Содержание:

Сергей Лазарев, Настя Задорожная, Влад Топалов, Юлия Волкова — что общего у этих звезд отечественного шоу-бизнеса? Родители, чьи дети занимаются танцами или вокалом, наверняка знают: все они начинали в детском ансамбле «Непоседы», точнее, театре-студии "Непоседы", который в апреле 2016 года отметит 25-летие. Заставлять ли ребенка заниматься танцами и музыкой, и на что обратить внимание тем, кто всерьез думает о карьере в шоу-бизнесе — интервью с бессменным художественным руководителем «Непосед» Еленой Михайловной Пинджоян.

Танцевальный коллектив для детей
Певец Сергей Лазарев, который представит Россию на «Евровидение-2016» — один из самых известных выпускников ансамбля.

— Елена Михайловна, можно ли разглядеть большого артиста, когда он еще в пеленках?

— Нет. Видно, когда у ребенка хорошие актерские данные, слух хороший, голос, харизма, да. Но говорить «ваш ребенок будет звездой» я никогда не рискну.

Бывает, что маленькие дети боятся сцены, даже после репетиций. Когда зрителей не пять-шесть педагогов и мама, а человек сорок и сцена, и звук, и волнение за кулисами — иногда детишки плачут. Поэтому мы и проводим небольшие внутренние концерты, здесь, в нашем театре на Сретенке — чтобы привыкали. Поддерживаем ребенка: не вышел сейчас, ничего — через три номера собрался, слезы утер и вышел. Это же малышата, 3-4 года, все объяснимо.

Вообще начинать музыкальное развитие можно и нужно раньше. У нас сейчас есть группы с полутора лет: детям играют на разных инструментах, малыши вместе с мамой ладошками простукивают ритм. А самое главное, дети слышат музыку — настоящую, живую, классическую. Я своего 8-летнего сына в свое время водила на такие занятия, мне так понравилось, что решила повторить.

Надо внимательно относиться к тому, что слушает ребенок, пока сидит дома, ездит с вами в машине. Папы особенно любят включить что-то неподходящее — на таком слух не вырастить. И лучше слушать не детские аранжировки классики, а обычные записи. А еще лучше водить на живые концерты — не обязательно классические, можно и джазовые, и «Сказки с оркестром» — главное, чтобы качественные.

Творческие дети
«Непоседы» сняли клип на песню «Любовь и доброта» с сыном Эвелины Блёданс и другими детьми с синдромом Дауна

— В «Непоседах» строгий отбор?

— Мы набираем детей с 3-4 лет. Если у ребенка есть данные не ниже среднего, то возьмем. Если данные ниже среднего, но родители прямо очень-очень просят, и ребенок хочет, то мы иногда берем, предупреждая, что они не могут претендовать на участие в концертных группах, что это просто для общего развития.

Чем меньше ребенок, тем мы лояльнее: малыша можно развить, подтянуть. А вот если ребенку лет десять-двенадцать, то он уже должен владеть разными навыками: уметь ритмично двигаться, ловить движения, знать нотную грамоту — как минимум. В 10 лет в «Непоседы», в концертную группу, без подготовки не попасть.

Обучение платное. Бесплатных, бюджетных мест — 30, для тех, кто давно и плотно работает в ансамбле, выступает в телепроектах и на международных конкурсах, кто является лицом «Непосед».

Как вырастить артиста - советы родителям
«Непоседы» на гастролях в Китае в ноябре 2015 года

— Получают ли дети деньги за свои выступления?

— Мы думали, но пришли к выводу: это все-таки неправильно. Нам почти не платят за выступления, для детей-артистов эти концерты — часть обучения, овладения профессией. Скажем, в ноябре мы выступали на традиционном концерте в честь Дня полиции и на концерте в День работника налоговой инспекции — естественно, за это никто не платит. Бывают, конечно, и платные концерты — но тогда деньги идут на фонограммы, аранжировки, записи, все это дорого. Детям на руки денег не даем.

— С кем сложнее работать: с детьми или с родителями?

— Родители бывают очень разные. Есть те, которые помогают, а есть кто, кроме своих амбиций, не видят ничего вокруг — даже собственного ребенка. Они просто себе представили картинку: вот он такой должен быть — а ребенок совсем другой. Но родители не ходят этого видеть, не могут понять, что они растят отдельную личность.

Непоседы
В ансамбле выступает старший сын Андрея Аршавина и Юлии Барановской, 10-летний Артём

Есть и конкуренция, которой было меньше. Например, раньше в массовых номерах тот же Сережа Лазарев мог солировать, а у него на подтанцовках были Владик Топалов и Настя Задорожная, потом они менялись — и при этом были все солистами. Сейчас очень сложно стало: все хотят только сольную песню. Все, чего хотят дети — хотят родители на самом деле, это понятно. И начинаются подсчеты: вплоть до того, в скольких номерах я участвую, а в скольких вот он участвует. И скандалы бывают, конечно.

Стараемся объяснять, но если что-то совсем не устраивает — ну значит, не наш человек. Те, кто остаются в ансамбле, становятся семьей: мы и дни рождения вместе празднуем, и ездим на гастроли. На настоящих, «непоседовских» родителей всегда можно положиться. Но, конечно, ни один работающий родитель такую жизнь не осилит: кто-то должен жить этим — если не мама, то преданная делу бабушка, няня, иногда и папа.

— Все дети охотно бегут на занятия?

— Сцена приманивает практически всех без исключения. Но прежде чем выступить, надо как следует поработать. Маленькие детишки этого, конечно, не понимают: им трудно постоянно заниматься, не хочется. Бывает, что ребенок со средними природными данными ленится на уроках, а уже почувствовал вкус сцены, вкусил этой «отравы». И если они не понимают, что нужно работать, это может стать драмой для малыша.

Да и талантливым детям, если они не привыкли работать, приходится тяжело. В моей практике очень часто были случаи, когда ребенок со средними способностями, придя в ансамбль в четыре года, лет через пять усердного труда выдавал результат лучший, чем талантливый, но ленивый ребенок.

— То есть терпение и труд все перетрут?

— Да, но если ребенок способный, да еще и трудолюбивый — вот за таким, конечно, никому не угнаться. Как, например, Сережа Лазарев — там такая трудоспособность при природном таланте! Благодаря этому он везде достигал и достигает высот — даже в новых для себя делах.

— И отсюда главный для всех родителей вопрос: как вырастить такого ребенка?

— У меня один секрет, хотя это вовсе не секрет: заинтересовать. По-другому не получится. Если заставлять, с ремнем наперевес ходить, ничего не получится. Для большинства детей важны близко лежащие цели. Малышам важно, что здесь, близко — и что можно получить — просто нужно приложить некоторые усилия. Родителям надо не манить возможной победой в конкурсе когда-то в будущем, а ставить реальные цели, которых можно быстро достигнуть. Чтобы ребенок видел: он чуть-чуть потрудился и раз! — получил награду, увидел результат.

Я бы не стала заставлять ребенка заниматься музыкой, если он категорически против. Это вызовет только отвращение. Другой вопрос, если есть дарование: настаивать на упорных занятиях или нет? Если у ребенка есть талант, его не закопать — все равно это где-нибудь когда-нибудь проявится.

Как вырастить артиста
Иосиф Кобзон и дети-«Непоседы» на 70-летнем юбилее Юрия Энтина

Кризисный момент наступает в 13-14 лет — у детей, которые привыкли раз в неделю выходить на большую сцену. Они еще учатся в школе и не могут получать профессию, а выступлений для них уже нет. Вот здесь приходится определяться. Если ты точно решил стать певцом, значит, будь добр, иди занимайся инструментом, сольфеджио — повышай свой уровень, готовься к поступлению в вуз. Всегда есть, к чему расти.

Даже дети, которые попали в проект «Голос», дошли до полуфинала, не очень востребованы как творческие единицы. Моментальная слава есть, их узнают — но только тех, кого сейчас показывают по телевизору. Еще какое-то время эхо славы раздается, а потом дети растворяются и исчезают. Мало кто в итоге становится настоящими звездами.

Детям и родителям в «Непоседах» всегда советую не забрасывать школу, учиться хорошо — чтобы потом была альтернатива, чтобы могли выбрать дело, не связанное со сценой. Объясняю, что артист — не та профессия, что обязательно принесет славу и миллионы — можно застрять в театре зайчиком на всю жизнь. А они же не к этому стремятся, посвящая столько времени занятиям, выступлениям, гастролям. Так что обязательно должно быть место для отступления.

К содержанию

О «Непоседах»

Студентка режиссерского факультета МГУКИ Елена Пинджоян создала группу «Непоседы» в 1991 году на базе ЦТДиЮ «Сокол». В первом составе группы выступали Влад и Алина Топаловы, Сева Полещук (сейчас ди-джей радиостанции «Европа-плюс»). Чуть позже солистами «Непосед» становятся Сергей Лазарев, Юля Волкова, Лена Катина и Настя Задорожная. Группа «Непоседы» и отдельные солисты группы были многократными победителями и лауреатами международных конкурсов и фестивалей.

С 2012 года выпускники и солисты группы «Непоседы» участвуют в популярном телевизионном проекте «Голос» и «Голос. Дети». Среди участников проекта — Андрей Цветков (победитель шоу «Голос»), Кирилл Костов (полуфинал «Голос. Дети»), Сабина Мустаева (победительница «Голос. Дети»), Алина Аракелова (полуфинал «Голос. Дети»).