Содержание:

Наша статья - не про то, как, когда и зачем нужно (или не нужно) рассказывать детям о Христе. Верующие люди, разумеется, будут знакомить детей с этими сюжетами и связанными с ними изображениями через призму своего религиозного мировоззрения.

Наш материал написан для тех, кто воспринимает данное искусство лишь как часть мирового культурного наследия. Речь пойдет о том, как познакомить 5-6-летнего ребенка с миром христианской культуры - миром, в котором мы все, будучи христианами, буддистами, агностиками или еще кем-нибудь, живем, неизбежно являясь частью своей географической зоны, своего государства.

К содержанию

Зачем это детям?

Вопрос резонный со стороны родителя, к христианству равнодушного. Ответов может быть несколько.

Первый и самый простой - это нелишняя в любом случае информация. Кругозор ребенка расширяется так же, как и при чтении "Мифов Древней Греции" или "Мэри Поппинс".

Ответ второй: наши основные музеи, в которые вы ходите с ребенком, по меньшей мере на 50% состоят из произведений на христианские сюжеты. Рассказывать ребенку у каждой картины или скульптуры заново с середины, кто такой Иоанн Креститель и почему у дяди над головой кружок, - утомительно и нерезультативно. Уж лучше пусть он придет туда подготовленным.

Как трудно рассказывать о христианском искусстве без базовых знаний евангельской истории, прекрасно знает всякий преподаватель истории искусства. Автор этой статьи полтора года пыталась "просвещать" вполне взрослых и заинтересованных людей в области искусства Средневековья, пока постепенно не выяснилось, что вначале надо было рассказать о том, кто такой Христос и что такое Благовещение, а потом уже обращать внимание аудитории на тонкости стиля. С ребенком такой опыт будет еще безнадежнее.

Ответ третий: вашему ребенку, который, конечно же, вырастет просвещенным человеком, будет полезно знать, что в церковь люди собираются не для того, чтобы зажигать свечки, кланяться и говорить непонятные слова. Образованный человек должен знать, о чем там говорят и почему на куполе церкви стоит крест. Таким образом, мы предлагаем родителям мини-программу посвящения ребенка в мир христианских сюжетов. Наш подход будет сугубо культурологическим.

К содержанию

С чего начать?

Как начать? Какими книгами пользоваться? Какие картинки показать? Прежде всего, хочется сразу предостеречь от трех вещей.

Во-первых, от немедленной покупки прекрасного и дорогого издания Библии с иллюстрациями Гюстава Доре - потому что мускулистые тела и клубящиеся драпировки скорее отвлекут ребенка от смысла происходящего, чем помогут. По-моему, иллюстраций Доре в 5-6 лет можно только испугаться.

Во-вторых: от слишком детских "Детских библий". Их очень много, с разным качеством пересказа и иллюстраций, но ваша задача - не просто показать доступную пониманию ребенка картинку, а еще и подчеркнуть значительность истории и то, что она несколько отличается от "Русских сказок" с иллюстрациями Васнецова. Знакомить ребенка с христианской историей по таким книгам - все равно что знакомить с подвигами Геракла по диснеевскому мультику.

В-третьих: не стоит начинать с икон. Язык иконы и для взрослого нуждается в расшифровке, а для ребенка он и вовсе непонятен и скучен. Вы так же неизбежно погубите ситуацию, как если бы внезапно перешли на церковнославянский язык, каким бы доступным и поэтичным он вам лично ни казался.

К содержанию

Что говорить?

Практика показывает, что любой родитель, хоть как-то знакомый с евангельской историей, сам расскажет ее своему ребенку лучше всякой "Детской библии". Если вы не знакомы с этой историей - самое время познакомиться. Прочтите хотя бы одно из евангелий (лучше от Луки или от Матфея, но можно и от Марка - оно самое короткое и рассчитано на аудиторию из необразованных юношей-язычников). Сейчас вышел современный, вполне научный, но доступный по языку вариант перевода под названием "Радостная весть".

Пожалуй, главное в вашем рассказе - будьте естественны. Не пытайтесь говорить поучительно или подражать увиденному в телевизоре батюшке. Не надо специальной торжественной интонации. Если вы волнуетесь, рассказывая о Рождестве, - хорошо, если нет - и не надо. В конце концов, лучше, по-моему, честно сказать: "Знаешь, я думаю, что это все выдумки, но многие люди думают иначе", чем изображать несуществующее благочестие. Это в особенности адресовано тем родителям, которые хотят, "чтобы наши дети знали больше нас и верили в то, чего нас лишили". Ваша честность будет лучшей данью уважения ситуации и "политкорректностью".

Предположим, вы начали с нуля - ваш ребенок еще никогда не слышал о Христе. Тогда лучше рассказать несколько основных сюжетов, например: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, какие-нибудь из чудес, Нагорная проповедь, Распятие, Оплакивание, Воскресение. Опять-таки - автор не вправе и не хочет давать советы, КАК рассказывать. Как Бог на душу положит.

К содержанию

Что показывать?

Если мы отвергаем детские книжки и Гюстава Доре (заодно с Микеланджело и всем Высоким Возрождением с его страстью к развитой мускулатуре и порывистым движениям) и пока не обращаемся к иконам, то что же остается?

Ответ для многих будет неожиданным: практически идеальный христианский иллюстративный ряд для детей от полутора до скольких угодно лет - фрески Джотто. Итальянская живопись начала XIV века уже очень далека от иконы, но еще связана с нею, приобрела живость, но не утеряла глубины и значительности.

Сразу скажу, что для первого знакомства живопись, безусловно, лучше скульптуры - скульптура условнее и менее понятно и подробно передает сюжет. Для "Благовещения" подойдет не только джоттовская фреска, но и знаменитое "Благовещение" Симоне Мартини - тоже итальянец XIV века. Кстати, альбомы, посвященные обоим авторам, вышли в издательстве "Слово" и стоят около 150 рублей.

Труднее всего "испортить" плохой картинкой Рождество и Поклонение волхвов. Подойдет и Боттичели с ангелами, водящими хоровод в небе над яслями, и северные мастера XV в. - алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса с крошечным Младенцем, лежащим прямо на земле, и неотесанными пастухами. И "Поклонение волхвов под снегом" Питера Брейгеля, где Марию с Младенцем надо искать - так искусно они спрятаны в панораме шумной и беспорядочной деревенской ярмарки. Не испортит дела и "Шествие волхвов" Беноццо Гоццоли с бескрайним простором, по которому движется пышная кавалькада.

Дальше - джоттовское "Бегство в Египет". Чудеса и Нагорная проповедь, по-моему, даже не очень нуждаются в иллюстрации. Здесь слишком важен повествовательный и моральный момент. Сами решите, рассказать ли о воскрешении Лазаря - можно показать фреску Джотто. Трогательный и очень "детский" сюжет - "Вход в Иерусалим". Тут подойдет любая иллюстрация, даже из детской библии (позаботьтесь только, чтобы ослик был похож на ослика).

Тайная вечеря - возможно, слишком сложная тема для ребенка-нехристианина. Мне также кажется, что очень осторожно надо говорить о предательстве Иуды, хотя, безусловно, стоит показать джоттовское "Взятие под стражу" с двумя профилями - Христа и Иуды - за миг до поцелуя предателя.

Отдельная тема - "Моление о чаше". Об этом сюжете, по-моему, надо говорить обязательно. К нему трудно подобрать хорошую иллюстрацию. Одиночество Спасителя и безучастность спящих учеников с нужной степенью жесткости и отстраненности передают Андреа Мантенья и Джованни Беллини (опять два альбома "Слова").

Самый сложный сюжет - история Страстей. Здесь вреден как излишний натурализм, так и излишняя условность. Вряд ли вы боитесь чрезмерно травмировать современных детей, знакомых с боевиками, подробностями голгофской казни. Скорее тут важно известное целомудрие и уважение к этому сюжету. Совершенно ни к чему страшные немецкие "Распятия" с синюшными телами и багровыми ранами, равно как и перенасыщенная эмоциями живопись XVII века (кроме "Трех крестов" Рембрандта, которые, впрочем, тоже не очень наглядны).

Идеальный, на мой взгляд, вариант решения этой проблемы - иносказание, но максимально наглядное. Среди фресок Беато Анжелико (тоже альбом издательства "Слово") из монастыря Сан Марко во Флоренции, помимо двух замечательных "Благовещений", есть и "Размышления о Страстях" - неожиданно "детским" языком переданная история. Христос с завязанными глазами на троне, а рядом - то, чего Он не видит - голова плюющего в него солдата, рука с палкой, ладонь, готовая дать пощечину. И внизу - двое святых, погруженных в созерцание этой картины. Есть еще один автор, идеально подходящий для показа Страстей - итальянский живописец XIV в. Дуччо, вводящий прямо в византийскую икону на золотом фоне множество интересных и трогательных "бытовых" подробностей.

Безусловно, нужно показать Распятие - например, джоттовское с плачущими ангелами или мантеньевское с двумя разбойниками (обязательно стоит рассказать о диалоге разбойников, распятых справа и слева от Христа).

Наконец, Воскресение возможно, по крайней мере, в трех вариантах. Непременно покажите их все - по мере нарастания таинственности.

Сначала - то, что могли видеть все: жены-мироносицы у пустого гроба - на фреске Джотто вместе с Марией Магдалиной, принявшей Христа за садовника.

Потом - то, чего не видел никто, западный вариант "Воскресения": фреска Пьеро делла Франческа (тоже "Слово") со встающим из гроба на фоне розово-белого раннего рассвета Христом в розовом плаще и спящими стражами - сам момент Воскресения.

И, наконец, единственный сюжет, где подойдет любая древнерусская или византийская икона или фреска - Сошествие во ад - то, чего никто не мог видеть: Христос, спускающийся в преисподнюю и освобождающий томящихся там древних праведников. Эта тема может показаться слишком сложной, но это не так. В ней - смысл события. Падение смерти перед Христом наглядно показано здесь в виде сломанных адских дверей со старательно выписанными отвалившимися замочками и ключиками.

К содержанию

Не все сразу!

Наверное, не стоит показывать все за один раз. Можно растянуть чтение или пересказ отрывков из Евангелия и показ картинок на 4-5 раз. Одно дело - торжественная лекция для нескольких детей с показом слайдов, другое - необязательный домашний разговор. Важно и суметь не быть скучным и навязчивым, и одновременно дать понять, что речь идет о чем-то важном.

Итак, это - первое знакомство, инициация. На ней можно остановиться. Отсюда ведут пути в Третьяковку к иконам и ивановскому "Явлению Мессии", в большинство залов первого этажа Пушкинского музея. Конечно же, это не все христианские сюжеты - их круг можно расширять. Здесь открываются возможности сравнения - как разные мастера изображают одно и то же. Но это уже тема для отдельного разговора.

Анна Владимирова,
искусствовед
Статья из майского номера журнала

Наш любимый малыш