Пожалуй, нет такой матери, которая не считала бы, что именно её ребёнок достоин самого лучшего. А как же? Свой — всегда самый-самый, и тогда кому же, как не ему, пользоваться всеми мыслимыми и немыслимыми благами, изобретёнными обществом? Вполне нормальный подход. И очень достойный, с моей точки зрения. Вопрос только в том, как определить, что именно будет являться лучшим для вашего ребёнка, и не промахнуться с выбором.

На первый взгляд может показаться, что никакой проблемы выбора не существует. "Бери" самое хорошее. И все. Возможно, это будет самое дорогое.

Во-первых, не всегда самое дорогое обозначает "самое хорошее и качественное".

Во-вторых, материальные возможности каждой семьи ограничены конкретным бюджетом, и вся проблема в том, что чаще всего этот бюджет именно ограничен. А потому всегда существуют рамки, за которые родители не могут позволить себе выйти, как бы им ни хотелось дать своему ребёнку только "самое-самое". Но ведь это же вовсе не значит, что ребёнок, семья которого не так сказочно богата, как хотелось бы, не заслуживает того же, чего заслуживает его ровесник из более состоятельной семьи. А ведь мучительный выбор лучшего для своего ребёнка начинается вместе с его рождением (а иногда и гораздо раньше) и продолжается всю нашу сознательную родительскую жизнь.

Пока ребёнок маленький, наш выбор ограничивается сравнительно небольшим количеством проблем. Шесть-семь лет пролетают моментально, и вот мы уже ищем школу, достойную принять нашего любимого и единственного. То, что мы не поведём ребёнка куда попало, понятно каждому.

Критерии выбора школы, соответственно, у каждого тоже свои. Более или менее приличное учебное заведение хотя бы в пятнадцати минутах ходьбы от собственного подъезда, за исключением редких случаев, можно найти всегда. Если, конечно, родительские амбиции не зашкаливают.

Иногда жалко смотреть на этих маленьких замученных человечков, засыпающих посреди белого дня в метро и троллейбусах.

С другой стороны, бывает так, что ребёнок и впрямь родился исключительно одарённым, способным к учёбе, а в микрорайоне только общеобразовательные школы. Тогда волей-неволей придётся выбирать что-то "углублённое", подходящее конкретному ребёнку и его уровню развития на данный момент. Но опять же, нельзя не принимать во внимание, что любое углублённое изучение чего-либо, как правило, начинается с пятого класса, то есть со средней параллели, а иногда и гораздо позже, с десятого или одиннадцатого, поэтому вполне приличное начальное образование ребёнок может получить в простой районной школе, и оно мало чем будет отличаться от начального образования, полученного в специализированной школе. Естественно, всё будет зависеть от учителя, к которому попадёт ваш ребёнок, в том числе, станет ли эта школа его "вторым домом" или превратиться в "школу мужества", которая навсегда отобьёт у него желание учиться вообще.

Бывает и так, что начальная ступень в школе достаточно сильная, чего определённо нельзя сказать о средней ступени и старшей. И мысль о том, что после четырёх лет обучения придётся опять подыскивать что-то новое, отпугивает родителей. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы, пойдя в школу, ребёнок благополучно проучился бы там все одиннадцать лет: привычная обстановка, уже знакомые стены и учителя, друзья опять же... Но поверьте, то, что вложат в вашего ребёнка в первые годы учёбы — самое главное и самое основное из всего того, что будет за одиннадцать лет, и если есть возможность отдать его в хорошие руки, нужно это делать обязательно. Что же до дальнейшего обучения, то ведь переход в другую школу — ещё не конец света.

Но, допустим, начальная школа откровенно слабая, зато средняя и старшая — выше всяких похвал. Надежда на то, протянув "как-нибудь" четыре года, ребёнок впоследствии войдёт в нужный ритм и "наверстает" упущенное, как правило, не оправдывается. Попав к человеку чёрствому, равнодушному, а порой и откровенно злому, да к тому же и не очень-то квалифицированному, ребёнок непременно получит стойкое отвращение к школе и учёбе вообще. Выбиваясь из сил, и мать, и ребёнок пытаются разгрести то, что было свалено в кучу безо всяких угрызений совести учителем, для которого ваш ребёнок — не родной и для которого не требуется "самое-самое", потому что с чьей-то точки зрения он его не заслужил.

Итак, со школой вы не ошиблись, и ваше чадо, обласканное и довольное, счастливо миновав все трудности "началки", перешло в среднюю школу. Вот тут-то всё только и начинается.

Привыкший к внимательному и нежному обращению и массе персонального внимания, ваш ребёнок попадает в атмосферу, к которой сразу привыкнуть ему не под силу. Сколько учителей, столько и требований.

Всё, к чему он привык, что составляло размеренную колею его предыдущей жизни, изменяется вдребезги. Каким бы ты ни был замечательным, все учителя всё равно тебя любить не будут. Это хорошо, если в пятом классе, за партами будет сидеть человек двадцать — двадцать пять, а если больше? И хорошо, если учитель в пятом не удосужится посмотреть оценки по своему предмету за предыдущие годы, а даст человечку шанс начать всё с чистого листа, если — нет... Тогда как быть?

У ребёнка появятся новые предметы, и не факт, что, растерявшись, он не "забуксует" по одному из них или по нескольким сразу. Причины отставания могут быть разными. Но самая главная причина, по которой любимый сынок или дочка могут не успевать в классе — неприятие манеры преподавания того или иного учителя либо его личности как таковой. Вот тогда-то и нужно насторожиться.

Не всё ладится, не всё выходит. В этот момент мы, родители, должны проявить терпение и поддержать ребёнка в его нелёгком труде. Проявить понимание необходимо, иначе, во избежание грозящих неприятностей, он вынужден будет лгать. А это, пожалуй, самое страшное, что может случиться между родными людьми.

Между прочим, ложь не всегда показатель желания ребёнка обезопасить себя, иногда к обману приводят совершенно неожиданные, казалось бы, побуждения: не огорчать маму-папу-бабушку, гордящихся успехами своего ребенка, или нежелание разбираться в неприятной проблеме. Конечно, в это трудно поверить. Первое, что приходит в голову любому взрослому человеку: врёт — значит, пытается обмануть, улизнуть от расплаты за содеянное. Но, если вдуматься, разве с каждым из нас хотя бы раз в жизни не происходило нечто подобное?

Очень часто на стыке начальной и средней школ у ребёнка возникают проблемы, кажущиеся ему неподъёмными. Разобраться самому в этот момент не под силу. И, к сожалению, порой бывает так, что просить помощи у близких, например, у матери, стыдно.

Боясь уронить свой авторитет в глазах тех, кто возвёл его на пьедестал, ребёнок огорчается даже временным неудачам до такой степени, что готов пойти на что угодно, лишь бы всё оставалось по-прежнему. Хотя бы внешне. Отсюда — недовольство собой, обман, мучительное чувство стыда.

Но не всегда неудачи ребёнка — это стечение непредвиденных обстоятельств. Иногда мы сами провоцируем эти неудачи. Может показаться странным, но довольно часто мы сами настраиваем своих детей на неудачи. Вопреки здравому смыслу, не чувствуя грани, мы позволяем себе резкие высказывания в отношении какого-либо учителя в присутствии ребёнка. Да, в ослеплении родительской любви нам кажется, что весь мир ополчился на бедного и маленького беззащитного человечка. Стараясь выгородить собственное чадо, часто даже не удосужившись разобраться в сути вопроса, мы отпускаем в адрес учителей гневные и не всегда справедливые фразы. Очень часто нам кажется, что с ребёнком поступили несправедливо, что к нему отнеслись предвзято, что его обидели и т.д. Но в этот момент было бы неплохо для начала подумать, всё проанализировать и только потом высказывать вслух резкие суждения, отсекающие возможность дальнейшего сближения и взаимопонимания учителя и своего же собственного ребёнка.

Да, учителя бывают неправы, и происходит это сплошь и рядом. Но для нас, любящих и заботливых, они неправы всегда, если дело идёт именно о нашем ребёнке.

Отработав двадцать лет в школе, я стала несколько иначе относиться к этому вопросу. Если бы вы только могли видеть, как меняются ваши дети, перешагнув порог родного дома. И изменяются не всегда в лучшую сторону. Чаще наоборот. И уж совсем забавно наблюдать, какими интеллигентными и сдержанными становятся в присутствии своих родителей дети, только что плевавшие сквозь зубы и произносившие настолько замысловатую комбинацию слов, что и филолог бы затруднился повторить её с первого раза.

Поэтому не стоит огульно верить всему тому, о чём ваш ребёнок рассказывает вам дома.

Но что делать, если, действительно, учёба в пятом классе началась с плохого настроения, с нежелания идти в школу и двоек.

Относительно морального состояния ребёнка я судить не берусь, поскольку не обладаю достаточной психологической подготовкой (я имею в виду чисто профессиональный аспект и не касаюсь своего личного опыта). Однако как учитель-предметник с приличным стажем совет дать могу. Как только вы стали замечать все тревожные симптомы, связанные с учёбой в школе, обратитесь к специалисту-психологу. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Ведь если у вас болит рука или голова, вы же обращаетесь к врачу, верно? Так почему же не обратиться к нему же, если болит душа? Тем более, если болит душа вашего ребенка.

Что же касается неуспеваемости по отдельным предметам, тут вам тоже потребуется помощь. Но не стоит при первых же симптомах неуспешности вашего ребёнка бежать к репетитору. Это лишнее. Для начала разумнее поговорить с учителем, выслушать его мнение и попытаться разобраться вместе с ним, в чём кроется причина неудач малыша. Поднимать вопрос осенью, через месяц после того, как ребёнок перешёл в пятый класс, на мой взгляд, ошибка. За столь малый промежуток времени учитель просто не в состоянии как следует оценить уровень знаний каждого ученика. Самое время — начало третьей четверти.

Весь сентябрь, как правило, уходит на повторение, и то, что ребёнок не включается в активный диалог с учителем, ещё вовсе не означает, что он ничего не знает. Возможно, часть информации он забыл за лето. Но есть и другие факторы, такие, как, например, комплекс общения с абсолютно новым преподавателем и страх выглядеть в его глазах глупым или смешным.

Но если проблема всё-таки есть и налицо неуспеваемость ребенка, помочь ему в этот момент необходимо. Может быть, помощь требуется кратковременная, а возможно, процесс затянется. Но рано или поздно — в пятом, шестом или восьмом — перед каждым родителем встаёт вопрос выбора репетитора. И тут уже неважно, ищешь ты преподавателя, чтобы "подтянуть" ребёнка до хорошей оценки или хочешь дать ему дополнительный объём знаний, не предусматриваемый школьной программой: для своего ребёнка ты хочешь только самого лучшего.

Возможно, купив в магазине не совсем свежие яблоки или груши, можно горестно вздохнуть и, сетуя на собственную рассеянность и изворотливость продавца, отправить их в компот, а в следующий раз просто внимательнее смотреть на то, что покупаешь. Но в выборе репетитора на компромисс не согласится никто, потому что следующего раза у ребёнка просто не будет.

Менять учителей как перчатки, конечно, можно, но никакого смысла в этом нет хотя бы уже потому, что каждый последующий учитель будет начинать обучение опять с нуля. И это происходит вовсе не из-за того, что злые педагоги стремятся срезать с незадачливых родителей как можно больше денег (хотя встречаются и такие), а просто потому, что отвечать за качество знаний можно только в том случае, если имеешь представление, что было вложено в голову ребёнка и когда.

Как же всё-таки не ошибиться с выбором репетитора? Есть несколько рекомендаций, как мне представляется, общих для любого родителя, собирающегося приглашать для своего ребёнка домашнего учителя. Прежде всего, это психологическая совместимость учителя и ученика. Возможно, кому-то этот аспект покажется несущественным, но поверьте мне, только обожая учителя, маленький человек согласится ходить к нему дважды в неделю или принимать его у себя в гостях и при этом делать совершенно ненужные, с его точки зрения, упражнения. Если совместимость будет достаточно высокой, маленький человек заинтересуется предметом, что, в конечном счёте, даст желаемый результат. Если нет, то занятия будут абсолютно бесполезны. Хуже всего, если ребёнок занимается с репетитором "для мамы". Если для него самого занятия с чужой тётей не представляют никакого интереса, то все в одно ухо будет влетать, а из другого, как вы догадываетесь, вылетать. И никакой, даже самый знающий и добросовестный педагог ничего не сможет сделать!

Так как же понять, стоит ли вести ребёнка конкретно к этом репетитору или нет? Договоритесь о первом прослушивании и идите на первый урок вместе со своим ребёнком. Если занятие будет интересным, вы сразу услышите это и поймёте по манере поведения своего чада. Ибо никто не знает его лучше, чем вы. Если на протяжении часа ваш милый отпрыск будет зевать, крутить головой по сторонам и в конечном итоге уляжется щекой на стол, значит, это не ваш преподаватель, только и всего. Естественно, я говорю утрированно, но в конечном итоге, хотя восприятие взрослого и отличается от восприятия ребёнка, хорошее от плохого может отличить каждый. Спросите себя, хотели бы вы заниматься с таким учителем, и ответ, будете ли вы заключать с ним договор, придёт сам собой.

Естественно, что подбирать репетитора следует, руководствуясь рекомендациями знакомых. Если вы считаете, что, покопавшись час-другой в Интернете, вы непременно найдёте то, что искали, то вы, скорее всего, ошибаетесь.

Не стоит покупать кота в мешке, и уж тем более не стоит этого делать, когда это касается вашего ребёнка. Задавшись целью найти учителя по тому или иному предмету, стоит обзвонить своих ближайших знакомых и расспросить их об их опыте общения с репетиторами.

И ни в коем случае не стоит спешить и хвататься за первое попавшееся предложение. Ведь не зря же раньше для обучения детей в состоятельных дворянских семьях стремились найти педагога с хорошими рекомендациями, преподававшего у близких или дальних знакомых. И пусть поиски репетитора растянутся не на одну неделю — важен результат этих поисков. Если ваши хорошие знакомые, мнению которых вы можете доверять, настоятельно рекомендуют вам того или иного специалиста, стоит обратить внимание на их слова.

Прежде чем договариваться об оплате урока, возьмите себе в труд заранее поинтересоваться стоимостью занятий с частным педагогом. Для этого, помимо устных вопросов знакомым, откройте любую страницу Интернета, предлагающую услуги репетитора, и поинтересуйтесь ценой вопроса. Цена будет отличаться. Но на конечную сумму будет влиять несколько составляющих, а именно: учительский стаж работы в школе или институте, время занятия (астрономический час или академический час, т.е. сорок пять минут), место занятия (дома у педагога или с выездом к ребёнку) и т. д.

Узнав ценовую "вилку", согласуясь со своим бюджетом, заранее рассчитайте, какой суммой вы располагаете и какой ценовой предел вы переступить не в состоянии. После этого набирайте номер телефона репетитора и начинайте разговор. Если он берётся за любую работу, не удосуживаясь расспросить вас о проблемах школьника, насторожитесь. Да, вопрос территориального расположения будущего ученика и размеры оплаты труда репетитора должны интересовать его не в последнюю очередь, но если это единственное, что его интересует, не считая, конечно, возраста ребёнка, то, вероятно, перед вами человек, стремящийся только к собственному материальному благополучию.

"Нанять" репетитора, даже самого хорошего, подходящего вашему мальчику или вашей девочке по всем статьям, и успокоиться — не лучшее решение. Даже если ребёнок доволен занятиями, даже если в его дневнике вместо пугающих ваше родительское сердце "двоек" и "троек", появились долгожданные "четвёрки", держите ситуацию под контролем, периодически обращая внимание на то, чем занимается ваше чадо. Тотальная проверка никому не нужна, мало того, в некоторых случаях она может обидеть и даже оскорбить преподавателя. Но я бы всё-таки советовала родителям время от времени заглядывать в тетради ребёнка и интересоваться его рассказами о том, как он сходил на урок и что нового вынес.

Во-первых, это даст вам возможность находиться в курсе событий (между прочим, оплачиваемых вами) и отслеживать саму необходимость дальнейших дополнительных занятий. Во-вторых, любому ребёнку, даже самому самостоятельному, необходимо ощущение того, что его делами интересуются, и что его жизнь небезразлична взрослому. И, наконец, в-третьих, будучи в курсе всего, вам намного легче будет подбирать для вашего ребёнка "самое-самое" лучшее, ведь он этого достоин.