Лучшим показателем будущей финансовой успешности ваших детей являются не результаты образовательных тестов или уровень IQ. Гораздо важнее, как долго они способны продержаться, прежде чем съесть конфету.

Исследователь из Стэнфорда Уолтер Мишел начал исследовать долговременное влияние отсроченного вознаграждения в 1960-е годы. Он изучал способность 4-летних детей удержаться от немедленного поедания сладостей, лежащих перед ними. Команда Мишела просила детей не есть оставленную на столе конфету 15 минут — время, на которое взрослые покидали комнату. Тогда, говорили детям, они смогут съесть не одну конфету, а две. Как ожидалось, некоторые дети тут же съедали свою порцию. Некоторые терпели некоторое время, но все же поддавались соблазну. И лишь немногие могли высидеть все 15 минут.

Мишел наблюдал за этими детьми, пока они не закончили школу. Он обнаружил, что способность ждать отсроченного вознаграждения в малом возрасте оборачивается более высокими доходами, успешными браками, лучшими карьерами, здоровьем и, в общем, более полноценной жизнью. Те, кто быстро проглатывал свои сладости в детстве, так и не научились управлять порывами и демонстрировали поведенческие проблемы. Исследование показало, что дети, вытерпевшие 15 минут, набрали гораздо больше баллов в образовательных тестах, чем те, кто съел свои сладости через 30 секунд.

Как родители (мой сын только недавно научился ходить) мы, очевидно, хотим закрепить важные уроки, такие, как этот, о ценности отсроченного вознаграждения. Опыт, а не лекции — лучший способ донести до ребенка суть проблемы. Вот две простые идеи, которые помогут вашим детям выучить этот важный урок:

Давайте своим детям настоящие деньги. В книге "Воспитание правильного отношения к деньгам у детей" Джудит Брайлс советует родителям обеспечивать детям реальный опыт обращения с деньгами. Она предлагает поощрять детей, чтобы они откладывали 20—25% от всех денег, которые получают на карманные расходы, за работу или в качестве подарков. Остальное они могут тратить, пусть и не без ограничений, накладываемых здравым смыслом.

Одна из наших тренеров по финансам с момента, когда ее два сына пошли в пятый класс, каждую неделю давала им на карманные расходы столько долларов, сколько им было лет. От них требовалось отложить половину, а остальное они могли использовать на предметы личной гигиены, развлечения и подарки. Если они шли в кино, билет покупали сами.

Мать заметила, что ее дети стали сами ходить в парикмахерскую, продавать свои старые видеоигры в счет покупки новых и избегать новых дорогих релизов. Казалось, дети с удовольствием растягивали свои деньги, и матери нравилось, что у нее они больше не просили.

Не важно, зарабатывают ли дети деньги или получают их на карманные расходы, полная ответственность за то, как их тратить, даст им возможность узнать о последствиях своего выбора. Если позволить им ошибаться, они узнают, почему важно откладывать сбережения и что бывает, когда накоплений нет.

Учите детей ждать. Отсроченное вознаграждение учит детей контролировать свои эмоции. Один из способов добиться этого — использовать "список желаний".

У Даниэль Агиар, основательницы и исполнительного директора My Smart Budget, был сын, который часто испытывал импульсивное желание что-нибудь купить. Она думала, что если он подождет недельку-другую, то объект его желаний изменится. Так родилась идея "списка желаний". Он составлял список вещей, которые хочет, и, если через две недели на первом месте оставалось то же самое, ему разрешали это купить.

Мальчик едва ли понимал, что его учат управлять своими эмоциями. Но со временем он выработал у себя терпение, необходимое, чтобы принимать лучшие финансовые решения.

Мой собственный сын — просто чудо (да, я необъективна), и я знаю, насколько сильно искушение потакать каждому его желанию. Но, в конечном счете, я понимаю, что мы оба получим большее вознаграждение, если через несколько лет я смогу оставить его в комнате одного и, вернувшись, найти нетронутую тарелку сладостей.

Лиз Дэвидсон,
генеральный директор фирмы Financial Finesse,
занимающейся финансовым образованием
сотрудников американских компаний