Судьба моя сложилась так, что последние несколько лет я работаю в Ярославском педагогическом университете. Выпало мне преподавать довольно экзотический предмет. Не-педагоги о нем и не подозревают. Называется он "Технические средства обучения".

В образовательном стандарте прописано, что будущие педагоги должны не только знать методику применения этих технических средств в обучении-воспитании, но и знать принципы их работы. Таким вот образом мне самой пришлось познакомиться с принципами записи и воспроизведения звуковой и визуальной информации, чтобы учить студентов. Тут-то меня и поджидало открытие, которое меня потрясло. Этим открытием я и хочу поделиться.

Как, вы думаете, записывается движущееся изображение? Кино-, или теле- или видеофильм? Как записать движение?

Для простоты рассмотрим кинофильм, потому что телевидение и видео не придумали ничего нового в этой области, а используют изобретение кинематографии.

При съемке кинофильма движущийся объект фотографируется с большой скоростью: 24 раза в секунду. Таким образом, кинопленка состоит из кадров - неподвижных фотографий объекта. Если объект движется, то от кадра к кадру меняется его положение.

Хочу зафиксировать ваше внимание на этом факте: на кинопленке нет движения объекта, там лишь его фотографии в последовательные моменты времени. Но мы увидим движение объекта, если нам эти фотографии с той же скоростью (24 штуки в секунду) демонстрировать.

Почему же мы увидим движение, ведь нам показывают нечто совсем другое?

Оказывается, точного ответа на этот вопрос нет, но есть очень правдоподобная гипотеза, которую и предлагаю вашему вниманию.

Наш глаз - прибор несовершенный. В частности, у него есть свойство инерционности: он не может мгновенно перестать видеть картинку, если картинку мгновенно перестали показывать. В течение примерно 1/10 секунды глаз все еще передает в мозг эту картинку, пока не совершатся процессы торможения.

Что же получается? Грубо говоря, глаз передает в мозг первый кадр фильма в течение, как минимум, 1/10 сек, но уже через 1/24 сек на экране (и сетчатке глаза) возникает второй кадр. Таким образом, благодаря инерции зрения, мозг получает в свое распоряжение сразу два последовательных кадра (один запомнили, другой сейчас получили). На первом кадре мяч, допустим, в положении А, и на втором кадре - в положении Б. "Ага, - соображает мозг, - мяч был в А, стал в Б. Значит, этот мяч перелетел из А в Б. Нам не показали, как он летел, но мы и сами можем додумать этот полет: мы же видели неоднократно аналогичные движения". И додумывает. И мы "видим" весь полет мяча из А в Б.

Вот и резюме: просмотр фильма - это, на самом деле, непрерывная работа мозга по реконструкции движения объектов на основе опорных картинок-кадров, которые нам показывают.

Да, движение в кино-, теле-, видеофильмах - это иллюзия. Движение предметов нам не показывают, его мы сами создаем. Конечно, это не новость, но знают об этом далеко не все.

Какие же выводы можно из этого сделать? Выводов много. Вот некоторые.

Раз во время фильма все время идет работа мозга по "придумыванию" движения объекта, то мозг, естественно, устает. И это еще без учета динамичности сюжета и потока информации, без эмоциональных переживаний, связанных с фильмом. Переутомление нервной системы может очень вредно сказаться именно у детей, у которых эта система еще слаба, мало тренирована, подвергается массе нехороших воздействий в нашем несовершенном мире и т.д. Переутомление ведет к нарушениям в работе, систематическое переутомление ведет к заболеваниям этой самой нервной системы.

Может, не следует пренебрегать санитарно-гигиеническими нормами на время просмотра телепередач детьми? Вы знаете, что для старших дошкольников и младших школьников это 30 минут в день? Столько же можно отводить на работу с компьютером. (Там тоже движущиеся изображения, и создаются они точно таким же способом).

Но я веду свою речь не к этому, а к тому, что совершенно незаслуженно забыты в наше время диафильмы. (Не всеми, конечно).

Если говорить о развитии речи, воображения, памяти, образного мышления, то работа с диафильмом не уступит никакому мультипликационному фильму или компьютерной программе (а иногда и переплюнет). Но зато нет этой дополнительной (чисто технической, совершенно не творческой) нагрузки на мозги.

Очень жаль, что сейчас невозможно купить диапроектор. (А может, я ошибаюсь?) Но многие сохранили их со времен своего докомпьютерного детства. А где купить диафильмы? В Москве есть один (или все-таки два?) магазина, где можно купить диафильмы. А у нас, в Ярославле, их совсем не купишь.

Почти все взрослые, которые в детстве смотрели диафильмы, сохранили очень теплые воспоминания и о просмотренных сказках, и о самой процедуре просмотра, когда вручную прокручивается пленочка и на стене (белой двери, или настоящем экране) появляется следующий кадр...

Вот и все, что мне хотелось рассказать. Предупрежден - значит, вооружен.

Антонина Лукьянова, tonja@long.yar.ru.