Содержание:

Родители сегодняшних школьников, когда сами были маленькими, должны были очень постараться, чтобы попасть в музыкальную школу. Сегодня очередей в "музыкалки" нет. А что там есть, выясняла корреспондент "ИП" Светлана Казанцева.

По поводу учебы в музыкальной школе, утверждают специалисты, в сознании многих людей укоренились два ошибочных представления. Первое: чтобы учиться, нужно иметь абсолютный музыкальный слух. Второе: этим есть смысл заниматься только тем, кто хочет стать музыкантом.

"Музыка способствует интеграции полушарий мозга и улучшает его деятельность - например, связанную с лингвистикой, математикой, вообще с творческим мышлением, - объяснила ИП Алиса Пушинская, пианистка, кандидат педагогических наук. - Занятия музыкой особенно полезны детям в семь-девять лет, когда идет активное развитие мозга".

Если сын или дочь после окончания "музыкалки" забросили инструмент - так, говорят педагоги, поступает треть выпускников, - это печально, но все же нельзя сказать, что семь лет терзания виолончели или баяна прошли впустую.

"Главное в музыкальном образовании - научиться понимать и чувствовать музыку", - считает Алиса Пушинская. Подобный навык формирует вкус и общую культуру человека. "За 45 лет работы в музыкальной школе я крайне редко сталкивалась с тем, чтобы наши выпускники оказались в неблагоприятной среде, плохой компании", - подчеркивает директор детской музыкальной школы N21 имени Баха Серафима Севостьянова.

В профессии музыканту достичь успеха трудно. Известный российский пианист Николай Петров вообще считает, что "земной шар перенасыщен музыкантами всех жанров" и ребенка "следует учить музыке только в том случае, если он показывает действительно незаурядный талант".

Но это - все же о профессиональной деятельности, а не о развитии музыкальности. "Воспитать из ребенка профессионального музыканта изначально хотят немногие родители - либо музыканты, либо те, что хотели стать музыкантами, но у них не получилось", - считает пианистка Алиса Пушинская.

"Музыкальный слух есть у всех, просто его нужно развивать, - уверяет ИП Надежда Бондарева, директор детской музыкальной школы N86. - При отсутствии явной задержки развития научить игре можно любого ребенка". Даже если ваш ребенок "В траве сидел кузнечик" пытается петь на мотив "Калинки" - это не значит, что его нельзя учить музыке, пусть Рихтера или Башмета из него и не получится.

Только нужно выбирать, исходя из способностей ребенка и вашей оценки его профессиональных перспектив, где и как обучаться музыке, а также - какой.

Российская школа
В древние времена музыкальное образование на Руси ограничивалось школами богослужебного пения.
Школы при певческих хорах, клиросах, в которых обучали детей, возникли еще в XI веке в Смоленске. Владимире и некоторых других центрах княжеств. Светское музыкальное образование появилось куда позже - в конце XVII века, когда при Петре I стал развиваться интерес к музыкальным "заморским потехам".
В Россию стали приглашать иностранных музыкантов для обучения российских дворян игре на различных инструментах и пению. Специально была выписана большая группа иностранцев для обучения музыке, в первую очередь духовой, солдатских детей.
В 1741 году были учреждены инструментальный класс в Петербурге и певческая школа в Глухове для пополнения придворной капеллы.
В 1779 году в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства - Театральное училище. Вскоре преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах.
Консерватории были основаны в России лишь во второй половине XIX века: Петербургская - в 1862 году, Московская - в 1866-м. Тогда же начали открываться музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества. В Москве, Петербурге и некоторых провинциальных городах появились общедоступные музыкальные учебные заведения - "народные консерватории". С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.
Создателями же целостной трехступенчатой системы музыкального образования, включающей детскую школу, специализированное профессиональное училище и вуз, считаются сестры Гнесины - Елена, Евгения и Марина.
Сестры Гнесины в 1895 году основали детскую частную музыкальную школу в Москве. Затем по инициативе Елены и Евгении Гнесиных был открыт музыкальный государственный техникум (с 1936 года он называется Музыкальным училищем имени Гнесиных). А в 1944 году Елена Гнесина добилась создания Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

К содержанию

Инструмент воспитания

Выбор музыкального инструмента, на котором будет играть ребенок, ложится на плечи родителей - педагоги только советуют.

Учтите ряд моментов. Инструмент ребенку чаще всего нужно иметь дома - там же и репетировать. Прикиньте, по карману ли вам инструмент и есть ли для него место в квартире.

Ученику имеет смысл покупать недорогие образцы: кто знает, может, уже через полгода вы будете думать, куда бы пристроить "пианино б/у, состояние новой вещи", если учеба не пойдет. Новое пианино стоит от 30 тыс. руб., аккордеон - от 20 тыс. Доступнее флейта, виолончель (от 7 тыс. руб.), домра - от 4 тыс. руб. Дешевле всего гитара или скрипка - самые простенькие можно приобрести и за 1,5 тыс. руб. Однако инструменты различаются и в другом, причем более существенном, чем цена, отношении: сложности обучения.

Виртуозное владение инструментом требует сверхусилий, даже если это губная гармошка или балалайка. Но из струнных инструментов смычковые - самые сложные (в то же время и их выразительные возможности наиболее широки). На настроенной гитаре, скажем, зажатая на определенном ладу струна дает "ля". Эту ноту всегда дает и определенная клавиша настроенного пианино. А скрипач всегда играет "на слух" - он должен найти на грифе, не размеченном ладами, это "ля" и понять, что не сфальшивил.

Поэтому чтобы скрипичное исполнение не напоминало мартовские рулады котов, скрипач должен быть очень хорошим. В то время как гитариста или пианиста, хотя бы в дружеской компании, можно послушать и просто сносного.

"Самый ходовой и востребованный инструменту родителей и детей, конечно, фортепиано, - говорит пианистка Алиса Пушинская. - Фортепианное отделение есть во всех школах. Кроме того, в музыкальной школе со второго класса абсолютно все дети проходят общий курс игры на фортепиано, так как без него невозможно музыкальное сольфеджио".

Традиционно пользуются популярностью также гитара, скрипка, аккордеон, труба. А такие инструменты, как валторна, гобой, кларнет, фагот, арфа, контрабас, не так популярны. Хотя по падению интереса ничто не может сравниться с балалайкой и прочими народными инструментами.

"Бывает, что родители приводят ребенка учиться играть на скрипке, но у него не хватает слуха, чтобы ее освоить, - говорит директор школы имени Баха Серафима Севостьянова. - Тогда мы стараемся перевести ученика на другой инструмент. Кроме слуха выбор музыкального инструмента часто определяют физические данные ребенка: у кого-то слабые пальцы для струнных, у кого-то губы и зубы не годятся для духовых".

Различия между мальчиками и девочками при обучении на разных инструментах не делают. Конечно, сильный пол чаще можно увидеть с баяном или трубой в руках, чем слабый, а в случае с арфой - наоборот. Но это традиция, а не правило.

В государственных детских музыкальных школах работают, как правило, пять музыкальных отделений: фортепиано, струнных инструментов, духовых, народных и ударных. Главное, что сейчас, в отличие от советских времен, когда конкурс в музыкальные школы был 10-15 человек на место, в большинстве из них недобор. Как следствие, теперь вашего ребенка даже за двойки вряд ли оттуда отчислят - разве что в крайнем случае оставят на второй год.

Меценату на заметку
Источником дохода музыканта нередко становилось покровительство богатой и знатной персоны.
Вдова железнодорожного магната Надежда Филаретовна фон Мекк в течение приблизительно 15 лет передавала Петру Чайковскому по 6 тыс. руб. ежегодно. Это позволяло ему прилично жить, ездить за границу на лечение, а все силы направлять исключительно на сочинение музыки. Они ни разу не встретились лично (хотя и жили порой в одном городе) и соблюдали договоренность о неафишировании этой помощи. Тем не менее фамилия фон Мекк сегодня упоминается в любой, даже самой краткой биографии композитора.
Другой отечественный меценат - лесопромышленник Митрофан Беляев - поддерживал деньгами Александра Глазунова (автора балета "Раймонда"). Согласно завещанию Беляева, после его смерти был организован фонд поощрения русских композиторов и музыкантов, в попечительский совет которого входили Николай Римский-Корсаков (оперы "Садко", "Снегурочка"), Анатолий Лядов (симфонические миниатюры "Баба-яга", "Кикимора") и тот же Глазунов.
Кроме того, иногда успешные музыканты помогают своим коллегам. Римский-Корсаков давал деньги юному Александру Гречанинову, сочинившему ряд произведений русской духовной хоровой музыки. А Людвигу ван Бетховену в последний период жизни, когда от него отвернулись почти все и многие музыканты стали считать его поздние сочинения бессмыслицей, серьезно помогал князь Николай Голицын.

К содержанию

Государственное звучание

Количество районных детских музыкальных школ в Москве практически не изменилось с советских времен. Как рассказала ИП Алина Цодокова, директор методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры столичного комитета по культуре, в Москве работают 103 музыкальные школы. Кроме того, музыкальное отделение есть в 15 школах искусств. "В целом по Москве дефицита музыкальных школ нет, разве что в новых районах, например в Южном Бутове. Там недавно открылась школа искусств N16, но этого недостаточно", - говорит Алина Цодокова.

Школы действительно есть во всех административных округах, но распределены они неравномерно. "Больше всего их в Центральном и Восточном округах - по 20. А в Зеленоградском округе всего две музыкальные школы и одна школа искусств", - отмечает госпожа Цодокова.

При приеме в музшколу регистрация (прописка ребенка) именно в этом районе не требуется, но возить детей далеко от дома мало кто захочет, и в ЦАО, скажем, музыкальные школы ежегодно сталкиваются с проблемой набора учеников. "У нас нет отбора, есть только набор всех желающих, - рассказывает ИП директор музыкальной школы N5 имени Игумнова Елена Агажанова. - В центре расселили коммуналки, детей стало гораздо меньше - переехали в спальные районы. Педагоги приводят своих детей и детей знакомых, ходят по школам и всех агитируют поступать к нам".

В новых районах недобор в школы наблюдается реже. К примеру, в районной музыкальной школе N86, расположенной в Олимпийской деревне, проблем с набором нет на все отделения. "Недобор мы пережили в конце 1990-х годов как результат спада рождаемости, - говорит директор школы Надежда Бондарева. - А в этом году в первый класс было подано 138 заявлений, хотя принять мы могли только 120 детей".

Успешно окончат "музыкалку", конечно, меньше половины детей. Самые тяжелые для ребенка, говорят специалисты, как правило, первые три года знакомства с музыкальной классикой Дальше ученики втягиваются и начинают получать удовольствие от игры.

Серьезные вступительные испытания существуют лишь в двух музыкальных школах - средней специальной имени Гнесиных и центральной средней специальной при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

"Поступить в эти школы дети могут, пройдя конкурсный отбор по результатам прослушивания, - говорит преподаватель школы имени Гнесиных Татьяна Тамошинская. - Попадают только очень способные".

Немудрено: в школу имени Гнесиных на фортепианное отделение в мае конкурс был шесть человек на место.

Прослушивание детей во все школы идет в апреле, мае, июне. В обычные "музыкалки", правда, можно поступать и после начала учебного года в общеобразовательной школе.

Преподаватели музыки очень заинтересованы в учениках: из родительских взносов за обучение формируется в том числе и зарплатный фонд школы - только на бюджетные деньги педагогу прожить трудно.

"Деньги, которые мы получаем от окружного управления культуры, уходят на приобретение музыкальных инструментов ремонт помещения", - объясняет ИП важность взносов для оплаты труда педагогов директор музыкальной школы N97 Михаил Крюков (подробнее о финансировании школ см. справку).

Музыкальные школы, в отличие от различных кружков, были платными и в советское время - таковыми и остаются.

Кто заказывает музыку
Музыкальные школы живут за счет государства, взносов родителей учеников и попечителей.
Родители платят деньги за музыкальную школу через Сбербанк. Но их не хватает на то, чтобы выплачивать учителям зарплату в полном объеме - часть средств они по единой тарифной сетке получают из бюджета города. Комитет по культуре города Москвы выделяет деньги музыкальным школам на проведение ремонта, закупку инструментов.
Но музыкальным школам денег все равно не хватает. Для дополнительного финансирования директора музыкальных школ инициируют создание попечительских советов. Эта форма самоуправления образовательного учреждения закреплена во втором пункте статьи 35 закона России "Об образовании" от 1992 года. Попечительские советы фактически выполняют одну функцию: собирают деньги с родителей в фонд школы уже не в размере обязательной платы за обучение, а кто сколько может.

К содержанию

Финансы романсов

Плату за обучение департамент культуры Москвы, которому подчиняются музыкальные школы, установил для всех одинаковую еще два года назад - 200 руб. в месяц.

Но эта плата, согласно "Положению о порядке приема учащихся в детские музыкальные, художественные школы и школы искусств системы комитета по культуре Москвы" от 20 апреля 1993 года, установлена только для детей, которые пришли в школу в семь-восемь лет.

Это возрастной госстандарт начала обучения музыке. Исключение составляют классы, предполагающие не семилетний, а пятилетний срок учебы.

За пять лет учат играть на некоторых инструментах - например, аккордеоне, гитаре, баяне, и, соответственно, принимают по госрасценкам девяти- и десятилетних учеников.

Если родители хотят учить ребенка музыке раньше семи лет или, наоборот, опоздали отдать в восемь, в любой школе им предложат поступать на коммерческой основе. Цена занятий в группе самоокупаемости - 1,5-2,5 тыс. руб. в месяц. В обычной школе в среднем учатся 600 человек, из них в группах самоокупаемости - около 100 человек.

Родители вносят деньги за музыкальную школу на ее расчетный счет через Сбербанк.

Впрочем, по "Положению...", музыкальные педагоги могут делать разные поблажки - что по оплате, что по срокам приема - особо одаренным детям.

Так, например, в первый класс по фортепиано престижной школы имени Гнесиных в этом году приняли четырехлетнюю девочку из подмосковного города Пушкино, хотя мама привела дочку прослушиваться на подготовительное отделение.

За "подготовишек", к слову, нужно платить столько же, сколько в группах самоокупаемости. Однако не все педагоги уверены, что ребенка нужно знакомить с серьезным музобразованием слишком рано.

"Я считаю, что даже родителям, нацеленным на то, чтобы их ребенок стал в музыке профессионалом, торопиться с обучением не стоит, - говорит Алиса Пушинская. - Чтобы ребенок сел за рояль, у него спина должна быть крепкой, как и пальцы, руки. Если неумело нагружать слабые мышцы, можно нанести вред".

Обучение в музшколах проходит по стандартной программе. Детям преподают четыре предмета: специальность, сольфеджио, хор и музыкальную литературу. Специальность - главный из них. Занятия с ребенком по этому предмету индивидуальные, проходят дважды в неделю по часу в первых классах, а потом по два.

Остальные предметы преподаются по разу в неделю группе учеников. В конце каждого года - экзамены с оценками по пятибалльной системе, оценки и за сыгранные пьесы на каждом уроке. По окончании образования выдается свидетельство государственного образца.

Жесткость российской системы музыкального образования признается всеми педагогами, не говоря уже о мальчишках из интеллигентных семей, которые регулярно пытаются закрыть пианино на замок и ключ выбросить. "За рубежом система обучения музыке построена на подготовке музыкантов для группового исполнения - игра в оркестре, ансамбле, - объясняет Серафима Севостьянова. - У нас все куда суровее: ученик ориентирован на сольное исполнение музыки, что требует очень серьезной подготовки. Зато наши выпускники действительно могут солировать на своем инструменте".

Впрочем, даже государственным школам приходится сегодня идти на поводу у тех из родителей, кто считает слезу ребенка, капающую на клавиши, чрезмерной платой за величие нашей фортепианной школы.

В 1990-е годы музыкальные школы массово начали открывать эстетические отделения - здесь музыкой занимаются "в мягкой форме", без расчета на консерваторию, а попутно рисуют, лепят и танцуют. Такое музицирование "для себя" (оно оплачивается по тем же тарифам, что и серьезное обучение в группах самоокупаемости) сегодня есть почти во всех музыкальных школах. Востребованы и отделения электромузыкальных инструментов (впервые такое появилось в 1996 году в музыкальной школе N97).

"Мы открывали это отделение, чтобы освоить новые инструменты, появлявшиеся на рынке, - рассказывает ИП директор школы N97 Михаил Крюков. - В качестве основного электроинструмента мы взяли синтезатор, потому что он обладал огромными, на тот момент мало изученными возможностями".

Сейчас отделения синтезатора открыты уже в 48 музыкальных школах Москвы. Меняться государственным музыкальным школам, бюджет которых в то же время сильно зависит от самофинансирования, велит рынок. На нем - множество предложений частных уроков и от профессоров классической музыки, и от практикующих рокмузыкантов.

Музыкальный, да ранний
Некоторые специалисты считают, что музыкой можно заниматься с пеленок.
В 2002 году американка русского происхождения Елена Хайнер разработала специальную программу по обучению детей музыке - Soft Way to Mozart. Автор программы утверждает, что дети могут начинать заниматься музыкой с двух лет. Soft Way to Mozart - это специальная компьютерная программа обучения игре на электронном пианино, оснащенном монитором. На мониторе высвечиваются особым образом записанные ноты: цветные картинки на вертикальном нотном стане. Даже на клавишах дети рисуют особые значки, чтобы их запоминать.
За рубежом берутся учить музыке двухлетних детей не только на фортепиано. В 80-90-е годы прошлого века всему миру стала известна методика японца доктора Шиниче Сузуки - обучение ранней игры на скрипке. У него сначала практиковались групповые занятия. Дети ничего не играли - только слушали. Потом учились держать скрипку, кланяться и только после этого начинали осваивать инструмент - по одной ноте. Акцент в методе делался на эмоциональном восприятии самого процесса игры.
Идеи раннего обучения музыке рождаются не на пустом месте. Некоторые современные врачи, например профессор Михаил Лазарев, считают, что ребенок воспринимает музыку, еще находясь в утробе матери. Поэтому для развития способностей будущего ребенка профессор Лазарев рекомендует заниматься музыкой беременным женщинам - хотя бы просто петь песни и слушать классику.

К содержанию

Музыка для себя

При недоборе в государственные музыкальные школы открывать частные явно невыгодно: в прессе и интернете вы найдете пять-шесть объявлений о приеме в "частные музыкальные школы", но на деле там учат не игре на инструментах, а танцам. Исключение, пожалуй, это частная детская музыкальная школа при Колледже импровизационной музыки.

Здесь обучаются полсотни детей, ежемесячная плата - 3200 руб. Отличается эта школа от обычной прежде всего тем, что тут акцент сделан на умение импровизировать. "Обучение импровизации дает ребенку понять, что он не дрессированный зверек, а создатель музыки, - объясняет ИП концепцию директор школы Наира Серапионян. - Уверенность в том, что импровизировать может каждый ребенок, подтолкнула меня на создание специального учебного курса". Помимо этюдов Черни и Баха ученики здесь учатся музицировать и по собственным произведениям госпожи Серапионян.

Колледж импровизационной музыки, как и школа при нем, вырос из джазовой студии "Москворечье", которая существовала с середины 1960-х годов на правах художественной самодеятельности.

Есть в столице музыкальное образование, развивающее и традиции рок-н-ролла. Например, старейшая в России рок-школа "Красный химик", открывшаяся в 1979 году в ДК завода "Мосхимфармпрепараты", а в настоящее время работающая в районе метро "Октябрьская". Сейчас сюда принимают с 12 лет. За 3 тыс. руб. в месяц ученика научат играть по выбору на электро-, акустической и басовой гитаре, на ударных, клавишных инструментах, а также рок-вокалу. Среди преподавателей есть и такие, кто сам выходит на сцену - например, Сергей Дмитриев, солист группы "Добрые молодцы".

Курс рассчитан на два или три года в зависимости от того, как был подготовлен ученик до прихода. После окончания школы выдается "свидетельство". Это, конечно, документ скорее "для домашнего пользования" - дальнейшему продвижению он мало поможет.

Впрочем, те, кто отдает предпочтение частному образованию, и играть планируют "для себя". А это можно делать практически на любом инструменте - хотя учителя по кларнету, саксофону или контрабасу найти сложнее, чем по скрипке, фортепиано или гитаре. Она, кстати, за последние годы стала абсолютным лидером среди музыкальных инструментов по востребованности. В гитаристов, за чьи частные уроки клиенты платят, массово переквалифицируются специалисты по игре на других инструментах.

"Я окончил музыкальную школу по классу балалайки, а потом и отделение народных инструментов училища Гнесиных. Но уже тогда научился играть на гитаре, чтобы выступать и давать уроки, - говорит музыкант Герман Осипов. - Сейчас умение играть на народных инструментах бесперспективно и просто умирает, потому что не вызывает интерес у публики и не приносит денег музыкантам".

Искать частного преподавателя можно в газетах бесплатных объявлений или на музыкальных сайтах - musicforums.ru, musiclife.ru. Но не менее верный способ - пойти побеседовать с учителями в ближайшую государственную школу: большинство из них от частного репетиторства не отказывается.

Оплата частных музыкальных занятий, как правило, почасовая - 400-450 руб. за час, иногда 600-900 и выше - если за дело взялся виртуоз или преподаватель с солидным опытом.

С детьми обычно занимаются по часу дважды в неделю. Чаще всего преподаватель сам приезжает домой к ученику, хотя, конечно, возможно и обратное.

Если особых пожеланий у вас нет - преподаватель будет заниматься с ребенком по основным направлениям школьной программы, за исключением, конечно, хора. Хотя кто платит, тот и заказывает, какой музыке учить его ребенка.

Существуют также упрощенные методы обучения игры и без умения читать ноты - скажем, когда гитарные аккорды записываются методом так называемой табулатуры (ученик видит картинку с изображением гитарного грифа, на которой нарисовано, какие струны, на каком ладу и какими пальцами нужно прижать).

"Это упрощенный способ записи музыки, и у него есть большие недостатки, - говорит Сергей Смоляков, преподаватель игры на гитаре. - Вы сможете сыграть и подобрать только знакомую мелодию".

Впрочем, совсем уж облегченные требования к процессу и методике обучения могут не устроить многих приверженцев классического подхода к музыке, и вам придется еще поискать преподавателя, который согласится учить "чему-нибудь и как-нибудь". Задумайтесь, стоит ли вообще за это платить: гитарным аккордам учат и друзья во дворе, всюду продают книжки с табулатурами известных песен, и даже по фортепиано есть самоучители. Впрочем, специалисты отмечают, что научиться хорошо играть по самоучителю без наставника практически невозможно. Если это было бы не так, музыкальных школ давно не осталось.

Буква закона
Детей в московские музыкальные школы принимают на основании "Положения о порядке приема учащихся в детские музыкальные, художественные школы и школы искусств системы Комитета по культуре Москвы", принятого Комитетом по культуре Москвы в апреле 1993 года.
Согласно пункту 3 "Положения...", правом поступления в государственную музыкальную школу могут воспользоваться не только граждане РФ, но и проживающие у нас иностранцы. Важно лишь пройти "проверку способностей в области того или иного вида искусства" (статья 4 "Положения..."). Порядок и сроки проведения приемных прослушиваний (просмотров) устанавливает педагогический совет конкретной школы.
В "Положении..." указаны возрастные границы для поступления в музыкальную школу. В школы со сроком обучения семь-восемь лет не следует принимать детей старше девяти лет и моложе шести лет, а поступающие на пяти-шестилетнее обучение не должны быть старше 12 лет и моложе девяти лет. Впрочем, у школ есть возможность для маневра: в документе оговорено, что "возраст поступающих в школу определяется педагогическим советом школы в соответствии с учебными планами и программами". Кроме того, вне зависимости от любых программ "Положение..." позволяет особенным образом относиться к одаренным детям: "В отдельных случаях с учетом индивидуальных способностей поступающего в школу на основании решения педагогического совета школы в порядке исключения допускается отступление от возрастных требований...
Светлана Казанцева
Статья предоставлена журналом
Имеешь право