Содержание:

К содержанию

Не хочу учиться... в каникулы

Каникулы!!! Можно целыми днями гулять, веселиться и делать все, что душе угодно. Но родители (почему-то) придерживаются другого мнения. Они хотят, чтобы ребенок, добровольно учился в свои законные выходные дни. И на этой почве в который раз возникает извечный конфликт "отцов и детей".

Заставлять или нет ребенка учиться во время каникул? Этот вопрос волнует практически всех родителей. К сожалению, однозначного ответа на него не существует. Все зависит от того, чье мнение вас интересует.

Если задать такой вопрос школьникам, то и двоечник, и хорошист, и даже отличник ответят одинаково: "НЕТ!" Каникулы существуют для того, чтобы отдыхать по полной программе. А учиться нужно в специально отведенное для этого время.

Здесь их мнение расходиться с точкой зрения некоторых взрослых.

Мнение учителей и педиатров:
(Как ни странно, но по этому вопросу точки зрения учителей и педиатров совпадают. Хотя одни заинтересованы "вдолбить" ребенку как можно больше знаний, а для других на первом месте - детское здоровье.)

Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок все свободное время проводит за книжками (по наставлению родителей), но при этом его успеваемость, мягко говоря, хромает, да и здоровье оставляет желать лучшего. И наоборот, ребенок, который ведет активный образ жизни и занимается спортом, схватывает все налету. При этом совершенно необязательно, что второй малыш, более одарен. Просто у него, говоря простым языком, "свежие мозги", которые способны с легкостью усваивать и переваривать новую информацию. А в неуспеваемости первого малыша виноваты родители, которые требуют от ребенка невозможного. Взрослым необходимо учитывать, что возможности детского организма довольно ограничены и его очень легко "сломать".

Сейчас школьная программа очень трудная. И дети устают ни чуть не меньше взрослых. Для ребенка учеба, то же самое, что для взрослого работа. У них в школе есть определенные обязанности, только вместо зарплаты они получают оценки. Наверное, никто из взрослых не согласится работать во время заслуженного отпуска, к тому же совершенно бесплатно. Тогда почему же они заставляют детей трудиться во время каникул?

Вспомните себя. Практически все перед началом отпуска уже не в состоянии работать с прежней производительностью труда. Усталость постепенно накапливается и соответственно снижается КПД. То же самое происходит и со школьниками. Учеба во время каникул скорей всего приведет к прямо противоположному результату. И тогда в начале нового учебного года у ребенка не будет ни сил, ни желания идти в школу. Поэтому нежелательно заставлять ребенка сидеть за книжками в каникулы. Перед трудовыми буднями необходимо выспаться и хорошо отдохнуть. Для нормальной умственной деятельности организму необходим кислород. А во время физических упражнений на свежем воздухе его поступление во все клетки организма максимально. Поэтому воспринимайте каникулы и выходные как возможность укрепить здоровье и набраться сил для новых подвигов. А для учебы будет еще достаточно времени.

Только стоит сделать два исключения. Первое - для обязательного минимума необходимых книг по литературе, которые нужно прочитать за каникулы. Иначе ребенок физически не будет успевать по школьной программе. Обучение рассчитано на то, что эти произведения уже были самостоятельно прочитаны. И во время учебного года дети вместе с учителем только анализируют данные произведения и обращают внимание лишь на некоторые отрывки. К тому же классические произведения не утомляют детей. Наоборот, они являются разумной альтернативой активным играм. Перечень необходимой литературы, как правило, рассчитан таким образом, чтобы ребенок ежедневно сидел за книжкой не более 1,5 часов. Согласитесь, это не слишком много.

А второе исключение - для старшеклассников, которым предстоит готовиться к поступлению в институты. Им необходимо во время каникул заниматься по тем предметам, которые сдают в выбранный ВУЗ. Желательно приобрести специальные сборники типовых экзаменационных заданий по каждому предмету и полностью их прорешать. Если у ребенка появятся вопросы или затруднения, то у него будет время в начале учебного года проконсультироваться с учителем. Так же у ребенка будет возможность реально оценить свои силы и окончательно определиться с выбором. Особенно это касается тех абитуриентов, которые учатся в обычных общеобразовательных, а не специализированных школах. Ведь если в классе 20-30 человек, то учитель не способен уделять каждому ребенку много времени. В старших классах обычной общеобразовательной школы все предметы преподаются весьма поверхностно. Считается, что ребенок, будет более подробно, самостоятельно изучать интересующий его предмет.

И, естественно, если ребенок в каникулы по собственному желанию заглядывает в учебник (такое то же бывает), то это нужно поощрять. И делать все возможное, чтобы желание учиться у него не пропало.

Мнение психологов
Взрослые считают, что во время каникул нужно активно наверстывать упущенное. Нельзя расслабляться, иначе потом будет тяжело войти в прежний ритм жизни. Поэтому они даже в заслуженное время отдыха заставляют ребенка проводить время "с пользой". Это самая распространенная родительская ошибка. А расплата бывает несоизмеримая - здоровье и психическое состояние ребенка.

Каждый родитель пытается самоутверждаться за счет своих детей. Правда, одни это делают осознанно, а другие непроизвольно. Психологи утверждают, что, как правило, взрослые, которые в детстве хорошо учились (между четверкой и пятеркой, с редкими тройками), неосознанно выбирают наиболее правильную тактику поведения по отношению к своим детям. Это так называемый принцип доверия. Считается, что их детям больше всего повезло. Они сами решают, что и когда им делать. А родители только изредка интересуются их успехами и радуются хорошим результатам.

А вот детям бывших троечников, двоечников и круглых отличников приходится нелегко. Они обычно требуют от своих детей невозможного и мечтают вырастить всесторонне развитых гениев, а в результате добиваются тупой зубрежки.

Кстати, отличники тоже бывают разные. Первые - это талантливые дети, которым все дается легко. Для них учеба не представляет особого труда. Они тратят на выполнение домашних заданий ни чуть не больше времени (а иногда и значительно меньше), чем среднестатический хорошист. Обычно такие дети не только учатся, посещают несколько секций, но и успевают гулять. А вторых ровесники дразнят "зубрилами" или "ботаниками". Они многого не понимают, но компенсируют это усидчивостью, терпением и зубрежкой. Заработанным таким трудом пятеркам - грош цена. Ведь знаний-то не остается. Именно "зубрилам" для того, чтобы хорошо учиться, необходимо все каникулы посвящать только учебе.

Многие замечали еще и такую закономерность. "Зубрилы", вырастая и освобождаясь от родительской опеки, никогда не продолжают учиться по собственному желанию. Они редко заканчивают институт и делают успешную карьеру. А вот твердые троечники или хорошисты, которым родители доверяли и позволяли учиться в свое удовольствие, добиваются невиданных высот. Психологи это объясняют крепостью их нервной системы и умением самостоятельно планировать свои дела.

Некоторые возразят, что не каждому ребенку можно доверять и не контролировать. Действительно, если вы до семи лет зорко следили за каждым шагом своего малыша и не позволяли ему принимать самостоятельные решения, то когда он пойдет в школу, уже опасно полностью ему доверять. Приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки нужно с самого рождения. Сначала кроха сам решает, какой игрушкой и как ему играть, при этом игрушки очень быстро ломаются. Выбирает, на какой площадке гулять и приходит весь грязный. В детском саду учится сам завязывать шнурки и постоянно падает, наступая на них. А затем выбирает себе друзей, которые не всегда нравятся родителям. Дайте ему возможность пройти все эти этапы. Если малыш что-то делает не так, не кидайтесь срочно все исправлять. Нельзя научиться ходить, ни разу не упав. Пройдет немного времени, и он научится всему самостоятельно. Тогда в школьном возрасте вам не придется каждый вечер делать вместе с ним уроки, силой сажать за книжку и краснеть на родительских собраниях.

Конечно, всегда можно наверстать упущенное. Если вы долгое время держали ребенка под строгим присмотром, а потом решите попробовать принцип доверия, то результат может оказаться прямо противоположный. Детям, привыкшим к постоянному вниманию и контролю, трудно самостоятельно отвечать за свои поступки. Поэтому придется первое время дозировать доверие мелкими порциями. Сначала перестаньте проверять какой то один урок (тот по которому самая хорошая успеваемость). Если спустя некоторое время успеваемость не снизится, то исключите еще один урок. Самое главное, чтобы вы сами были уверенны в том, что ребенок справиться и не подведет вас. Тогда эта уверенность ему передастся и будет стыдно подвести родителей.

Постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за хорошие оценки может оказаться слишком высокая.

К содержанию

Развлекаться тоже надо уметь

Даже если родители соглашаются "забыть" на время каникул об учебе, они не хотят, чтоб ребенок "болтался без дела" и стараются максимально загрузить его досуг. Особенно напрягаются на этот счет родители первоклашек. Да и как же может быть иначе, если их драгоценное чадо добросовестно отпахало в школе целый год, дневник просто кишит пятерками и качественный отдых такой ребенок, безусловно, честно заработал.

Действительно, выбор развлечений просто огромен. Времена, когда невозможно было достать билеты на детские спектакли, канули в лето. Сейчас было бы только желание, и вас ждут всевозможные цирки, карусели, выставки, а также десятки детских спектаклей. Особо рьяные родители заранее запасаются билетами, чтобы затем в течение всех детских каникул ходить со своим ребенком на всевозможные представления. Причем, ходят они каждый день - на праздник, как на работу. В результате такой культурной программы, на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок энное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60 - 70% детей. В итоге по окончании школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения - в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями - более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано в первую очередь с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы.

Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления - это беспокойный сон, плохой аппетит, синяки под глазами, ребенок начинает грызь ногти, и могут появиться запинки в речи. Но все же основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья - являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания.

С санитарными нормами, которые бы предусматривали организацию условий обучения своего ребенка, а также с нормами по организации учебно-воспитательного процесса, родители, при желании, могут ознакомиться в школе, да и в популярной литературе есть огромное количество статей на эту тему. А вот найти сведения по тому, как разумно организовать отдых, практически нет.

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка, лишний час поспать или бежать с утра пораньше в цирк - это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться - вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детских желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше.

Одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют - нехватку времени. Так что во время каникул не следует жить строго по расписанию и обязательно нужно дать возможность своему ребенку, просто ничего не делать. Для него такое безделье - это отдых.

Так сколько же мероприятий может посетить ребенок во время своих каникул? Ответ на этот вопрос зависит от возраста и физического состояния вашего малыша. Но в любом случае, специалисты института возрастной физиологии не рекомендуют ежедневные походы. А вот один раз в неделю сходить со своим ребенком на какое-нибудь детское представление - только полезно. Причем польза будет больше, если с ребенком посещать эти мероприятия будет не только мама, а все члены семьи по очереди, включая и бабушек, дедушек, пап, старших братьев и сестер.

Наталья Баурова