Содержание:

Сюрпризы (разумеется, приятные) любят и взрослые, и дети. Но в отличие от мира "больших", где поводы для неожиданной радости и эмоционального подъема, как правило, ждут со стороны, маленькому человеку часто бывает интереснее и приятнее "преподнести" этот сюрприз себе самостоятельно. Таковы уж особенности детского развития, что закономерность вроде "нажимаешь рычажок - выскакивает зайчик" вызывает едва ли не больше восторга, чем самый лучший подарок или неожиданное событие. Поэтому у малышей так востребованы игрушки с сюрпризом.

Главное в игрушках подобного рода - то, что ребенок самостоятельно открывает принцип их действия и в награду за это получает сюрприз. То есть при определенных действиях малыша (нажимании, повороте, вращении) появляется что-то новое - выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Участие взрослого здесь не должно быть навязчивым. Ребенок должен сам открыть способ действия, а взрослый только направить малыша, стимулировать к действиям.

Игрушки с сюрпризом можно разделить на несколько видов:

  1. Звуковые (пульты, детские игровые центры ) и любые игрушки из которых ребенок может извлечь звук.
  2. Самодельные игрушки и игрушки из подручного материала, развивающие любознательность и мышление ребенка. Это всевозможные коробочки с секретами, бутылочки и пузырьки для игр с водой и другие предметы, с помощью которых можно удивить ребенка.
  3. Некоторые движущиеся (динамические) игрушки, при определенных действиях с которыми возникает что-то новое. Действуя с такими игрушками, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением сюрприза. Такое занятие очень увлекает малышей и развивает их познавательную активность.

К содержанию

Кому нет и года

Первые игрушки с сюрпризом можно предложить ребенку примерно с 7-8 месяцев, когда он уже может сидеть. Это простые звуковые игрушки и игровые центры. Существует много их разновидностей. Например, такие, в которых при нажатии на кнопку с изображением определенного животного раздается звук, соответствующий этому животному. В итоге ребенок устанавливает связь между нажатием кнопки и звуком. Помимо развивающих моментов, здесь очень важен эмоциональный заряд, который дети получают во время игры. Они могут много раз нажимать на кнопки, слушать звуки и получать огромную радость как от эффекта собственного действия, так и от звука.

При выборе подобных игрушек важно обратить внимание на то, где и как расположена кнопка. Важно, чтобы нажимать ее было легко и игрушка при этом не двигалась. Тогда малыш быстро освоит необходимые действия и будет с удовольствием играть или слушать приятную музыку. Если при нажатии на кнопку игрушка будет двигаться или падать (например, если кнопка находится впереди), малыш не сможет с ней играть. Важно и то, какой звук издает приобретенный "сюрприз". Если "голос" у игрушки очень громкий и резкий, малыш может испугаться и не станет больше с ней играть. В будущем, когда малыш подрастет, он может включать такую игрушку и танцевать под ее мелодичную музыку.

К содержанию

От 1 года до 2-х

Для детей постарше есть игровые центры с клавишами, которые надо повернуть определенным способом, чтобы выскочил "сюрприз" (например, в виде киски или зайчика). При этом ребенок должен догадаться, как надо повернуть клавишу (нажать на нее, покрутить, сдвинуть вправо, влево, вверх или вниз), чтобы добиться результата.

В этом возрасте ребенок "думает руками" (когда действует с предметами), поэтому, чтобы понять принцип появления сюрприза, ему надо множество раз поворачивать, нажимать и производить другие различные манипуляции с клавишами. Таким образом развивается познавательная активность и воспитываются волевые качества личности (настойчивость) - ведь малышу надо открыть способ действия, который не всегда легко найти. Но когда этот способ найден, ребенок с удовольствием поворачивает клавиши снова и снова, получая от этого огромное удовольствие. При многократных повторениях малыш отрабатывает новые действия и убеждается в своей компетентности.

Когда ребенок знает, что произойдет после поворота клавиши, - это уже ожидаемый сюрприз. Он имеет большое значение для дальнейшего развития малыша. Ожидаемый сюрприз - это уже образ, возникающий у ребенка, подготовка к образному мышлению.

К содержанию

Своими руками

Для ребенка раннего возраста (1-3 года) нетрудно самим изготовить игрушки с сюрпризом. Например, коробочки с секретом. К ним относится коробочки с различными затворами, предполагающими разные, неизвестные ребенку способы открывания. Это могут быть:

  • Коробочки с выдвигающимися коробом, которые открываются по принципу спичечного коробка;
  • Коробочки с выдвижной крышкой (типа пенала);
  • Коробочки из-под духов. Особенно интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть, что лежит внутри. В них можно положить небольшую игрушку, чтобы у ребенка был стимул открыть коробочку;
  • Коробочки с застежками и на молнии или с крышкой на кнопочках. Внутри такой упаковки должен находиться какой-нибудь маленький предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребенка. Нужно привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать желание открыть коробочку и достать "сюрприз". Взрослый может стимулировать интерес ребенка, поддерживать его самостоятельные действия, но не решать за него предложенную задачу. Если малыш после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, нужно направить его на правильный способ действия и как бы совместно совершить "открытие".

Когда кроха откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, надо похвалить его, вместе с ним удивиться находки рассмотреть ее. Потом можно спрятать сюрприз обратно, чтобы дать возможность малышу повторить все действия самостоятельно.

К содержанию

Сюрпризы из воды и мыла

Богатые возможности для развития любознательности дают игры с водой. И здесь множество интересных игрушек с сюрпризом можно также сделать из подручного материала. Например, взять пузырек и опустить его в воду - и пусть ребенок увидит, как этот сосуд внезапно выскочит на поверхность. А если наполнить этот пузырек водой, он утонет. Подробные явления - открытие, сюрприз для маленького человека, ведь раньше он никогда не обращал внимания на такие вещи. Можно поэкспериментировать с водой и пластиковой бутылкой: опустить пустую бутылку под воду - и она будет постепенно заполняться. А еще бутылку модно погружать на глубину разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально. Если бросить ее в воду совершенно пустой, с закрытой крышкой, то она будет горизонтально плавать на поверхности. Пусть малыш попробует пустить ее ко дну и удержать там.

Играя, родители обязательно должны комментировать все, что происходит, обращая внимание ребенка на то, как ведут себя в воде предметы разного размера, веса, с отверстиями или без них.

В настоящее время в магазинах можно найти много интересных пособий для игр с водой. Например, очень необычный центр "Волшебные цветы". Это пластмассовая площадка с цветами, которые постепенно "вырастают", если на них лить воду. Вначале необычное превращение может продемонстрировать малышу взрослый. А затем, когда ребенок поймет связь между водой и ростом цветов, он будет делать это самостоятельно. Эта игрушка очень занимательна и доставляет много радости детям. Кроме того, дети с ее помощью учатся устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями, движением воды и "ростом цветов".

Бесконечно разнообразные возможности для удивительных открытий дает такая известная детская забава, как мыльные пузыри. Стоит подуть в колечко на палочке - и они хаотично разлетаются в разные стороны, одни сразу лопаются, другие садятся на листочки или на руку, и в них можно увидеть свое отражение или отражение неба. Причем все эти необыкновенные превращения зависят от того, как и с какой силой малыш (или взрослый) выпускает воздух.

К содержанию

Народные игрушки

С давних времен родители хотели привлечь внимание ребенка необычными игрушками, придумывали, мастерили что-то интересное. Существу ют разные виды народных игрушек с сюрпризом. Одна из них представляет собой фигуру клоуна, сделанную из материи на палочке. Толкаешь палочку вверх - выскакивает Петрушка, убираешь палочку обратно - Петрушка прячется. Сначала малыш радуется появлению клоуна, затем, после многократных повторений, он уже ждет его появления, а впоследствии сам предпринимает попытки действовать с игрушкой. Ребенок должен понять принцип появления Петрушки, установить связь манипуляций с палочкой и появлением предмета. Чтобы малышу было интересно играть с клоуном, тот должен быть ярким и веселым. А механизм появления игрушки должен быть надежным и легким для детской руки. Если однажды при тех же действиях малыша петрушка не появится, это может вызвать раздражение ребенка.

Еще одной народной игрушкой с сюрпризом является так называемый кувырунчик. Он представляет собой фигурку клоуна на лесенке. Если посадить клоуна на верхнюю перекладину, то он будет кувыркаться и спускаться по перекладинам, пока не окажется внизу. Эта игрушка привлекает своим движением и тем, что клоун, кувыркаясь, не падает. Кстати, кувыркунчик (его еще называют акробатом) одновременно является и динамической игрушкой.

Еще одним достаточно старым "сюрпризом", который был знаком и любим детьми еще в 60-70-е годы XX века, является Дюймовочка. Многие сегодняшние родители помнят эту игрушку по своему детству. Она представляет собой пластмассовую площадку, на которой находится цветок с закрытыми лепестками. А сбоку есть небольшой рычажок. Если на него нажать, то лепестки раскрываются и внутри можно увидеть фигурку Дюймовочки. Ребенок должен понять, что для появления Дюймовочки надо постоянно нажимать на рычаг. В итоге у малыша развивается мелкая моторика и зрительно-моторная координация.

К содержанию

Самым "взрослым" из детей

Для дошколят и младших школьников (5-7 лет) весьма интересна такая игрушка, как калейдоскоп. Внешне она похожа на подзорную трубу, но если в нее посмотреть, то можно увидеть не то, что находится впереди - ближе или дальше, а причудливые узоры из разноцветных камушков. Меняются эти узоры только в том случае, если труба вращается. Поэтому калейдоскоп надо крутить. Ну а самое интересное заключается в том, что никогда не известно, какой узор получится в следующий раз. Неожиданная картинка привлекает не только детей, но и взрослых, поскольку в любом возрасте люди могут подолгу крутить трубу, удивляясь новым, неожиданным комбинациям.

Эта игрушка успокаивает возбужденных детей, развивает воображение и творческие способности.

К содержанию

Крутится волчок...

К игрушкам с сюрпризом можно отнести и еще один очень популярный вид детских забав - волчок, а также его разновидность - юлу. Отличаются они друг от друга только принципом запуска: Внесли волчок запускается вращением между пальцами или руками, то юла при водится в движение нажатием на стержень или на кнопку. Самым привлекательным в этих игрушках является то, что ребенок сам, собственными действиями приводит волчок в движение. При этом он чувствует себя источником этого движения - из его простого действия появляется нечто необычное, неожиданное, удивительное. Юла и волчок, так же как и акробат, относятся еще и к динамическим игрушкам.

У юлы и волчка существует много разновидностей. Но всех их объединяет то, что сюрприз возникает при их вращении. Наиболее интересны расписные разновидности этих игрушек. Здесь самым удивительным становится превращение пятен, нарисованных на поверхности волчка, в "живые круги", которые появляются -благодаря слиянию цветов во время движения.

Деревянные волчки расписаны вручную, и среди них не найдется двух одинаковых, а механическая юла такого разнообразия цветов не имеет. Зато очень привлекательны те модели юлы, которые издают легкое гудение при вращении и переливаются огоньками. Сюрпризом для ребенка являются звуковые и световые эффекты при движении.

Для самых маленьких подходит игрушка-юла, внутри которой находятся игрушечные животные или фигурки, "оживающие" и начинающие двигаться при вращении. Внутри могут быть мишки, которые держатся за руки, и во время движения кажется, будто зверьки водят хоровод. Внутри может оказаться и всадник на лошади, который перепрыгивает через препятствия. В обоих случаях сюрпризным моментом является "оживление" игрушек внутри волчка во время его вращения.

Для того чтобы юла или волчок доставляли радость ребенку, нужно правильно подойти к их выбору. Важным моментом здесь является цветовая гамма и то, каким образом расписан волчок. Цвета должны быть не слишком яркими, а подобранными таким образом, чтобы при вращении они смешивались и давали новые интересные сочетания, приятные для глаз. Особое внимание надо уделить и выбору росписи волчка. При правильном подборе цветов и стиля на игрушке во время движения появляются удивительные краски и узоры, совершенно не похожие на то, что было в спокойном состоянии: красный к и желтый цвета преобразуются в оранжевый, синий и желтый - в зеленый, а красный и синий - в фиолетовый и т.д. Во время вращения у волчка появляются удивительные узоры (например, при движении по спирали от центра к краям и от краев к центру). Следует также оценить технические качества и исправность этой игрушки. Волчок должен быть правильно отцентрован, поскольку в этом случае даже при небольшом вращении он становится устойчивым и не падает.

Звуки при движении юлы должны быть мелодичными и не очень громкими. Громкий звук может напугать малыша, и он больше не будет интересоваться этой игрушкой.

Можно придумать много всевозможных игр с волчком- юлой, приведем лишь некоторые из них. В самом начале малышу можно предложить следить за движениями волчка или юлы, обращая его внимание на удивительные превращения цветов и узоров. Это завораживает ребенка, и ему трудно оторваться от такого зрелища.

Постепенно малыш будет учиться запускать вначале юлу, а потом волчок. Юлу запускать проще, потому что она - на жестком основании. А значит, ребенку придется только нажимать на металлический стержень или кнопку, чтобы она начала вращаться. С волчком сложнее, здесь нужен навык и развитая моторика руки. Для маленького ребенка такие движения очень сложны. Надо долго тренироваться, чтобы научиться приводить в движение такую игрушку. Но когда ребенок освоит этот навык, он будет снова и снова запускать волчок, увлекаясь магией движения, слиянием цветов и пытаясь понять закономерности этой удивительной игрушки.

Детям постарше можно предложить соревновательные игры: "У кого дольше крутится юла?", "У кого дольше не упадет волчок?", "Кто сможет запустить волчок шляпкой вверх?", "Подбросить и поймать на руку волчок во время вращения".

К содержанию

Сюрпризы истинные и мнимые

В настоящее время на полках магазинов можно видеть огромное количество игрушек, которые на первый взгляд должны удивлять ребенка и преподносить ему сюрприз. К ним относятся заводные, интерактивные и некоторые электронные игрушки (машинки - заводные и с пультом управления; животные - лающие и прыгающие собачки, зайцы, которые играют на барабане и т.д.). Действительно, такие игрушки привлекают внимание детей - они с удовольствием запускают механизмы и подолгу наблюдают за их движениями. Однако при этом малыши не открывают ничего нового, никакого принципа действия. Там все ясно и понятно: нажал на кнопку - собачка залаяла, повернул рычаг - и робот начинает кругами двигаться по стойлу, мигать лампочками и издавать непонятные звуки. Игрушка навязывает определенные движения. А активность действий самого ребенка исключается - от Hero не зависит, как именно будет лаять собачка или двигаться робот. Уже после первой встречи никакой неожиданности эти игрушки не несут. Для ребенка 3-5 лет нажатие на кнопку или передвижение рычага не является открытием. В то же время малыш быстро привязывается к такого рода игрушкам и механически; повторяет одни и те же движения, чтобы получить предсказуемый эффект. Все это формирует потребительское отношение и к жизни вообще.

Поэтому, выбирая игрушки для своего ребенка взрослые должны научиться отличать настоящие, "живые" сюрпризы от мнимых.

Инна Ульянова
педагог-психолог высшей категории, методист Учебно-методического центра игры и игрушки
при Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете (МГППУ)
Статья из июльского номера журнала
Мама и Малыш