Содержание:

К содержанию

Это волшебное слово — "такой"

Дети играют, все время комментируют, что происходит. Слово, которое слышится чаще всего, — "такой".

— Тут такой дом стоит.
— А тут такая машина едет, а в ней груз.
— А тут такой дракон ужасный по небу летит, а ему навстречу такой богатырь — раз, раз мечом!

Представьте себе, как те же самые фразы будут звучать без этого сокровенного "такой". Спокойно, пресновато, повествовательно — ну, дом стоит, ну дракон летит. Кто его туда поставил, куда он летит, и главное — кому это все нужно? А с "такой" все ясно — и дом, и дракон, и богатырь только что сотворены могучим воображением, и вот он творец — полновластный хозяин нового мира и указующий перст его дальнейших судеб.

Пусть мир умещается на детском столике, а творцу четыре года от роду — но именно таким образом ребенок примеряет на себя настоящую человеческую силу, пробует в себе подобие Божье, развивает в себе волю к жизни. Потом, гораздо позже, через несколько лет, он познает и тот мир, что вокруг него, который был сотворен раньше, до него, Кем-то другим. Изучит все эти "А-Б-В", "дважды два — четыре", "пестики-тычинки", "не убий — не укради" и даже "Е равно эм-цэ-квадрат". А пока что он учится просто жить, просто чувствовать себя хозяином своей жизни, активным участником всех ее событий, полноправным партнером своих друзей по играм — таких же сильных могучих творцов.

Как ему в этом помочь? Нужно играть вместе с ним.

А пока что он учится просто жить, просто чувствовать себя хозяином своей жизни, активным участником всех ее событий, полноправным партнером своих друзей по играм — таких же сильных могучих творцов.
Как ему в этом помочь? Нужно играть вместе с ним.

К содержанию

Зачем вообще это нужно — лепить с ребенком?

Лепка для малышей — это та же игра, то есть моделирование ситуаций, учеба жизни, развитие мышления, умение общаться, устанавливать правила игры, подчиняться им или изменять их. И кроме этого, лепка — это такая игра, в которой создание вымышленных образов обретает материальную форму — вы сами делаете игрушки и можете их изменять во время игры. В этом и смысл — вы не просто проживаете с ребенком какие-то вещи, вы их создаете и подаете пример ребенку, как воплощать свои фантазии. В игре в лепку внутренние образы материализуются, обретают телесную форму. Это дает выход творческой и физической энергии ребенка, успокаивает его и помогает фантазировать дальше.

Так что, лепка с ребенком — это не обучение искусству делать фигурки из глины. Это еще одна из важных регулярных игр, полезная для правильного воспитания. Она развивает определенные необходимые чувства и умения, и, кстати, поэтому она вовсе не обязательна для всех детей. Если эти чувства и умения уже и так развиты или, наоборот, перед ребенком стоят другие внутренние задачи, то вместо лепки нужно заняться чем-то другим.

Бывает, что ребенок при случае может сделать и фигурки зверей, и посуду, и домики вполне адекватно своему возрасту, но не любит этим заниматься, потому что по характеру больше склонен, например, к активным коллективным играм. Это просто другой психологический тип, он решает те же задачи другими методами.

А бывает, что лепит ребенок плохо — грубо, бездушно, без желания, но и приобщать его в данный момент к хорошей лепке не имеет смысла, потому что у него другие проблемы. Например, агрессия, неприятие окружающих требуют других методов — спорта, активного общения.

Часто родители считают, что если заставить разболтанного ребенка терпеливо сидеть и аккуратно работать на результат, то это его успокаивает и приучает к порядку. На самом деле, все в точности наоборот — это только еще туже закручивает пружину внутреннего неустройства. Приучение к порядку в некоторых делах должно идти параллельно с предоставлением полной свободы в некоторых других. Игра с глиной как раз может служить такого рода безопасным полигоном разрушения, выплескивания накопившейся агрессии. Тогда ребенок только и делает, что лепит кривых бесформенных монстров, сразу и с удовольствием разрушает только что сделанное и борется с большими кусками глины. Это, конечно, терапевтично, но бесперспективно без дополнительных мер по гармонизации внутреннего состояния ребенка.

К содержанию

Учить или не учить?

Нужно ли лепить что-то конкретное? И нужно ли учить ребенка конкретным приемам лепки?

С одной стороны, нужно уметь лепить определенные вещи — и взрослому, и ребенку. Есть вполне определенные приемы и правила, они легки в исполнении и дают правильный результат, который служит основой для дальнейшей фантазии, усложнения и разнообразия. И хорошо бы маме эти приемы и правила освоить, а потом донести до ребенка, чтобы он тоже этому научился.

С другой стороны, важен собственный поиск ребенка, чтобы он сам выбирал направление, сам прикладывал усилия, сам видел результат и принимал следующее решение.

Первый подход легко затягивает в натаскивание на шаблоны, второй — в пустое баловство. Хитрость заключается именно в постоянном балансировании между одним и другим — вовремя помочь, вовремя отпустить, потом опять помочь, потом опять отпустить.

Нельзя ни до конца правильно научить, ни до конца отпустить на свободу. Трудный для родителей момент — нужно постоянно менять свое отношение на противоположное, постоянно то соглашаться, то настаивать на своем, то опять соглашаться, причем по одному и тому же поводу, противоречить самому себе. Родители обычно считают, что нужно держать свою линию, чтобы не потерять авторитет. Но ведь это существенно только для режимных вещей — еды, сна, гигиены. В игре это необязательно, суть детской игры — в установке и изменении правил, в том, чтобы придумывать новые правила игры и договариваться о них. Так что изменять правила игры можно, и это как раз та безопасная ситуация, когда мама может поддаться уговорам ребенка, безропотно выполнять его желания, дать ему понять, что его мнение тоже важно. Тогда легче будет просить ребенка слушаться в других, неигровых ситуациях.

Но изменять правила тоже нужно "по правилам" — что нужно обо всем договариваться, не портить игру другого, обосновывать изменение правил, и так далее. Именно в этих "мета-правилах" взрослый должен стараться быть последовательным, держать свою линию.

Кроме того, по распределению ролей в игре часто можно понять кое-что о состоянии ребенка и его самоощущении. Например, часто случается, что ребенок все время просит слепить что-либо для него, но сам ничего не лепит, а только играет. Многие родители берутся его тут же уговаривать, а то и требовать — слепи это, сделай это сам, я тебе ничего не буду делать, ты же лепишь, а не я. Обычно это не приводит ни к какому результату. Выход из этого один — просто слепите то, что вас просят. А дальше можно задуматься, что такое поведение означает и что с ним делать. Вот некоторые возможные варианты.

  1. Дитя еще очень мало, просто не может слепить что-то определенное, а получить игрушку хочет. В этом случае просто лепите все, что нужно. Ребенок начнет играть, мять глину, крутить звериные лапы, ковырять дырки — это и есть его уровень лепки. Насытившись вашими игрушками, он сам начнет добавлять какие-нибудь шарики-колбаски. Причем, возраст здесь — понятие психологическое, а не численное. Иногда дети даже в 5 лет относятся к лепке как 3-летние и по мотивации, и по умелости. Какова бы ни была причина, для начала решение одно — лепите все для него, пусть играет. И по ходу дела нужно уже разбираться, в чем дело. Может быть, у ребенка просто свой особый темп развития, в других делах он вполне соответствует возрасту. Тогда нужно просто лепить и ждать. А может быть, ребенок слишком много смотрит телевизор и компьютер, читает умные книжки не по возрасту, которые грузят интеллект и угнетают способность к собственной творческой деятельности. Тогда нужно сломать телевизор, убрать компьютер в комнату взрослых (впрочем, это имеет смысл сделать в любом случае, не дожидаясь никаких симптомов), отложить умные книжки на пару лет.
  2. Ребенок способен все сделать, но уже устал на сегодня — нет сил душевных и физических, хочется просто поиграть. Тогда можно слепить несколько готовых персонажей определенной сказки или по определенной теме и потом только играть в эту тему. Или просто сменить занятие лепкой на что-нибудь другое.
  3. Привык получать все по первому требованию. Отказ от самостоятельной лепки (рисования, вообще творчества) может служить сигналом для взрослых о том, что нужно как-то изменить стиль общения с ребенком в принципе.
    В лепке, чтобы отучить от потребительства, сначала нужно пойти на поводу у ребенка и лепить все, что он требует. Другого выхода нет, в начале это дорога в одну сторону. Помощь на этой дороге нужно искать у естественного для любого ребенка стремления к преодолению, соревнованию, самоутверждению. Для этого нужно активно искать изюминку, которая заинтересует ребенка, и лепить такие вещи, которые он особенно любит. Здесь тоже нужно пойти на поводу — если вы решили лепить "Гусей-лебедей", а ребенок ничего не лепит и требует мусоровоз — сделайте ему мусоровоз. Это зацепка, она создаст у ребенка мотивацию. Получив мусоровоз, ребенок захочет наполнить его мусором, а это уже самостоятельная лепка — отрывать и складывать куски. Мусоровоз куда-то едет, это уже развитие сюжета, можно обустраивать дорогу. Мусор может быть строительным материалом, из него можно складывать дом или хотя бы гору. Играйте в его тему, так гораздо больше вероятность, что он захочет сделать что-то самостоятельно. Это лучше, чем неинтересная ребенку тема и требование от него самостоятельной работы. А по ходу дела можно слепить и гусей-лебедей — пусть тоже носят мусор Бабе-Яге в избушку.
  4. Ребенок привык ничего не получать от взрослых, которые все время требуют, чтобы он все сделал сам. Это тоже сигнал взрослым, что самостоятельность не воспитывается командными методами, она должна быть внутренне мотивирована. И как ни странно, метод тут тот же самый — лепите ребенку то, что он просит, ищите изюминку, за которую он зацепится и захочет продолжать самостоятельно. Вовсе не обязательно, чтобы ваш ребенок умел лепить шаблонный набор фигурок — чашечку, зайчика, грибочек. Пусть он никогда в жизни не слепит ни одной чашки. Гораздо важнее, чтобы он мог, хотел и привыкал делать собственными руками то, что ему самому нужно.

К содержанию

Я вообще не знаю, что с ребенком лепить

Итак, вы поняли, насколько полезна свободная лепка с ребенком, но вот вопрос — что лепить, во что играть?

Вопрос отпадает, если вспомнить название этой статьи — "мы лепим не вещи, а миры". Не нужно придумывать, какие бы произвести глиняные изделия, нужно просто воплощать те образы, которые интересны и важны ребенку в данный момент. Детская лепка — это вообще не искусство, не умение ребенка что-то сделать. Это способ создавать небольшие временные игрушки, предназначенные для каждодневной игры. Темы те же, что и в реальной жизни: сказка, которую вы читаете ребенку; мультфильм, который недавно смотрели. Любые интересные действия — готовка еды, обустройство дома, стройка, путешествие, огород, прогулка в лес за грибами, даже поход к врачу — все это и нужно лепить.

Лучше начать с самого первого яркого впечатления, и от него по цепочке раскручивать и материализовывать все, что с ним связано, выстраивая единое пространство, ситуацию, сценку.

Не нужно выдумывать, что "а теперь слепим вазу, а теперь сапог, а теперь гуся". Старайтесь держаться одной темы, лепить подряд всех персонажей выбранной сказки. Не отвлекайтесь, потому что отвлекаться будет ребенок. Это он вдруг захочет посередине сказки слепить мусоровоз, это его право. Вам же останется только быстренько слепить ему этот мусоровоз, но потом постараться мягко включить его в ту же самую сказку — пусть на нем Баба-Яга лес прибирает.

К содержанию

Общая схема развития сюжета

Как приступать к лепке? У меня в голове обычно молниеносно проносится примерно такая последовательность мыслей:

  • ормулируем тему словами,
  • представляем себе этот образ, то, с чем он связан — с какими предметами, качествами, действиями, настроением, ощущением,
  • думаем, что из этих образов имеет материальное выражение (что можно слепить),
  • начинаем с самого первого, яркого, центрального образа; при этом проверяем, доступен ли он пониманию ребенка, если нет, то находим что-нибудь попроще,
  • лепим быстро, грубо, передавая общие черты и этот самый центральный образ, главную характеристику,
  • после этого сразу переходим к следующему образу, и постепенно быстро создаем осмысленную ситуацию, пространство, сценку,
  • находим образ с повторяющимися элементами, чтобы их можно было делать вместе с ребенком,
  • на протяжении всех пунктов с 1 по 7 внимательно слушаем ребенка, следим, что ему интересно из того, что делаете вы, и какие собственные идеи он высказывает; если его идеи достаточно осмысленны и настойчивы, то имеет смысл сразу забыть про свою тему и, не теряя задора, переключиться на новую,
  • играем и развиваем отдельные эпизоды, придумываем свои варианты сказки или поощряем ребенка к этому.

К содержанию

Игра в сказку

Представим себе красивый "правильный" вариант — вы читаете сказки, ребенок их любит, знает и с удовольствием в них играет. Тогда лепка сказок проходит "на ура". Скажем, "Гуси-лебеди".

  1. Тема — "Гуси-лебеди".
  2. Что заложено в сказке? Дружба, потеря, путешествие, спасение, помощь, доверие, погоня, прятки. Аленушка с Иванушкой играют, летят гуси-лебеди, уносят Иванушку. Избушка на курьих ножках, Баба-Яга, Аленушка идет далеко-далеко, яблонька, печка, речка.
  3. Что в ней можно лепить? Все эти образы очень хороши для лепки. Все разные, все понятные — люди, звери, лес, деревья, печка, речка. Есть разные пространства, в которых можно перемещаться, разнообразить условия игры — дом, лес, избушка.
  4. С чего начать? В сказке простой линейный сюжет, так что начать можно просто с начала. "Жили-были мальчик и девочка. Звали их братец Иванушка и сестрица Аленушка".
  5. Начинаем. Делаем Иванушку и Аленушку, отдаем ребенку, в них уже можно играть.
  6. Развиваем. "Они жили в домике, Иванушка играл во дворе, сестрица побежала играть с подружками". Можно слепить домик, можно ограничиться крыльцом, двором и игрушками для Иванушки.
  7. Повторяющиеся элементы. "Прилетели гуси-лебеди" — можно лепить гусей-лебедей. Их много, вы можете сделать одного, а ребенок будет делать остальных. Если не хочет, а "гуси-лебеди прилетели из леса" — значит, можно лепить лес. Деревья дети лепят с удовольствием. И вот готов лес (другое пространство), готовы гуси-лебеди (переносчики из одного пространства в другое), они летают. Это тоже игровой момент, дети летают с гусями куда-нибудь зачем-нибудь, потом, наконец, прилетают к домику, сажают Иванушку и летят дальше.
  8. Слушаем ребенка. Бывает, что ребенок спокойно играет в выбранную сказку, не отвлекаясь на другие темы. Какие-то элементы в сказке ему нравятся больше, их можно предоставить слепить самому. Нелюбимые вещи смело лепите вы, ребенок будет вам за это благодарен и может тут же с удовольствием начать в них играть.
  9. Развиваем эпизоды и свои варианты. Ребенок не обязательно захочет лепить и проигрывать сказку последовательно с начала до конца. Если он ее знает, то она существует у него в воображении как цельный "мгновенный" образ, как нечто, что происходит "все время". Поэтому совершенно нормально, если вам захочется остановиться на любом эпизоде и поиграть в него подробнее. Например, встретив печку, попечь в ней пирожков, блинов, поспать на ней, слепить ее получше и побольше. При этом вы можете так и не вернуться к основному сюжету и не довести его до конца. Это не беда, не нужно на этом настаивать. Не бойтесь, что у ребенка что-то испортится в его представлении о "настоящей" сказке, если он не дослушает ее до конца. Наоборот, это обогатит его образ сказки, поможет ему лучше прочувствовать героев, логику действий. В конце концов, ведь народные сказки всегда существовали во множестве вариантов, как и вся наша жизнь — бесконечные вариации на несколько основных тем.

Отношение ребенка к изменению канонического варианта может кое-что сказать о его душевном состоянии или склонностях. Например, жестокие эпизоды — некоторые дети стараются их избежать, изменить на добрые и примирительные, другие дети — наоборот, смакуют и придумывает дополнительные страшные подробности. Первое может служить сигналом как о склонности к мирному решению конфликтов, так и о страхе перед трудностями. Второе — как об излишней агрессивности, так и о сильной воле и желании преодолевать трудности. Для верной интерпретации нужно учесть другие обстоятельства жизни ребенка.

К содержанию

Игра в реальную ситуацию

Есть много выигрышных "бытовых" тем для лепки — дом и семья, дороги, стройка, готовка еды. Через некоторые время они исчерпываются, надоедают, и хочется чего-нибудь новенького. Приведу пример темы, взятой буквально с неба, но вполне понравившейся детям.

Если помните, в марте стоял ужасный холод, а уже так хотелось весны. На улице мела вьюга, никаким потеплением и не пахло, и мне захотелось слепить что-нибудь "на зло" надоевшей зиме. Северный полюс! Хочешь нас заморозить, зима, а мы не боимся! Итак...

  1. Северный полюс.
  2. Снег, лед, льдины, океан, холод, ветер, белые медведи, тюлени, рыба, полярники, флаг.
  3. Холод и ветер слепить трудно (хотя можно). А лед и льдины совсем просто, тем более, что хорошо начинать с плоского основания. Слепить медведя — серьезная задача, зато рыбы и тюлени очень просты — скатал колбаску, приплющил с боков и сзади плавники — и готово. Легко и очень занимательно слепить кита — дети любят большие вещи. Полярники — просто люди, "флаг" — лепешка на палке. В общем, есть что лепить, пора начинать.
  4. Первое, что мне пришло в голову — это флаг на льдине. Полюс все-таки, а не просто север. Раскатываем лепешку. Снег сверху — просто говорим, что снег, и будет снег. То, что глина коричневая, а не белая — неважно. Лед толстый или тонкий, несколько льдин рядом — это быстро, просто можно тут же отдать ребенку готовую льдину или дать ему скалку катать свою.
  5. Ставлю посередине палочку с флагом — это полюс. Полярники приехали и поставили. Подробнее объяснять дошкольникам суть полюса смысла нет. Кто такие полярники? Люди, которые ездят на полюс, чтобы измерить температуру, следить за льдом и снегом. На чем ездят? А вот тут уже можно развивать тему, это следующий пункт.
  6. Появляются собаки, олени, снегоходы, вездеходы. Кроме того, летают: самолет и вертолет. Ну и приплывают на кораблях. Можно слепить корабль, причем не простой, а ледокол, и он будет раскалывать льдины, то есть с огромным удовольствием резать глиняные блины на части. Кроме того, к ним в гости начинают наведываться белые медведи, тюлени и рыба, а подо льдом (под столом) таинственно плавает таинственная рыба-кит.
  7. Ребенок при этом может быть занят дублированием сделанных вещей (раскатывать льдины, плодить рыбу и тюленей), доделыванием простых элементов у других фигурок (рога у оленей, гусеницы у снегохода, полозья у санок).
  8. Вы накидываете на льдины идей для продолжения игры и смотрите, что из этого заинтересовало ребенка. Девочкам могут оказаться интереснее медведи с медвежатами, мальчикам — самолеты с полярниками.
  9. Медведи и медвежата уводят в тему дома и семьи. Лепим берлогу, укладываем медвежаток спать, кормим свежей рыбкой, ходим в гости к соседям-пингвинам. Самолеты начинают летать и перевозить грузы и людей, могут вообще улететь на материк, где можно слепить аэродром, город и поезд, который везет полярников отдыхать на юг, в Африку. Где пальмы и обезьяны.

К содержанию

Как лепить?

Точность исполнения в детской лепке не важна. Обычно не очень-то важно, похоже получилось или нет. Лепится общий образ, который затем называется конкретным именем. Нужен всего один способ слепить человека-мужчину, а потом его можно называть и братцем Иванушкой, и шофером, и богатырем, и космонавтом. Можно варьировать размер, добавлять какие-нибудь точечки, черточки, палочки, чтобы обозначить лицо, волосы, одежду. То же самое с женской фигурой — она одинакова и для Машеньки, и для Аленушки, и для Снежной Королевы.

Но у каждого персонажа, слепленного по типовой схеме, есть один или два характерных элемента, которые сразу говорят, что это не просто женская фигурка, а Аленушка, баба Яга или старуха Шапокляк. У сказочных девочек и старушек это платок на голову (лепешка, обернутая вокруг лица); у Бабы Яги — крючковатый нос, костяная нога (из палочки), метла; у Снежной Королевы (да и любой другой королевы или принцессы) — корона (что-либо на голове), плащ (большая лепешка на спине).

Когда хочешь вовлечь ребенка в совместное изготовление поделки, очень важно правильно выделить ему участок работы.

Во-первых, он должен быть доступен ребенку, то есть, он должен быть в состоянии сделать его почти сам. Во-вторых, это может быть элемент, в котором есть какая-то изюминка, тот самый характерный элемент фигуры. Тогда ребенок чувствует, что делает важное дело, что именно он превращает неизвестного четвероногого зверя в настоящего оленя. Это может быть, наоборот, какой-то очень легкий и повторяющийся элемент. Например, он может катать бревна для избушки, отламывать камни для горы, плющить блины для масленицы. Тогда ребенок осознает, что делает второстепенную вещь, но сам процесс вызывает удовольствие.

Вообще детям нравится не только и не столько лепить фигурки, сколько играть с самой глиной, если ее много, исследовать материал. Это занятие не только очень полезно для ребенка — развиваются тактильные ощущения, но и очень удобно для взрослого — ребенок погружается в дело всерьез и надолго. Поэтому при планировании игры всегда имеет смысл нацеливаться на поделки, которые предполагают что-нибудь из следующего.

  • Ломать глину руками, отламывать большие куски, переносить и складывать их. Ребенок может быть при этом, например, экскаватором и грузовиком, кротом и слоном.
  • Резать глину ножиком, стеком.
  • Складывать куски в одно место — строить гору, стену, пещеру, дом.
  • Выковыривать в большом куске дырки пальцами или целой рукой — рыть пещеру для гномов или кроликов, копать колодец, подземный ход, класть печку.
  • Скатывать шарики и колбаски. Потом их можно укладывать в гору, стену, пещеру.
  • Укладывать шарики или колбаски в стену, гору, пещеру. Для этого катать их должен взрослый.
  • Расплющивать глину ладошкой или кулаком, полученные лепешки взрослый может укладывать в дорогу, строить из них домик, печь блины, рисовать на них палочкой цветочки.
  • складывать готовые лепешки во что-нибудь. Тогда плющит их взрослый.

Кстати, дети любят уминать все в большой ком, и это полезно с психологической точки зрения. Это может быть отдельной темой игры — рвать глину на куски (камни, кирпичи, лепешки) и давать ребенку складывать их обратно вместе в дом, гору или торт.

Не нужно особенно заботиться о сохранности поделок. Вы материализуете впечатления, придаете им конкретную форму, собираете в одно пространство, придумываете продолжение, а в конце игры уминаете всю глину обратно в общий ком, оставляя на память только небольшие самые полюбившиеся поделки. Большой ком глины — это как ящик с игрушками. Разложили, поиграли, потом собрали все обратно. Не нужно говорить, что вы ломаете поделки в конце игры — вы собираете игрушки на место. Чтобы в следующий раз начать все с самого начала.