Содержание:

Вы когда-нибудь замечали, что любое изобретение, будь то телефон, фотоаппарат или произведение искусства, проходит ряд этапов? И что изобретать можно не только интуитивно, но и по алгоритму, используя определённые шаги? Именно из таких вопросов и выросла целая наука — ТРИЗ, теория решения изобретательских задач.

Развитие памяти

Зародился ТРИЗ благодаря Генриху Альтшуллеру, который изобретал с самого детства. Распространено мнение, что изобретения появляются вследствие озарения и вдохновения, но Альтшуллер, будучи инженером и учёным, задался вопросом: есть ли у подобного творчества свои закономерности? Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация спустя 10 лет доказывала, что творчество изобретения связано с техническим процессом, его закономерностями и определённой системой законов.

Генрих Альтшуллер понял: чтобы стать изобретателем, нужно понять законы системы, увидеть алгоритм, обучиться ему, используя определённые шаги. Этим шагам можно научить. И детей, и взрослых. Так появились ТРИЗ-консультанты и ТРИЗ-педагоги. ТРИЗ способствует ускорению изобретательского процесса, позволяет исключить в нем случайности, слепой перебор, моменты озарения и влияние настроения на рабочий процесс.

Каким же шагам ТРИЗ-педагоги учат детей?

  1. Формулирование идеального конечного результата (ИКР).
  2. Поиск ресурсов для достижения ИКР.
  3. Выявление противоречий.
  4. Разрешение противоречий.

Это универсальные моменты при решении различных задач и проблем.

К содержанию

Использование ТРИЗ в семье

Основная задача ТРИЗ — помочь людям преодолеть инерцию мышления — привычный образ мыслей. Например, как можно использовать зубочистку помимо основного её назначения? Психологическая инерция — это сила, которая держит человека в плену привычных понятий. Не преодолев её, мы не можем ничего изобрести.

ТРИЗ также тренирует память и внимание, развивает смекалку, логику, воображение. Игры и задачи, которые можно назвать тризовскими, увлекают и детей, и взрослых. Дома семьёй мы сами можем практиковаться и развиваться.

Например, можно смотреть тризовские мультфильмы (или фильмы), в которых герой сталкивается с трудностями и решает их необычным способом, благодаря своей смекалке и взвешенному подходу. Классический пример — мультфильм «Фока — на все руки дока». В основе истории лежит сказка Евгения Пермяка о кузнеце Фоке, решившего все задачки царя Балдея.

Вот еще несколько способов ввести в повседневную жизнь технологии ТРИЗ.

К содержанию

Задачи ТРИЗ для детей

  1. Мальчик соскочил с лестницы высотой 12 м и даже не ушибся. Как ему это удалось? (Ответ: мальчик спрыгнул с нижней ступеньки.)
  2. Папа и сын поспорили, что две недели сын не будет спать ночами, а днями не будет есть. Сын спор выиграл. Как ему это удалось? (Ответ: он спал днём, а ел ночью.)
  3. Мальчики и девочки собирали шишки в лесу. У мальчиков были красные и большие ведёрки без дна, у девочек — маленькие и зелёные ведёрки. Кто больше шишек соберёт? (Ответ: девочки, ведь у мальчиков ведёрки без дна.)

Развитие внимания

К содержанию

Задачи ТРИЗ для взрослых

  1. Парикмахер небольшого итальянского города всегда говорил, что он предпочитает подстричь и побрить двух туристов, чем одного местного жителя. Почему? (Ответ: потому что оплата за двух клиентов больше, чем за одного.)
  2. Однажды сын выехал на велосипеде из города в деревню. Через час отец выехал навстречу сыну из деревни в город, тоже на велосипеде. Они встретились в одном придорожном кафе. Кто из них будет ближе к городу, если ехали они с одинаковой скоростью? (Ответ: на одинаковом расстоянии.)
  3. На дереве сидело два тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве? (Ответ: скорее всего, ни одного. От выстрела птицы обычно взлетают с деревьев.)

К содержанию

Открытые задачи — это тоже технология ТРИЗ

Многие задачи, даже имеющие правильный ответ, можно сделать открытыми. То есть продумать дополнительные вопросы, которые предполагают множество решений.

Возьмём, к примеру, уже рассмотренную задачу о мальчиках, собирающих шишки в ведёрки без дна. Можно дополнительно рассуждать, как же тогда мальчикам собрать шишки?

Некоторые вопросы уже являются открытыми. Например:

  • Какие птицы не летают?
  • Все ли ёлки зелёные?
  • Как может пригодиться обычная палка в лесу?

Открытые задачи встречаются и в литературных произведениях. Герой сталкивается с проблемой, которую необходимо решить. Например, Том Сойер совсем не хотел красить забор, поэтому решил показать мальчишкам, что это очень увлекательный процесс. В результате все захотели вместо Тома белить забор, да ещё и разные сокровища ему отдавали, если тот им разрешал.

Подобные ситуации встречаются в книгах и для детей, и для взрослых. Они достаточно жизненны, поэтому стоит пробовать ставить себя на место героев и думать, а как бы поступили вы.

Полезными будут и различные упражнения на способность находить эффективные творческие решения:

  • предложить безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать;
  • придумать, что можно сделать с огромным некрасивым камнем посередине сада, который не нравится всем домочадцам и гостям;
  • как обеспечить домашнего питомца кормом, если вы уезжаете на несколько дней и некого попросить присмотреть за ним, а много корма не оставишь, иначе он съест всё за раз.

Вышеописанные задания предполагают большую работу. При этом рассуждать, находить решения точно будет увлекательно. ТРИЗ направлен на развитие смекалки, на творчество и креативность. Не нам говорить, насколько это важно сегодня и взрослым, и особенно детям. Кто знает, что они изобретут завтра?