Содержание:

Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок — не исключение.

Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки — дело чрезвычайной важности.

В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью.

Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка.

Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.

Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов — это очень добрая и полезная игрушка.

Кукла — это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное «я». Шитая кукла предназначена для того чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее.

Эти куклы сделаны из натуральных материалов — шерсть, хлопок, шелк и набиты 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью.

Натуральная овечья шерсть — легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный, он делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной.

Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую «мама» прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.

Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены точками, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает. Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.

Вся работа делается вручную. Это обусловлено теми задачами, которые стоят перед игрушкой. В то же время, именно это обстоятельство делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей — ведь второй такой нет ни у кого.

Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно, чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.

К содержанию

Куклы для детей от 0 до 3 лет

После 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять и все манипуляции, которые делает мама.

Мама играет с ним, кормит, убаюкивает — все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла.

Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека.

Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры.

Такая простая игрушка дает малышу много ощущений — разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твердая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она легкая, мягкая на ощупь.

Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребенка. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца... Обычно узелковые куколки делаются «без лица» — малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки.

Такую куколку легко сделать самому:

  1. Возьмите небольшой квадрат фланелевой ткани (45 см х 45 см).
  2. В серединку вставьте достаточно упругий шарик, плотно сваленный из шерстяного чеса. Затяните, расправьте ткань — у вас получилась головка куклы. Закрепите голову нитками.
  3. Остальные уголки квадрата — две ручки и нижняя часть «тела» — завяжите узелками.
  4. Первая куколка делается «без лица», но с колпачком из прохладного ситца; она похожа на самого малыша: голова у нее довольно большая и твердая, а «руки» и «ноги» — не очень скоординированные, мягкие.

После 8-9 месяцев будет хорошо, если в жизни ребенка появится следующая кукла, с которой малыш будет спать и играть. Эта игрушка прослужит не один год, возможно, станет самой любимой из всех.

Для детей этого возраста подходят куклы в пришивной одежде. В этом возрасте дети не проявляют интереса к смене нарядов, и в этом плане для них это самая подходящая игрушка.

Она сделана из мягкого хлопка приятного на ощупь и набита натуральной шерстью. Такая кукла очень мягкая, и маленький ребенок, засыпая, с удовольствием уложит такую куклу рядом.

Прическа у куклы должна быть как можно более простая, чтобы ребенок не смог ее испортить.

Можно ли чем-либо заменить куклу — например, мягкими игрушками? Варианты, конечно, возможны, но не забывайте, что абсолютное большинство современных мягких игрушек делается из синтетических тканей, которые являются «пылесборниками». Ищите игрушки из ситца, махровой ткани — они «живые», «теплые». И желательно без пластмассовых голов: не очень приятно во сне прижиматься к бездушной холодной пластмассе.

К содержанию

Куклы для детей от 3 лет

Шитая кукла в одежде, которая подходит для детей от 2-3 лет, делается из трикотажа телесного цвета, размер у нее может быть любой. Такая кукла вполне может составить альтернативу кукле Барби. С такими средних размеров куклами малыши дружат помногу лет, засыпают с ними бок о бок. Для такой куклы хорошо выбрать цвет кожи, глаз и волос как у ребенка.

Такая кукла повторяет человеческий образ, и по этому параметру не имеет аналогов. При изготовлении куклы соблюдаются все человеческие пропорции. Голова куклы формируется специальным образом: она изготавливается из шерсти, но путем более плотной набивки создается подобие человеческого тела, в котором голова тверже остальных частей тела.

Этот баланс между набивкой головы и тела куклы, приближенный к естественному, почти не соблюдается в современных куклах. Тряпичные целиком состоят из мягких материалов, а пластиковые — полностью жесткие.

Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребенка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребенок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции.

Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребенка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна.

Набивается кукла натуральной овечьей шерстью, которая является оптимальным материалом для детских игрушек. Преимущество натуральной шерсти перед набивкой из синтетических волокон очевидна. Но набивка из хлопковых волокон (тоже натуральный материал) также нежелательна: вата — значительно тяжелее шерсти и поэтому быстро сваливается.

Волосы делаются из шерстяной или хлопковой пряжи, специальным образом, без применения клея закрепляются на голове куклы, но, тем не менее, очень прочно и долговечно. В том числе исключено просвечивание кожи головы через волосы.

У кукол-девочек прическа не закреплена стабильно, возможно причесывать, заплетать косички, фантазировать с прической куклы. Цвет волос приближен к натуральному, что также способствует формированию правильного образа.

Одежда куклы снимается: можно одевать, раздевать, придумывать новые наряды.

Игрушка, с которой ребенок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребенка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

Кукла, сделанная вручную, побуждает малыша и его родителей к действиям — хочется шить и вязать для нее одежду, обустраивать «место жительства», самому делать игрушечную мебель. Чего нельзя сказать о куклах покупных: для игры с ними все «предметы» хочется не делать, а именно покупать... Чтобы малыш полноценно играл с куклой, должно быть игровое пространство для этого: куклу надо кормить, укладывать спать, купать. Не забудьте сделать «домик» для куклы, используя коробку или корзинку.

Ольга Николаева

Статья предоставлена психологическим центром "Адалин"