Содержание:

Песочница, горка, качели... Детская площадка - это Вселенная полная открытий. Здесь ваш малыш находит новых приятелей и осваивает новые игры. Скатывается с горки, забирается на лесенки, строит песочные дома... Все это не просто игры, а важные этапы его развития.

Детская площадка - настоящий рай для малышей! Здесь ребенок может почувствовать себя автономным и независимым, находясь при этом под вашим присмотром. Он наблюдает за другими детьми, пытается самостоятельно знакомиться, переживает первые ссоры, учится делиться и узнает о том, какие разные его товарищи по играм. Это ценный опыт, который он не сможет получить дома, в привычной обстановке, или чинно гуляя за ручку.

Не стоит форсировать события, побуждая ребенка немедленно пуститься в "свободное плавание" нужно потихоньку открывать для него новые возможности. Если вы под предлогом "формирования характера" предоставите его самому себе, он будет чувствовать себя не слишком уверенно, а то и небезопасно. Неподготовленному ребенку необходима ваша поддержка и участие во всех затеях. Но как только он поймет, как все устроено, предоставьте ему самостоятельность. Чрезмерная опека затруднит освоение нового пространства, ребенку необходимо открывать мир по-своему, и нет нужды крепко держать его за руку, если он готов "оторваться" от вас и попробовать свои силы.

К содержанию

Качели

С годовалым малышом вы можете качаться вместе, посадив его на колени, чтобы помочь ему привыкнуть к столь неустойчивому состоянию. Качаясь, приговаривайте: "Далеко, близко!". Это поможет ему освоить некоторые пространственные отношения.

С 2-3 лет малыш может и сам кататься на обычных качелях 1 под вашим присмотром. Обязательно объясните ему, как важно крепко держаться. Большинству детей очень нравится качаться: еще совсем недавно их укачивали в коляске, и это знакомые ощущения, хотя и гораздо более сильные.

И так здорово взмывать и опускаться, удаляться от земли и приближаться к ней! Захватывающие дух ощущения! Научиться качаться на качелях непросто, нужно согласовывать движения, а для этого необходима координация и довольно серьезные усилия. Зато какую радость и гордость испытает малыш, научившись управлять своим телом и заставив качели повиноваться! Это важный для него момент, позволяющий увидеть мир под новым углом, настоящее открытие! Катаясь на качелях, малыш преодолевает страх пустоты. Тем детям, родители которых, играя, подбрасывали их в воздух, знакомо это чувство.

Незаменимые уроки жизни
Детская площадка - это прежде всего место, где малыши учатся взаимодействовать друг с другом. К сожалению, зачастую родители концентрируют внимание на умственном развитии детей и забывают о социальных играх. В раннем возрасте необходимо уделить особое внимание общению, двигательной активности, формированию личности, Это та база, без которой не обойтись в дальнейшем развитии ребенка. Но, чтобы по максимуму воспользоваться преимуществами детской площадки, малышу иногда приходится помогать.

К содержанию

Песочница

Популярнейшее место для детских игр. доступное для самых маленьких, даже для тех, кто еще не умеет ходить. Уже в возрасте года малыша можно научить делать куличики. а для этого увлекательного занятия потребуются и терпение, и новые моторные навыки.

А сколько всего можно сделать в песочнице: топать по песку, оставляя следы, печь "пирожки", а потом всех угощать (разумеется, понарошку) - это же один из самых приятных моментов детства.

Такие игры дают ребенку возможность создавать и разрушать по собственному желанию, а значит, распоряжаться какой-то небольшой частью своей жизни. Ведь почти все сферы жизни малышей контролируют родители, поэтому какое же это удовольствие - разрушить песочный замок, тобою же и построенный! Песочница - это взрослый мир в уменьшенном виде, там дети учатся "защищать свою территорию", создают свои правила, завоевывают и капитулируют.

Игры с песком - отличный способ для реализации творческих способностей и развития воображения ребенка. Играя, малыш знакомится с физическими законами (например, кулич можно сделать, только хорошо уплотнив песок, и он должен быть мокрым).

К содержанию

Труба

С какого возраста можно позволить ребенку ползать по трубе? До трех лет разрешите ему осваивать короткие трубы. Важно, чтобы он не растерялся и не запаниковал внутри. Большинству детей очень нравится это ощущение: очутиться внутри темного прохода, а затем выбраться на свет и оказаться в объятиях мамы или папы. Внутри трубы все по-другому. Малыш попадает в темное и замкнутое пространство. Чтобы пересечь его, нужно быть очень смелым! Такое ползание напоминает то, что происходило с ним во время рождения, когда он так же, по темному тоннелю, выбирался на свет, навстречу миру.

Некоторые трубы сделаны в форме зигзага - это позволяет ребенку развивать ловкость: ползать по-пластунски, делать повороты. Необходимо быстро ориентироваться и задействовать многие мышцы. Когда ребенок находится внутри трубы, встаньте у другого конца и направляйте его с помощью голоса. Если ему стало страшно, вытащите его как можно скорее. Он всегда может понаблюдать, как играют другие дети, и через какое-то время попробовать еще раз. Не настаивайте, если он отказывается: "Сделай это ради мамы!"

Оденьте ребенка как можно удобнее для такого занятия: платья, юбки, длинные шарфы будут мешать свободно двигаться.

К содержанию

Доска-качели

Отличная возможность качаться вдвоем, опускаясь и поднимаясь по очереди. С такими качелями не так просто справиться: не стоит сажать на них ребенка до трех лет одного. Возьмите ребенка на руки, попросите другого родителя сделать то же самое со своим малышом. Доска-качели - это отличная возможность для общения детей друг с другом. После трех лет ребенок сможет качаться сам, под вашим присмотром. Но чтобы это удалось, вашему чаду нужно найти себе пару. Предоставьте это ему, не помогайте без особой необходимости. Пусть он попытается сам решить эту проблему. Так он сможет преодолеть застенчивость.

Следите за тем, чтобы напарник малыша не был намного легче или намного тяжелее: один из детей может потерять равновесие и упасть.

Детям эти качели очень нравятся: нужно лишь как следует оттолкнуться ногами - и вот маленький друг на противоположном конце доски опускается на землю. Так радостно видеть, что происходит в результате согласованных движений! Еще одно преимущество качелей - это возможность посоревноваться с другим ребенком. Так ваш малыш сможет убедиться, что он сильнее одних детей и слабее других. Чтобы качаться было веселее, надо сильно отталкиваться ногами. Такое упражнение очень полезно для мышечного тонуса. И, конечно, с помощью этой игры ребенок без труда поймет, что такое "подниматься" и "опускаться", даже если вы не слишком много внимания уделили объяснениям.

Наблюдать со стороны?
Старайтесь меньше вмешиваться в его игры. Предоставьте ему свободу делать то, что он хочет, для него это хорошее место, чтобы проявить самостоятельность. Уделите внимание безопасности, не позволяйте ему играть босиком даже летом - он может занозить ногу, порезаться кусочком стекла или подцепить инфекцию. А если ваш малыш пока еще склонен все тянуть в рот, проследите за тем, чтобы он не пробовал песок на вкус, обязательно объясните ему что песочные пирожки - не для еды.

К содержанию

Горка

Дети обожают кататься с горки! С одного года вы можете позволить ребенку съехать с горки, хорошо его придерживая. Ближе к трем годам он может сам взобраться по лестнице и спуститься. Детям очень нравится съезжать, скользить, набирать скорость - это немного страшно и очень весело. Подтверждение тому - радостные крики и очереди перед лестницей. В данном случае психологи говорят о "чувственном удовольствии, связанном с движением". Самые старшие и самые смелые даже съезжают спиной вперед, чтобы испытать более острые ощущения.

Чтобы скатиться с горки, нужно совершить множество действий: взобраться по лестнице, присесть, продумать спуск, съехать и правильно приземлиться... Съезжая, малыш совершает переход от движения к остановке. Это прекрасное упражнение, готовящее его к катанию на лыжах, коньках, роликах... Взбираясь по лестнице, ребенок тренирует руки и ноги. Первые несколько раз, когда он будет подниматься по лестнице, находитесь позади него. Он хочет слезть? Ничего страшного, съедет в другой раз. Но ни в коем случае не смейтесь над ним - так вы можете совсем отбить у него желание. Он достиг вершины? Протяните руку и подстраховывайте его во время спуска, чтобы ему не было страшно.

Вмешиваться или нет?
На детской площадке драки между детьми не редкость. Один удар лопаткой - и началось! Рев малышей и увещевания взволнованных мам, пытающихся утихомирить и утешить маленьких драчунов. Как же избежать синяков и слез?
Способность делиться игрушками с детьми, как и другие социальные навыки, не дается от рождения - этому надо учиться. Наблюдая за играми детей, не стоит стараться оградить их от любых конфликтов, но необходимо контролировать возможные проявления физической агрессии.
Чтобы прекратить ссору, расскажите драчунам, что каждый из них мог бы сделать, чтобы продолжить мирную игру: "Миша может одолжить тебе свою машинку, но ему хотелось бы поиграть с твоим грузовичком".
Драка уже в разгаре? Объясните зачинщику, что бить другого запрещено. Он не хочет вас слушать? Позовите его няню или родителей, это их "работа".

К содержанию

Спортивный комплекс

Можно смело начинать его осваивать в возрасте около трех лет.

Ползать, прыгать, забираться наверх и спускаться... Разнообразие действий делает спортивный комплекс таким популярным для детей. Вашему малышу необходима вся сила и ловкость, которая у него есть, и даже больше!

Ребенку всегда интересно наблюдать за другими детьми. В процессе игр он сделает вывод, что он не самый боязливый, но и не самый отчаянный из всех. Это важно - найти свое место среди сверстников, чтобы было перед кем прихвастнуть и кому позавидовать, у кого-то поучиться, а кому-то продемонстрировать "класс". Здесь у вашего ребенка появляется масса возможностей найти товарища по играм.

Уже нашел? Значит, садитесь на лавочку и наблюдайте за ними издалека. Но прежде объясните вашему ребенку правила безопасности. Вмешиваться стоит, только если вы увидите, что он пытается осуществить слишком рискованный трюк.

Наталия Богданова,
детский психолог
Статья предоставлена журналом