Приближались зимние каникулы. Митя учился в 9-м классе, а музыкальную школу он уже закончил. С отличием, между прочим. Теперь от музыки можно было отдохнуть. На каникулах перед ним стояла приятная триединая задача: пройти очередной уровень компьютерной игры, победить в сетевом "Кроссворде" и выспаться. Митя уже не раз почти становился победителем в первых двух пунктах, но... Мама отправляла спать, а главные сражения разворачивались к утру! Слава Богу, скоро каникулы!

Мама в это же время решала другую задачу:

  • как организовать отдых ребенка так, чтобы он не сидел за компьютером сутками?
  • как выманить его на улицу и увлечь спортивными упражнениями?
  • как мотивировать его играть на пианино, хотя бы по полчаса ежедневно?

Решение пришло неожиданно: устроить Митю на каникулах "на работу" в детский сад! Созвонилась с заведующей и методистом, получила их согласие и за несколько дней до каникул между делом сказала Мите, что в соседнем садике заболел дворник, а им срочно надо расчистить снег. Кстати, неплохо обещают заплатить. И график хороший: с десяти до двух ежедневно. Конечно, у каждого есть свой знакомый гимназист подработать на каникулах, но если Митя захочет — я постараюсь договориться, время еще есть.

Митя загорелся. На следующий день мы отправились в детский сад: Митя — к заведующей, писать заявление, а я — к методисту: оставить деньги на "зарплату" и обсудить тематику музыкальных вечеров, о проведении которых уже без моей помощи методист попросит Митю: музыкальный руководитель как бы отпросилась на недельку.

Восемь дней Митя ежедневно на свежем воздухе расчищал снег. Однажды его даже накормили супом! Митя чувствовал себя совершенно взрослым и немножко завидовал беззаботным дошкольникам: поиграли, погуляли, пообедали — и спать! Как же он раньше не ценил это золотое время! Дома приходилось заниматься музыкой: Митю попросили провести вечер по творчеству М.И.Глинки, и он занимался подбором мелодий, точных слов и репродукций.

Дети привыкли к Мите, когда он разговаривал с ними, работая на участке лопатой, но совершенно изумились, когда он пришел в музыкальный зал в костюме, бегло и выразительно играл на пианино и увлекательно рассказывал о великом русском композиторе. И Митя был счастлив. Детям действительно было интересно! Он расписался в ведомости и принес домой много денег. Его хвалили заведующая и методист, приглашали и летом поработать. И что удивительно: за 32 часа работы дворником и 1,5 часа — музыкальным руководителем Митя получил одинаковые суммы. Оказывается, как хорошо оплачивается интеллектуальный труд...

Весь вечер мы праздновали Митин успех, обсуждали его новый опыт общения со взрослыми и детьми. Митя вспоминал эпизоды, которые порадовали его за время работы. И размышлял о том, как потратит первую зарплату. Вечером приехал с работы папа и сказал, что звонила бабушка, жаловалась, что пенсию не выдали и с продуктами у нее туго... В России начинался 1998-й год. Утром мы собирались поехать к бабушке. Митя ненадолго ушел в другую комнату и вернулся с конвертом. Он решил отдать все заработанное бабушке.

...Недавно мы праздновали Митин юбилей — тридцать лет! Именинник вспомнил, как мама еще в 9-м классе показала ему разницу между физическим и интеллектуальным трудом. А я добавила, что в той истории для меня было совершенно неожиданно, как поступил Митя с заработанными деньгами.

Для меня та ситуация была сложной задачей. Но мне показалось, что для себя я сделала несколько очень важных открытий...