Содержание:

Играя с малышами, мы многое делаем интуитивно. Хотите подвести научную базу под веселую возню на полу с игрушками или подражание детскому лепету? Теперь это можно сделать с помощью книги «Играем по науке» — в ней описаны настоящие эксперименты (очень похожие на игры), которые выяснили, в каких случаях ребенок лучше развивается. Например, кто быстрее заговорит или перейдет от ползания к ходьбе?

Как научить ребенка ходить и говорить: 2 развивающие игры

К содержанию

Поговори со мной (7–11 месяцев)

Эксперимент. Поиграйте с ребенком минут десять. Ведите себя как обычно, но обращайте внимания на то, как часто малыш издает какие-либо звуки. Во время следующего десятиминутного периода продолжайте развлекаться, но на этот раз, как только ваше чадо «подаст голос», вы должны улыбнуться, придвинуться поближе и дотронуться до ребенка. Продолжайте следить за частотностью издаваемых им звуков.

Гипотеза. Во время второго игрового периода малыш будет «разговорчивее».

Результаты исследований. В 2003 г. ученые проанализировали голосовую активность младенцев, которые играли со своими матерями на протяжении трех следующих друг за другом временных отрезков. В течение первой и третьей сессии женщины общались с малышами в привычной манере, а во время второй их попросили положительно реагировать на каждый издаваемый малышом звук. Ученые установили, что в продолжение промежуточного периода дети лепетали активнее, причем по своему характеру их бормотание приблизилось к речи: «высказывания» малышей были громче и состояли из большего количества слогов.

Проведенный эксперимент доказывает, что даже на начальном этапе развития речи ребенок реагирует на отклик, который получает от «собеседника». По убеждению исследователей, изменения в поведении детей во время второй игровой сессии неправомерно связывать с одним лишь подражанием, поскольку матери отвечали малышам не вербально, а при помощи улыбок и прикосновений.

Этот факт заставляет задуматься о том, верны ли теории, согласно которым имитация является главным механизмом социального развития ребенка.

Вывод. Если вы вдруг осипли и не можете поговорить со своим малышом, не расстраивайтесь. С кем не бывает! Просто помните, что даже невербальный ответ (например, радостная улыбка или ласковое прикосновение) поможет ребенку сделать следующий шажок в речевом развитии.

К содержанию

От ползания — к ходьбе (9–13 месяцев)

Эксперимент. Этот эксперимент рассчитан на малышей, которые уже давно и активно ползают, но еще не научились ходить, то есть возраст испытуемого должен составлять примерно 10-11 месяцев. Во время непрерывной игры, продолжающейся не менее часа, понаблюдайте за тем, как ребенок обращается с предметами. Если малыш подполз к вещице, лежащей в противоположном конце комнаты, играет ли он с ней там, где она изначально находилась, или возвращается, неся ее с собой? Делится ли он с вами принесенными игрушками?

Гипотеза. Чем чаще ребенок станет отползать на прежнее место с «добытой» вещью в руках и чем чаще он будет передавать свои трофеи вам, тем выше вероятность того, что к 13-месячному возрасту он начнет ходить.

Как научить ребенка ходить и говорить: 2 развивающие игры

Результаты исследований. В ходе эксперимента, проведенного в 2011 г., ученые в домашних условиях наблюдали за тем, как 11-месячные дети, еще не научившиеся ходить, но уже активно ползающие, играли со своими мамами. Через два месяца исследователи вернулись в те же дома: к тому моменту каждый второй малыш «пошел».

Ученые установили, что дети, которые к 13-месячному возрасту уже начали делать самостоятельные шаги, во время первой сессии эксперимента чаще других подползали к предметам, лежащим достаточно далеко от них, брали эти предметы и несли своим матерям. Те, кто не начал ходить вскоре после первого дня рождения, устремлялись к удаленным целям вдвое реже и в пять раз реже возвращались с заинтересовавшей их игрушкой на прежнее место. «Разделить добычу» с мамами предпочли лишь немногие участники эксперимента (около 15%), однако эти малыши почти поголовно начали ходить в течение следующих двух месяцев.

По замечанию исследователей, как только ребенок освоил прямохождение, его интерес к вещам, расположенным в дальнем конце комнаты, существенно возрастает: теперь малыш передвигается быстрее, и у него освободились руки, которые можно чем-нибудь занять. Как показали экспериментальные данные, если желание взять предмет и принести его маме возникает уже у 11-месячного младенца, такой карапуз, вероятно, начнет ходить быстрее многих своих сверстников.

Вывод. Одни родители мечтают о том, чтобы ребенок «пошел» рано, другие (особенно те, у кого родился уже не первый малыш) с ужасом ожидают того дня, когда чадо примет вертикальное положение и уследить за ним станет еще труднее. Так или иначе, если во время игры кроха все чаще ведет себя как собака, которой кинули палочку, можете заряжать аккумулятор видеокамеры: скоро ваш сын или дочка сделает свои первые шаги!