• Римма Гордеева.
    Мы с Данюхой рисуем с "раньше года". Рисуем всем, что попадает маме на глаза: карандаши, мелки, дешевые помады, фломастеры (не люблю, если честно), краски - все возможные, кроме масла, кисточками, пальчиками, всей ладошкой.
    "Я не умею" - попробуйте рисовать вдвоем одновременно одно и тоже.
    Хорошо помогают листки - заготовки с контурами, когда рука сама запоминает определенные "штампы", и ребенку потом легко сооружать известные вещи, не задумываясь. Например, машина - любая - обязательно включает в себя колеса, окна, дверцы... И пропорции примерно одинаковы. И раскрашивать удобно. А потом то же самое, только точками. А потом - и вовсе чистый лист и рисунок на ту же тему.

    Рисование ладошкой и прочими частями тела происходит у нас так...

    1. Ватманский лист и краски для рук (можно использовать гуашь). Выливается солидный шмат краски и пальчиками развозюкивается. Мама рисует что-то "реальное", ребенок просто ловит кайф.
    2. Ватманский лист и старые/дешевые помады. Кайф ловят все. Я предпочитаю коричневую, серую и красную - у меня получается картина "Осень", Даньке выдаются зеленые-оранжевые-желтые круги-наклейки, разрезанные пополам, типа "листики", по окончании процесса рисования он их клеит. Данька предпочитает синюю и оранжевую, ими он рисует что-то под названием "накета", то ли ракета, то ли еще что…
    3. Гуашь и краски - и от ватманского листа до малюсенькой бумажки (на полу и с клеенкой), как на размах руки, так и на точность попадания.
    4. Карандаши и мелки в неограниченном количестве и доступном месте плюс ватман на полу - все время. Во избежание использования стен.
    5. Уголь - под моим чутким руководством, на небольших листах, ибо трудно отмывается, а мой сын рисует лежа - как правило, лежа именно на пузе именно на только что оконченном рисунке…
    6. Мелки для улицы. Ну, там мы изрисовываем все, что можно…
    7. Акварель - сначала рисовали водой по готовым контурам - просто водой, Данька постигал науку обмакивания кисточки. Потом красками как обычно. По мокрому листу, по сухому…
    8. Гуашь по ткани. Обнаружили случайно, испачкав простыню. После третьей стирки -как только что вылили краску. Раскрасили старую майку. Теперь любимая. Во избежание повторов на нужных вещах красили долго, несколько дней, пока не опротивело, а потом стала давать кусок ткани, натянутый на пяльцах. Вроде как - только здесь и можно.
    9. Ручка - очень и очень редко. Ручкой он пишет. Кроссворды "разгадывает"…умереть можно, глядючи.
    10. Фломастеры и маркеры - ну Очень Редко. И только отмывающиеся. Почему-то каждый раз это заканчивается боевой раскраской гуронов…и ванной в течение получаса.
    11. Лепим из глины, из пластики - и раскрашиваем. Гуашью, акриловыми красками.
    12. Делаем фигурки из папье-маше и их красим.
    13. Рисуем в компе. Корэл, Фотошоп,...
    14. Рисуем на песке, на раскатанном куске глины, на фольге, на черной бумаге, на чашках…

     
  • Неизвестный автор (отзовитесь)
    Можно рисовать подарки для любимых игрушек. У нас это сработало - мячики для любимого ослика, цветочек для зайчика, корзинка, в которой будет "жить" котик и т.д. Но сначала мы попридумывали, на что похожи круг, квадрат, черточка, овал, треугольник... и что на основе них можно нарисовать, например - много черточек - дождик, травка, забор, кружок - воздушный шарик, луна, солнышко, овал-облачко, рыбка (если хвостик пририсовать)и т.д.
     
  • Валерия Белоцерковская
    Можно дать одну-две краски и толстую кисть и дать возможность ребенку мазать в свое удовольствие. Получится прекрасный цветовой фон. А заодно - и знакомство со смешиванием красок. Затем отложить - пусть просохнет.
    Через некоторое время дать тонкую кисточку и предложить "покалякать" уже по "фону". А потом вместе пофантазировать - что получилось.
    Кроме рисования с "грунтовкой" - раскрашенным одним-двумя цветами фоном, у нас есть и другие разновидности рисования (они появились уже позже, в процессе приобщения)
    • та же "грунтовка" светлыми красками, и по высохшему рисуем толстым фломастером
    • "грунтовка" в два цвета - я провожу на листе карандашом полосу, а сын раскрашивает верхнюю часть одним цветом, а нижнюю - другим (по своему выбору). Затем на готовом материале придумываем, что получилось. Например, может получиться зеленый луг и синее небо, тогда на небе можно нарисовать облака, на на лугу, к примеру, одуванчики (просто пятнами) - двухлетка с этим вполне справляется; или, скажем, красный и синий - море на закате - на волнах можно сделать белые барашки - тоже очень легко...
    • рисование на больших листах цветной бумаги (например, на желтом - коричневым - верблюда (как угодно, ребенок-то понимает, что это верблюд, или на синем - белым (снег);
    • рисование на большом рулоне обоев с обратной стороны - возможности практически неограниченные...
    • рисование без грунтовки на влажной бумаге тонкой кисточкой "в китайском стиле" - тут главное успеть вовремя выхватить лист, получаются симпатичные вещи.
    • еще у нас популярен коллаж - сочетание аппликации с рисованием. Вообще мы аппликации давно делаем, но тут вдруг ребенок начал поверх аппликации рисовать - и получилось интересно. Например, приклеили на белый лист бумаги кораблик (просто из кусочков цветной бумаги, которые мой Игорь сам вырезает (ножницы дала в 2,5 года, но сейчас думаю, что можно было дать и раньше). А потом красками вокруг кораблика - море, шторм, тучи...
    Рисунки делаем по временам года (какие цвета увидел на прогулке), по погоде, по прочитанным книгам, мультфильмам - что запомнилось, без всякой системы. Сейчас вот исполнится три года, начну с ним заниматься историей искусства (я этот предмет преподаю) - будем пирамиды египетские рисовать и тому подобное...
    А вообще, рисовать можно на всем, если не бояться испачкаться. Кстати, в отличие от фломастеров, гуашь очень хорошо отмывается и отстирывается. Перед рисованием желательно чем-нибудь застелить пол (Игоряша сам приносит газеты и с удовольствием застилает), а еще - поставить столик подальше от обоев (можно забрызгать).
     
  • Евгения, 26 июля 1999 г.
    Аня, насколько мне известно, самая большая ошибка, которую могут совершить родители, это слишком рано (по мнению моего преподавателя рисования, рано - это до 14 лет) начать "обучение" рисованию. Это как раз очень хорошо, что Вас в свое время не учили этому, Вы не испортите ребенка.

    Надо не учить рисованию, а развивать творческие способности ребенка. Для этого надо прежде всего показать ему возможности красок, карандашей, пластилина и т.д., это и обведение ручкой контура своей ручки или ножки, и оставляние следов на бумаги пальцами, смоченными в краске (как на замерзшем стекле автобуса рисуют ножки, знаете?) и налепливание на картон пластилиновых шариков, чтобы получалась мозайка и многое-многое другое. А вот с банальными "точка, точка, два крючочка" - лучше подождать, зато лет с 4-х можно предлагать ребенку срисовать картину известного художника (лучше простую, можно даже портрет, с пейзажами обычно трудно). Вы получите колоссальное удовольствие от результата, я Вас уверяю. И это будет настоящее творчество, а не результат родительских усилий по вбиванию определенной схемы.

    Чтобы ребенок мог в полной мере оценить возможности каждого инструмента, лучше сначала не давать одновременно краски и маркер, пластилин и карандаши, начните лучше с гуаши (налить краски в крышечки, т.к.ребенку сложно их все не смешать). Для работы потребуется: вода, палитра, тряпочка, кисть, желательно хорошего качества N 5-6, краски кроме черной, а то она все сразу попортит.

    Долгая тема, но я прежде всего советовала бы убрать подальше фломастеры, они очень портят квартиру и вещи и попытаться купить недорогую жировую пастель, только просите, чтобы Вам дали ее попробовать на бумаге, т.к. очень часто восковые мелки и пастель оставляют бледный рваный след и требуют сильного нажима, что неудобно и бесит ребенка.

    Если Вас заинтересует что-то конкретное, я готова Вам помочь. То, что здесь написано - результат моих личных наблюдений и практики, а так же общения с профессиональными учителями рисования, работы учеников которых вызвали у меня глубокую зависть.

    ...

    Если ребенок не рисует круги, нарисуйте их сами, а ему предложите их изнутри заполнить, тут Римма, кажется писала о картинах - половина репродукция, половина ребенок сам. Это тоже толчок для начала, только важно на этой стадии не зависнуть надолго.

    Конечно, многое зависит от возраста и характера ребенка. По моим наблюдениям, мальчики, как это ни удивительно, больше чувствительны к цвету, а девочки - к форме, так что вполне возможно, что мальчик долго будет просто рисовать кляксы и разводы, а девочка предпочтет рисование маркером. Хотя, безусловно, возможна и обратная ситуация. Это просто дети с разным типом восприятия.

    Главное, не форсируйте события, чтобы не отбить охоту к рисованию вообще. Пусть творит так, как хочет, если нравится ребенку раскрашивать игрушки ручкой, так и пусть, это тоже творчество, им еще можно брови из ваты приклеивать, делать воротнички из бумаги и волосы из ниток, а еще их можно облеплять пластилином и по нему обсыпать бусинами и бисером. И ванну расписывать - гениально! Главное - искренне восхищаться результатом, может быть сфотографировать эту ванну (и желательно побыстрее сделать фотографию, пока ребенок помнит), сфотографировать разрисованного ребенка, поставить на видное место и показать бабушке (если это не ее подарок) расписанную куклу. В конце концов, мы же не спрашиваем у керамиста, почему он не рисует, ну не хочет он, другой способ самовыражения.

    И вообще, чем больше Вы сами увлечетесь процессом, тем больше вероятность, что ребенку будет интересно. И не требуйте доведения работы до конца за один раз, для ребенка это может быть непосильной задачей. Вообще, главное - ни капельки насилия. Вы позволяете ребенку приобщиться к радостям творчества, а не уговариваете его сотворить. Впрочем, когда отмываешь телефонный аппарат от пластилина, начинаешь понимать, что по сути оно так и есть.
     

  • Марина, 28 июля 1999 г.
    О кистях и красках. Лучше начинать с гуаши, акварель мы стали давать после четырех. Тоже самое карандаши и фломастеры. Лучше восковые мелки. И все должно быть только очень хорошего качества, не пожалеете. Для работы с гуашью рекомендую гениальное решение, подсмотренное в одном садике. Ставите перед ребенком четыре или шесть баночек и в каждую вставляете кисть, таким образом решена проблема мытья кистей, грязи на столе и получается больше удовольствия от творчества.