Заниматься художественным творчеством мы с дочкой начали, я считаю, поздно - в полтора года. До этого я опасалась давать ей краски и пластилин, боясь, что Оля решит их попробовать на вкус (о существовании специальных, нетоксичных красок для самых маленьких я узнала, увы, позже).

Где-то в год и два месяца мы начали пытаться рисовать карандашами, фломастерами и мелками - но рисовала больше я, а Оля не проявляла особого энтузиазма. Фломастерами она предпочитала разрисовывать свои ладошки, карандаши не произвели на дочку впечатления, поскольку для рисования ими необходим сильный нажим, что нелегко для неокрепшей детской ручки. Чуть больше занимали ее восковые мелки - но тоже ненадолго: Оля могла слегка заштриховать ими бумагу, но ей это быстро надоедало.

Что касается лепки, то я, приняв к сведению распространенное мнение, предложила Олечке для начала не пластилин, а тесто. К моему полному удивлению, Оля не только не проявила интереса к лепке, но даже не захотела прикасаться к тесту. Поэтому я решила с занятиями творчеством повременить.

Но в полтора года, приняв к сведению то, что дочка уже благополучно переросла возраст "познания мира через рот", я решила купить ей набор гуашевых красок и обычный детский пластилин. И с этого дня у нас началась новая жизнь.

Итак, расскажу, с чего мы начали. Я усадила Олечку в ее стол-стульчик, предоставив ей альбом для рисования, краски и кисточку. Я показала ей набор гуаши, предложила самой выбрать цвет (как сейчас помню, Оля выбрала тогда зеленую баночку), затем продемонстрировала, как опускать кисть в стаканчик с водой, в краску, и для начала провела сама линию на листе бумаги.

Олечка наблюдала за мной, как завороженная: надо же, какая яркая зеленая полоса выплыла из-под кисти! И охотно согласилась последовать моему примеру. Никогда не забуду выражения Олиных глаз, когда она впервые провела кисточкой по бумаге: словно увидела необычайное чудо, будто волшебство произошло. С радостным восторгом она начала возить кистью еще, еще, наблюдая за тем, какие яркие полосы и разводы остаются на белом листе. Насладившись "зеленью", Олечка ткнула пальцем в баночку с другим цветом.

Следующий наш урок рисования я решила организовать по-другому: расстелила на полу лист ватмана, и мы с дочкой начали рисовать вместе. Поначалу в ее работу я не вмешивалась, предоставив дочке полную свободу творчества, но в то же время давая ей возможность наблюдать за моими действиями. В компании со мной Олечка очень охотно рисовала. Когда она, как говорится, "разогрелась", я показала ей, как изображать полосы и кляксы. Рисование клякс вызвало у Оли полный восторг: это задание было для нее легковыполнимым - просто взять и макнуть кисточкой на бумаге - и увлекло ее так, что малышка радостно оставляла пятна на ватмане, восклицая при этом "Кля!" ("клякса"). С тех пор наши рисовальные занятия Олечка стала именовать не иначе как "кля".

В общем, совместное рисование на ватмане стало одним из наших излюбленных занятий. Но также Олечка полюбила рисовать, сидя в своем столе-стульчике.

Какой материал использовать для занятий творчеством с ребенком? Как я уже писала, мы рисовали на ватмане. Еще (особенно первое время) - в обычном школьном альбоме для рисования. Иногда - на листах картона. Но самой удачной идеей в нашем случае оказалось творчество на глянцевой бумаге (для этого подошли обратные стороны настенных прошлогодних календарей). Особенно Оле понравилось рисовать на глянце акварелью - из-за эффекта "мокрого рисунка".

В наших художественных занятиях я стараюсь предоставлять дочке максимум самостоятельности, начиная от выбора цветовой гаммы и заканчивая выбором сюжета. Пока она самозабвенно выписывает на листе свои "каляки-маляки", я, находясь рядом и занимаясь своими делами, исподволь наблюдаю, но в процесс не вмешиваюсь - не хочу гасить инициативу. Подключаюсь я, как правило, в двух случаях: а) если Олечка сама протягивает мне кисточку и просит что-то нарисовать; б) если я вижу, что однообразное каляканье слегка наскучило дочке, и следует показать ей новые приемы и методы рисования.

Что же я, как правило, демонстрирую ей в таких случаях?

Что рисовать можно не только кисточкой, но и:

  • ватной палочкой - линия получается тонкой, четкой, и это нравится дочке;
  • поролоном - небольшой кусочек поролона окунуть в краску и оставить на бумаге оттиск. Кстати, выжимание поролона - хорошее упражнение для развития мелкой моторики, так что совмещаем приятное с полезным.
  • ну и конечно, пальцами: окунуть пальчик в банку с краской, а затем возить им по бумаге - одно удовольствие!

Это что касается техники. Если говорить о сюжете, что под силу нарисовать начинающему художнику?

  • проводить линии, штрихи с использованием любых подручных средств;
  • затушевать часть листа, используя кисть, кусок поролона или собственные пальцы;
  • кляксы - ну, тут можно рассказывать долго. Тем, кому не приходилось сталкиваться с художеством полуторагодовалых детей, кажется, что кляксы - они и есть кляксы. На самом деле вот он - кладезь творческих идей и широкое поле для фантазирования!

Оказывается, самую простую кляксу можно нарисовать разными способами. Можно просто мазнуть по бумаге - самый простой вариант. Можно поднять кисть над листом таким образом, чтобы капля скатилась и на глазах у зачарованного ребенка растеклась по бумаге. Можно сделать "веселые брызги" - встряхнуть кисточкой, и по всей поверхности листа разбегутся капельки-кляксы. И самое наше любимое - смешать несколько цветов в баночке и капнуть на лист - да-да, прямо из банки: ух ты, какое замечательное огромное пятно!

А дальше берем любую кляксу и… творим. Растушевываем пятно по листу бумаги, а затем встряхиваем над ним кистью - на поверхности образуются брызги. На растушеванном фоне оставляем оттиски пальцев другим цветом. А затем созерцаем, как выглядят, например, синие брызги на красном фоне, а зеленые отпечатки пальчиков - на желтом.

Еще наше любимое - превратить обычную кляксу в "загадочное существо". Самый "ходовой" способ - кистью или пальцем, а лучше - ватной палочкой, спичкой или даже зубочисткой сделать разводы. В результате получается нечто похожее на осьминога, морскую звезду, хвостатого зверька - в общем, фантазируем в свое удовольствие. Можно той же спичкой (лучше - зубочисткой) выцарапать узоры на поверхности подсохшей кляксы - снова получается "загадочный зверь". Или капнуть краской на бумагу, а затем на свежую кляксу просто подуть - и понаблюдать, как у нее вырастут ручки, ножки, хвостик и так далее.

Также можно сложить лист с изображенной кляксой пополам, а затем открыть - и удивить ребенка теми метаморфозами, которые произошли с обычным пятном на бумаге.

Специально рисовать что-либо я на данном этапе не учу. Во-первых, по дочке вижу, что это ей еще рано и не дается, во-вторых, считаю, что сейчас не это главное. Думаю, что рисовать собачек, кошек и цветы она научится со временем, а сейчас главное - заинтересовать ее процессом рисования, обучить основным техникам, а дальше - позволять ей в полной мере реализовывать свою фантазию.

Тем не менее, сюжетные картинки я часто рисую для Оли сама - по ее просьбе, с учетом того, что дочка очень любит рассматривать картинки, угадывать, узнавать и называть то, что на них изображено. Рисую, как правило, по ее заказу ("баба" - изображаю бабочку, "ав-ав" - пытаюсь нарисовать собачку, "дом" - рисую дом, и т. д.) Или рисую то, что мы с Олей сегодня видели на прогулке или смотрели в книжке (дерево, цветок, гриб, и т. д.), а затем прошу дочку назвать нарисованное мной или найти, где на листе бумаге появился цветок (грибок, и т. д.). Так нам наши уроки рисования помогают в развитии речи и пополнении словарного запаса.

В общем, о рисовании сказано достаточно, теперь перейдем к лепке: занятие менее любимое, но тоже одно из приоритетных для моей дочки.

В общем, принцип тот же: первоначально ребенка познакомить с пластилином, показать основные приемы работы и, опять же, предоставить ему поле для самостоятельного творчества. Протянуть коробку с пластилином - пусть сам выберет цвет. Пусть сам пытается месить, лепить, творить - отойти в сторону и не мешать, подключаться к работе, когда малыш уже исчерпал свою фантазию и не знает, что делать дальше. Что же можно ему в таком случае предложить?

Первое, самое простое и традиционное, - отрывание от пластилина мелких кусочков, которые затем лепятся на поверхность (бумагу, картон, доску фанерную или стеклянную). Это упражнение, хорошо зарекомендовавшее себя для развития мелкой моторики руки, идет у нас "на ура": Олечка может долго и самозабвенно рвать пластилин на клочки, которые затем выкладывает на бумаге в виде импровизированных узоров.

Следующее: разумеется, пресловутые колбаски и лепешки. Как правило, лепим вместе. Я беру в руку кусок пластилина, второй кусок даю Оле, демонстрирую, как нужно потереть ладошками, чтобы получилась колбаска, как придавить пальчиками, чтобы превратить колбаску в лепешку, как составить из этих двух элементов грибок. Также показываю, как пластилиновые колбаски и шарики можно раскатывать на доске.

Кстати о шариках. Самой вылепить пластилиновый шарик Олечке еще не под силу, но если это сделаю я, дочка сможет подолгу перекатывать его в руках, массируя таким образом ладошки и пальчики.

Еще одно "пластилиновое" занятие, с которым Оля легко может справиться - взять вылепленную колбаску, лепешку, шарик, в общем, не имеет принципиального значения, что - и, положив на бумагу, придавить. И с интересом понаблюдать, как объемная фигурка простым нажатием ладони превратилась в плоскую и неожиданно приросла к бумаге.

И наконец, наше любимое - первые импровизированные поделки. Ну, самое популярное - "ежик": пластилиновый шарик, утыканный спичками. Олю увлекает сам процесс "тыканья", а также наблюдения за тем, как в мягком пластилине остаются дырочки. Подобную импровизацию мы пробовали делать с крупой, пытаясь прилепить "глазки" зверушкам - но это на сегодняшний день не прижилось. Зато отлично "пришлись ко двору" фигурные макароны в виде цветочков, листиков и ракушек. Во-первых, непритязательный кусочек пластилина, утыканный макаронными цветками или ракушками, действительно выглядит привлекательным для ребенка (можно сколько угодно фантазировать на тему лужайки или берега моря). Во-вторых, также очень интересно, сняв макароны с пластилина, любоваться оставленными на нем фигурными оттисками.

И еще одна "придумка", которую подкинул наш папа, оставшийся как-то повозиться с дочкой - пластилиновая ролевая игра. Делается очень просто: вылепливаются фигурки животных и человечков. Естественно, слепить кошечку или зайчика полуторагодовалый ребенок вряд ли в состоянии, а вот помочь маме приделать хвостик, или ушки, или носик (а заодно повторить, как то или иное животное называется) малышу вполне под силу, и он сделает это с удовольствием. Затем, также в четыре руки, вылепливаются тарелки-чашки-ложки (ребенок может помочь приделать ушко для чашки или слепить лепешку-"тарелку"), а затем разыгрывается традиционный ритуал кормления, чаепития и т. д. С учетом того, что моя дочка вообще любит заботиться о ближних (все куклы, зверушки, игрушки у нас всегда накормлены, напоены, одеты либо запеленаты ,убаюканы), возня с пластилиновыми фигурками доставляет ей не меньшее удовольствие - а заодно и дополнительный стимул научиться лепить самостоятельно.

Как и рисование, занятие лепкой я стараюсь сочетать с развитием речи: увиденный нами в книжке или наяву предмет я стараюсь вылепить и попросить Олю назвать его. И если, например, сегодня я рисовала для нее грибок, то в этот же день я попытаюсь слепить гриб из пластилина и показать Олечке - и таким образом это слово она запомнит достаточно быстро. Не важно, что мои рисунки, как и фигурки, отнюдь не являются художественно совершенными: ребенок, главным образом, обращает внимание на основные детали: зайчика узнает по длинным ушкам, поросенка - по пятачку и т. д. Кстати, фигурку можно вылепить как объемную, так и плоскую - на листе бумаге, и тот и другой вариант будут в равной степени интересны ребенку.

Напоследок хочу поделиться еще одной идеей в области изобразительного творчества, которую почерпнула на сайте Лены Даниловой и которую удается весьма удачно воплотить в жизнь. В общем, задумка из разряда "поделок для начинающих". Опять же, за основу берутся фигурные макаронные изделия (в нашем случае, лучше всего зарекомендовали себя "цветочки"), которые ребенку предлагается раскрасить краской. В общем, несложно - и обычные серые макаронины превращаются в ярко- красные - желтые, синие, зеленые - какие угодно - цветы. А затем их можно попробовать нанизать на тонкий шнурочек и соорудить довольно симпатичный браслет или бусы. Мне эта идея понравилась еще и своей "двойной пользой": Оля весьма прохладно относится ко всем видам шнуровок, зато нанизывает "макаронные бусы" очень тщательно и старательно. Такую первую поделку мы планировали сделать нашим бабушкам к 8 марта, но, к сожалению, не успели - зато к их Дням рождения успеем отточить свое мастерство.

А на данном этапе нас больше увлекает не результат, а процесс работы. И я не ставлю перед собой задачу научить дочку хорошо лепить или рисовать - просто, видя в ней интерес к изобразительной деятельности, всячески стараюсь его развивать и поддерживать.

Kate Kostyan (white-dove), sea_gull81@mail.ru.