Содержание:

Большинство родителей справедливо полагают, что школьных уроков недостаточно — только на их основе ребенок не сможет овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для сдачи ЕГЭ и для дальнейшей карьеры. Поэтому им приходится обращаться к услугам частных компаний. Как сделать правильный выбор?

Прежде всего, нужно определиться, хотите ли вы обратиться к репетитору или отдать ребенка в группу. При прочих равных условиях (и индивидуальный преподаватель, и тот, кто работает с группой, владеют методикой и обладают личными качествами, подходящими для ребенка) репетитор не всегда идеальный вариант. Значимость того, что внимание педагога сосредоточено на единственном ученике, — кажущаяся, и не надо ее переоценивать. Дело в том, что язык нужно изучать в общении, и образовательную ситуацию, которая поможет овладеть языком как средством коммуникации, проще смоделировать в небольшой группе, чем при занятиях один на один. К индивидуальным урокам имеет смысл обратиться тогда, когда ребенка нужно подготовить к конкретному экзамену или устранить конкретные пробелы в знаниях. Или же если у ребенка плотный график, и вы просто не можете влиться в какую-либо группу с жестким расписанием.

Не менее важный момент: при выборе места для обучения не стоит ориентироваться лишь на громкое имя школы. Конечно, все из них проводят отбор преподавателей, следят за качеством их работы, тем не менее, работа учителя — это отчасти искусство, авторское мастерство. Поэтому в рамках одного и того же учебного заведения встречаются работники разного уровня. Ориентируйтесь на отзывы о конкретном педагоге и доверяйте своему чутью, когда будете посещать открытые уроки.

Современные требования к знаниям по иностранному языку и к целям, которые владеющий языком должен решать, требуют иного подхода, чем тот, с которым большинство из нас столкнулись в детстве. Нынешние уроки — это свободная атмосфера, отсутствие жесткой дисциплины. Со стороны может показаться, что на уроке царит безобразие: дети ходят по классу, смеются, разговаривают, рисуют. Однако на деле это элемент методики: постоянное общение и деятельность, в которой ребенок применяет свои знания, выводит их в практическую плоскость.

В большинстве аудиторий нет привычных нам парт — дети сидят на стульях с подставками для книг. Это также делается намеренно, чтобы ребенок чувствовал себя в контакте с группой, чтобы общение было более неформальным. Не стоит также в ужасе отмахиваться от учебников, в которых "мало текста, много картинок". Черта современных учебно-методических комплектов — ориентация на эмоции ученика, на большой объем аудиоматериала для работы в группе. По таким учебникам большая часть работы ведется в устной форме и требует от преподавателя огромной отдачи. Дети пишут не так много, и все чаще не упражнения, а творческие задания — это принципиальный момент: ученики должны чувствовать, что язык — это средство достижения коммуникативной задачи, возможность выразить себя и понять другого человека.

Разумеется, нужно оценить и работу конкретного преподавателя, на пробный урок к которому вы придете: нужно разобраться, подходит ли вашему ребенку такой вариант занятий. И тут есть свои нюансы в зависимости от возраста учеников.

К содержанию

Для малышей

Особенность обучения иностранному языку маленького ребенка состоит в том, что малыш пока не в состоянии освоить грамматические правила и произвольно сосредотачивать свое внимание на том, чего требует учитель. Зато дети прекрасно запоминают то, что их впечатляет и то, с чем им приходится контактировать "по-настоящему". В хорошей группе для маленьких всегда куча игрушек, у которых есть свои имена и характеры. Дети сидят не за партой, а на ковре. Преподаватель говорит довольно громко и интонирует, как прекрасный актер. Дети поют простые песни, много рисуют и раскрашивают. Их книги — сплошь из картинок с заданиями. А большую часть времени они проводят в игре, в которой задействована их способность перевоплощаться.

Качество работы преподавателя с малышами показывают следующие факты: выходя с занятий, дети поют песенку или обмениваются фразами на языке. Они оживлены, называют знакомые им предметы.

Имейте в виду, что в юном возрасте урочное обучение языку не дает столь видимых результатов, как в более старшем, когда ребенок уже может сосредоточиться и выучить необходимый материал. Однако и такие уроки небесполезны. Ребенок более восприимчив к другому языку, в этом возрасте у него закладывается фоносемантический слух на второй язык (способность воспринимать и понимать звуки речи), формируется толерантность к иностранному языку.

К содержанию

Для начальной школы

Учебные программы для этого возраста отличаются тем, что в них вводят работу с буквами и текстом. Но этого материала по-прежнему не много; основное — интересные ребенку герои, игровые ситуации, песни. Для этого возраста крайне важен юмор, причем тот, что понятен ребенку: довольно примитивный, из серии "хотел сделать яичницу и уронил яйца на пол". Учитель для этого возраста, также воодушевленный актер, который с удовольствием передвигается по классу, втягивает детей в игру, перевоплощается в животных, полицейских, смешных героев. На рубеже начальной и средней школы детям уже предлагают больше материалов для чтения, информацию о жизни их сверстников. Герои их учебных пособий — уже не рисованные зверюшки, а сверстники учащихся, которые обитают в реальной стране изучаемого языка.

К содержанию

Для средней школы

Среднюю школу составители пособий условно делят на две группы: предподростковый возраст и собственно подростковый.

В первую группу попадают дети 10-13 лет. Им уже интересны проблемы взаимоотношений и устройства мира, но они еще во многом дети, и им нравятся страшилки, фантастические приключения. На этом материале и строится обучение: книжки изобилуют психологическими ситуациями из жизни сверстников, удивительными фактами, невообразимыми историями про пиратов, вампиров, детективов и т.п. Большая часть заданий — разгадывание загадок, тайн и викторины. Начинается целенаправленная работа над грамматикой в форме устных и письменных заданий.

Учитель для этого возраста может быть не столь артистичным, как для малышей, но он по-прежнему не пытается навести жесткую дисциплину, всегда готов пошутить и активно участвует в сценках. Песни по-прежнему популярны, но они уже также соответствуют потребностям ребенка в более серьезном материале.

Учитывая интересы более старших детей — подростков, методисты предлагают им массу ситуаций из реальной жизни и интеллектуальных заданий. В книгах даются сложные этические ситуации, которые нужно обсудить, а также задания на мышление: активная проектная деятельность, нацеленная на взаимодействие детей в группе. Постоянно обращаются к творческому потенциалу детей: предлагают придумать рекламу, проект для улучшения окружающей среды в городе и т.п. Грамматические тесты и письменные задания довольно объемны, но все они подаются на том же материале.

Учитель, работающий с подростками, это учитель-друг, который хорошо владеет языком, но при этом поддерживает дисциплину в классе за счет демонстрации внимания к мнению и позиции подростка по обсуждаемым вопросам. Очень важно, чтобы учитель для этого возраста не работал по принципу: я вам дал материал, ваша задача его выучить и предъявить мне. Подросток — существо ищущее, воспроизведение убивает его инициативу на корню.

Обратите внимание, что мы говорим об особенностях подачи материала для разных возрастных групп с учетом возрастной и когнитивной психологии учащихся. Ориентируйтесь именно на эти критерии в выборе курсов для своего ребенка, поскольку за счет них создается мотивация.

Европейские методисты, которые разрабатывают учебные программы, во главу угла ставят вопрос: как нам отвлечь ребенка от всех тех развлечений, которыми богата его жизнь (компьютеры, телевизор, видеоигры и т.п.) и вдохновить его на учебу? Именно за счет этого их программы оказываются эффективными и соответствуют современным задачам — научить человека владеть всеми аспектами языка и творчески использовать их.

Анна Никитина