили заклинание и уничтожали образ врага — протыкали рисунок копьями или забрасывали его камнями, тем самым подчиняя чужой дух своей воле и переставая его бояться.

Одухотворение образов мироздания наглядно проявляется в творчестве художников-мультипликаторов или, говоря современным языком, аниматоров. В их работах-мультиках также все живое. К примеру, у зубной щетки могут быть и ручки и ножки, она может улыбаться, грустить, разговаривать, как человек, вместе с другими персонажами попадать в самые различные жизненные ситуации.

Почему наши дети так любят мультфильмы и полностью погружаются в нарисованный мир во время просмотра? Да потому, что это гармонично соответствует их детскому Я.

И если вы захотите лучше понять вашего ребенка, постарайтесь представить себя первобытным человеком или освоить анимационный художественный метод, при котором происходит одухотворение окружающего человека мира, то есть наделение неодушевленных предметов человеческими чертами характера и даже формой тела, мыслями и чувствами. Все, на что вы обратите внимание вашего ребенка, наделяется способностью оживать и внешне "очеловечиваться". Например, яблоко может открывать глазки, иметь ручки и ножки и быть одетым в спортивный костюм. Одухотворяя предметы и живые существа (растения, животных), можно воспитывать в ребенке чувства сострадания, любви, заботы. Например, указав на деревце, можно рассказать, что ему будет больно, если сломать ветку, так же как и человеку, в том числе и самому малышу.