Сейчас, когда моя дочь пошла в первый класс, я чувствую, насколько меньше стало моего, личного времени. Если раньше, в садике, она проводила весь день, и, по сути, домой приходила только поиграть, поесть и поспать, то теперь добрую половину дня она находится дома, и к старым заботам добавились еще уроки, сборы в школу, совместная подготовка к различным конкурсам, играм и мероприятиям. Удивляюсь, насколько разнообразны склонности и способности моей дочки. И волей-неволей вспоминаю те споры, которые нет-нет, да и возникали с нашими воспитателями в детском саду.

Обычно многие родители попросту не решаются в чем-то возражать воспитателям или спорить сними. Они, понятное дело, боятся, что подобные "контрвыпады" негативно отразятся на отношении к их детям. Никто ведь не знает на 100%, как общаются педагоги с нашими детьми в те 12 часов, которые малыши проводят без нас. Тем более неприятно, когда кажется, что родители невольно указывают воспитателям на то, что те некачественно выполняют свои обязанности.

Были споры и у нас. До конфликтов, к счастью, не доходило, все возникшие проблемы решались что называется в рабочем порядке... Но не буду ходить вокруг да около, расскажу о конкретных случаях.

День Матери сейчас отмечают как отдельный праздник. В садике, куда ходила моя дочь, было всего четыре группы: по одной в каждой параллели. И на очередной праздник (это был как раз День Матери) пригласили мам. Правда, не всех - только тех, чьи дети принимали участие в концерте. Естественно, 30-минутное представление не давало возможности показать себя всем малышам от 3 до 7 лет. Но наши дети - тогда уже подготовительная группа - пригласили на праздник всех своих мам. А потом воспитательница пыталась жаловаться родителям, что некоторые мамы на нее обиделись из-за того, что их дети весь вечер просидели на стуле, так и не выйдя в центр зала. Я говорю "пыталась", потому что ее никто не поддержал. Наоборот, большинство родителей выразили свои претензии.

Не смогла удержаться и я. До этого случая у нас уже возникал разговор о том, что в праздниках участвуют не все дети нашей группы, но тогда это напрямую не касалось моего ребенка, и я предпочитала не обострять отношения. А здесь – коснулось.

Незадолго до этого праздника моя Юля принесла учить четверостишие – к празднику. Разумеется, мы выучили его в тот же вечер, быстро и легко, как обычно. Расспросив дочку, я узнала, что стихи вместе с ней читают еще трое-четверо ребят, большинство же воспитанников группы остались совсем без заданий. Зато пять-шесть человек и танцуют в трех танцах, и стихи читают, и песни поют. "Мама, я так хочу танцевать, - мечтательно шептала дочка, - почему меня не берут?"

Действительно, почему? На следующий день я спросила воспитателя, неужели моя дочь, ничего, кроме как читать стихи не умеет? От ответа она тогда ушла, ничего вразумительного не сказала. Зато после праздника мне удалось вызвать ее на разговор и, я надеюсь, меня услышали.

- Представляете, та мама (она назвала конкретную фамилию) рассердилась, что ее дочка ни разу не выступила, - возмущенно пересказывала она мне их разговор. (По-видимому, из-за моего педагогического образования, воспитатели любили обсуждать со мной некоторые возникшие проблемы в отношениях с родителями). - Мы же не можем весь садик выставить выступать! Мы вообще не хотели ее приглашать, так девочка никого не спросила, пригласила мать!..

- А она не такая же мать, как все? - мой вопрос удивил воспитательницу, она не ожидала сопротивления. - И я ее прекрасно понимаю, моя Юля тоже из раза в раз мечтает петь, танцевать, но ей дают только учить стихи. Почему у вас некоторые ребята и стихи читают, и танцуют, и песни поют? А другие сидят.

- Я не знаю, - начала оправдываться воспитательница. - Музыкальный руководитель пришла и взяла на танцы и песни тех, кто пожелал...

- А почему вы не вмешались, - настаивала я. - Ведь вы же видели, что все танцы танцуют одни и те же. Хорошо, если бы некого было поставить, мальчиков у нас мало, понятно, они везде участвуют, а девочек-то достаточно.

Неожиданно воспитательница сменила тактику и перешла в оборону.

- А вот когда моего сына не брали петь, танцевать или стихи читать, я никогда не спорила с воспитателями - считала, им лучше знать, значит не умеет, - ответила она на мою лекцию о недостатках ее работы.

- А я считаю, что мой ребенок умеет все, просто в садике ей не дают возможности раскрыть свои таланты, - все-таки педагогическое образование я получала не зря. - Я уверена, что комплексы детям создаем мы, взрослые. Дети еще пока не знают, что они умеют лучше всего, и мы должны помочь им раскрыться! Кончено, если ребенка раз отставят в сторону, два, он просидит на скамеечке, а потом он начнет задумываться, вдруг он и вправду ничего не умеет?

Тогда мы обсуждали эту тему довольно долго. К единому мнению прийти не смогли: воспитательница, почти 30 лет проработавшая в детском саду, не могла признать, что в такой ситуации есть и ее вина. Потом, признаюсь, я испытывала какую-то неловкость: вдруг я не права, а спорила с человеком, предъявляла претензии. Но уже через неделю моя дочка радостно прискакала из садика и сообщила, что на новогоднем празднике она будет петь в ансамбле, читать стихи и - танцевать!

Видели бы вы тот новогодний утренник! Видели бы, как искрятся глаза ребят, которые умеют все, и гордятся, что их родители это видят. А как радостно аплодировали подготовишкам их родители! Да и воспитатели были очень довольны, ведь утренник получился интереснее, чем обычно.

Сейчас моя дочь учится в первом классе. Но после уроков она посещает музыкальную школу, ансамбль русской народной песни и танцевальный кружок. Надо сказать, что преподаватели отмечают ее способности во всем. А она, несмотря на загруженность, не хочет пропускать ни одного занятия. Выходит, не зря мы тогда спорили. В одном я убеждена: мой ребенок талантлив во всем, просто надо помочь ему раскрыться.

Вероника, chirik@vi-mail.ru.