Содержание:

Коляски... В списках приданного для малыша, широко распространенных в интернете и щедро переходящих от мамы к маме, вы увидите этот предмет одним из самых первых.

Многие матери считают сегодня коляску предметом ну если не первой необходимости, то второй точно. Выйдя на улицу даже самого маленького города, вы с большой вероятностью встретите прогуливающихся с колясками молодых мам. Однако сегодня многовековые традиции ношения детей в перевязях (слингах) возвращаются и все более активно вытесняют коляску из предметов повседневного пользования. И это неудивительно: ведь в отличие от истории слингов, история колясок не так впечатляюща и насчитывает гораздо более скромное количество лет — всего лишь около трех столетий.

К содержанию

Королевское прошлое

Самая первая детская коляска была создана в 1733 году Уильямом Кентом, английским ландшафтным архитектором. Он сконструировал ее по просьбе Уильяма Кавендиша, третьего Девонширского герцога, отца шестерых детей. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягалась коза или пони. Первые пользователи вполне оправдали затраченные на них усилия: если заказчик-отец не вырос по службе выше наместника Ирландии, то из катавшихся в коляске детишек старший, лорд Фредерик, дослужился со временем до звания фельдмаршала, а младший, лорд Джон, до министра финансов. Модель Кента пришлась по вкусу, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с легкой руки королевы Виктории, любящей матери девятерых детей, которая пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку. Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя назвать действительно удобной: она была чересчур высокая и неустойчивая, у нее не было ручек, в связи с чем ее нужно было тянуть за собой. Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди сначала в Англии, а потом и по всему миру.

К 1840 г.г. пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой. Отсутствие необходимости заботиться о ребенке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка. Так коляска вошла в жизнь и стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий. И даже названия моделей колясок того времени отражали их привилегированность: самыми популярными были модели "Герцогиня" и "Принцесса".

К содержанию

У вас коляска? Предъявите водительские права!

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из "экипажа" были не редкостью. Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах. Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями. Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски, и родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.

В конце 19 века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок — Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижнейшей компанией, производящей коляски, в Англии.

К содержанию

Беби-бум диктует условия

18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, т. е. ребенок мог в ней сидеть как лицом к везущему коляску, так и спиной к нему. Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, это не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.

С окончанием первой мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился, и стал доступен практически всем, кроме бедных слоев населения. Коляски претерпели некоторые изменения. У них появились подножки, колясочная "корзина" стала несколько глубже, а сами коляски ниже, ведь особо изобретательные малыши нередко сами выбирались из колясок и совершали путешествие до ближайшей земли.

Вот, к примеру, образец коляски Travel-E-zee (1920- е г.г. США). Это одна из самых ранних моделей, достаточно легкая и компактная, стенки коляски, брезентовые, колеса полностью металлические, "одетые" в резиновые покрышки. Еще одна отличительная черта колясок того времени — постепенная замена деревянных и плетеных частей коляски на резиновые и пластмассовые. Дорогие медные шарниры сменяются на более дешевые хромовые.

Начинает появляться все больше компаний по производству колясок. Вот как пишет о себе одна из старейших в Европе компаний-производителей детских колясок Emmaljunga (Швеция): "Коляски Emmaljunga — больше чем просто коляски. Это — семейная традиция, которая зародилась в 1925 году, когда основатель Henry L Persson начал изготовлять первые детские коляски". В 1930 году коляски изготовляли вручную, с помощью самых простых инструментов. Тем не менее, производители получали только положительные отзывы о своей продукции.

1940-е года были периодом политической неустойчивости в Европе, однако, несмотря на это, спрос на коляски оставался неизменным, и требования к качеству продукции предъявлялись достаточно высокие. Постепенно старые производственные цеха заменялись новыми современными фабричными зданиями, производство все больше и больше автоматизировалось.

Модель 1940-х годов (Stroll-o-chair, США) уже имела красиво изогнутые дуги, которые напоминают о родстве с английскими "собратьями", и белый стальной корпус. Для обтяжки верха используются синтетические ткани с водонепроницаемой накладкой. Колеса перестали быть цельнолитыми и в них появились спицы. Их также можно было снимать и надевать. Самыми популярными компаниями в США по производству колясок стали Stroll-o-chair, позднее переименованный в Babyland, и Babee-Tenda.

К 1950 г. изготовление колясок было значительно удешевлено, и они стали доступны любой семье, даже с небольшим достатком.

К содержанию

Прогуляемся?

В 1965 году авиаинженер Owen Maclaren внес значительную деталь в усовершенствование колясок. Слушая рассказ своей дочери о ее путешествии из Америки в Англию и о том, что ей постоянно приходилось таскать за собой коляску, Макларен решил применить свои знания и изобрел легкую складную модель прогулочной коляски — stroller. Он использовал алюминиевые конструкции, которые легко можно было привести в компактный вид. Прогулочная коляска быстро завоевала симпатии и сильно потеснила прежние модели. Maclaren основал свою компанию, которая сейчас производит широкую линейку самых различных колясок — от недорогих титановых до элитных, стоимостью в 3000 долларов.

К содержанию

Беговая коляска разгоняет семью в спортивном темпе

В 1980 году Фил Бэчлер (Phil Baechler) решил устроить пробежку вместе с маленьким сыном. Однако, в связи с тем, что обычные коляски не выдержали бы скорость бега взрослого человека, Фил решил усовершенствовать модель. Так появились трехколесные коляски.

Идеи Бэчлера подхватили производители колясок, и в 2006 году германская компания Kinzel K1 совместно с дизайн-студией Jahn-Design представила новое поколение колясок: кроссовер, SUV (Sport Utility Vehicle) — спортивную коляску для детей и родителей. Вы когда-нибудь бегали с коляской?. Теперь вы можете этим заняться.

K1 хорошо подходит для скоростей, достигаемых на роликовых коньках или велосипеде, к которому коляска присоединяется в виде прицепа. "Наша модель предлагает родителям намного больше вариантов активного отдыха с детьми совершенно безопасным способом", — утверждают в Kinzel.

Вот чего уж вам точно ранее видеть не приходилось, так это возможности прицепить коляску сзади к велосипеду: вытаскиваете один болт, снимаете переднее колесо, и тем же болтом и вилкой прикрепляете К1 к "байку". Чтобы с малышом ничего не случилось в этом диком (для детских колясок) экстриме, его пристёгивают 5-точечным ремнём безопасности к эргономичному сиденью, ни в чём не уступающему детским автомобильным креслам.

Сейчас коляски популярны не менее, чем 50 лет назад. Современные модели гораздо более легкие и удобные в использовании и снабжены многими дополнительными усовершенствованиями, например, тентом от солнца, сеткой от насекомых, различными корзинами под перевозку сопутствующих вещей или продуктов. У них есть даже электроприводы!

Интересные факты

  • Первая в истории выставка старинных детских колясок прошла в американском городе Биллингсе. Основой экспозиции стала уникальная коллекция, собранная 46-летним местным жителем, страховым агентом Джеймсом Лейкоттом. В течение десяти лет коллекционер, буквально рыскавший по чердакам и подвалам, сумел собрать более пятидесяти образцов колясок и самостоятельно отреставрировал их. Среди всего разнообразия форм и конструкций наибольший интерес посетителей вызвала немецкая детская коляска, в которую впрягали собаку.
  • Венеция — единственный город в мире, в котором из колесных средств транспорта разрешены только детские коляски.

К содержанию

Коляски в России

Когда появились первые образцы колясок в России, в точности неизвестно. Однако, на картине Н.А.Удальцовой "На балконе", датированной 1942 годом, мы уже видим один из экземпляров того времени — большую, широкую коляску с почти вертикальной ручкой.

Считается, что промышленное производство российских колясок было начато в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляска была детально изучена, и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства "детского транспорта".

Судя по картинам художников того времени, тип колясок, подобный коляске 1942 г., довольно долго оставался самым распространенным...

Но вот очень смешная колясочка 1956 года, весьма далекая по своей конструкции от своих зарубежных современников. Очень низенькая, на крошечных красных колесиках, стальная трубка с двух сторон огибает колясочные бока, превращаясь в ручку.

На другой картине похожая коляска — такая же маленькая и низкая, на таких же крошечных колесиках и овальными боками. Однако тут мы уже можем наблюдать некоторые усовершенствования: откидывающийся верх и по-другому закрепленная ручка. У девочки, изображенной тут же, тоже есть коляска — игрушечная, в ней спит зайчик. Игрушечная коляска плетеная. Такие коляски были и для детей.

Коляски были дорогими, и их могли позволить купить только достаточно обеспеченные родители. Чтобы купить коляску обычной семье, ей приходилось копить деньги не один месяц.

Галина Александровна, г. Томск: "Мы жили небогато, и коляски (как и кроватки) у нас не было. Однако в городе я видела коляски, они были низкие, продолговатые, похожие на ракету. Коляски в то время были редкостью, но у всех были удобные санки. На санки крепился деревянный короб и детей возили с рождения. Многие санки были самодельные и очень красивые. Например, у моей подруги были санки, сделанные из согнутых полых труб, очень похожие на сидячую коляску".

Альтернативным вариантом "магазинным" коляскам были плетеные, которые могли быть как на колесиках, так и на полозьях, наподобие санок. Такие коляски "ручного изготовления" сохранялись довольно долго: нередко ими пользовались даже в период перестройки.

Впрочем, и плетеные коляски были отнюдь недешевы, поэтому вместо больших колясок чаще покупали прогулочные — они были дешевле, а совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.

Оба типа колясок (и большая, и прогулочная) по-прежнему сохраняют две особенности: низкую посадку и маленькие колесики. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые.

В начале 60-х годов появляется прогулочная коляска нового типа — с высокой посадкой, на больших колесах, в которой уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись. Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой по-прежнему широко используются, но зато появляются коляски с высоким дорожным просветом.

К середине 1970-х годов коляски перестали быть редкостью и стали доступны каждой семье. В то время было два типа колясок — советские и импортные (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании "ЦЕКИВА", но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд. Наши коляски были громоздкими, тяжелыми и неудобными. В 1975 году на ДМЗ "КАМОВ" (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, получившие Знак качества и золотую медаль ВДНХ.

Наталья Воронцова: "Лично я коляску своему сыну покупала в 1984 году, в декабре. И помню, что никаких советских замечательных колясок в то время по-прежнему не было. Все "охотились" за немецкими — они были симпатичнее, намного легче, у них не отваливались колеса. У них внизу была корзинка для сумок, по которой советские женщины буквально сходили с ума, ибо советские женщины, имея на руках ребенка, еще и таскались по магазинам, в которых тоже все было дефицитом, а потому в удачный день продукты хватали пачками и килограммами. И деть все это было некуда. Так что колясочная корзинка выручала очень. А еще у немецких колясок были окошки! Я купила как раз такую — синюю немецкую коляску с окошками за 120 рублей. В то время я зарабатывала такую сумму за месяц, так что покупка была дорогой. Наши коляски стоили рублей 70, кажется. Через год я свою коляску с легкостью продала — подержанные немецкие коляски тоже шли нарасхват".

История удивительна и парадоксальна: слинги, история которых насчитывает тысячи лет, еще во многих городах и селах воспринимают как диковинку, но как можно молодой маме обойтись без коляски, многие уже не представляют. Хорошо забытое старое становится новым, а новое становится привычным и чуть ли не самым необходимым. Радует то, что, несмотря на широкий ассортимент детского транспорта, традиции ношения детей на руках возрождаются, и любая мама может выбирать, когда и чем ей пользоваться: слингом или коляской.

Обзор подготовлен Корниловой А.В.
Статья предоставлена сайтом "Мама.Томск.Ру"