Путешествуя по миру, выступая в роли туристов, мы не задумываемся над тем, что прогресс транспорта и средств массовой информации не только сделал мир меньше и доступней, но и превратил туризм из личной деятельности отдельного человека по организации досуга в глобальное многоплановое явление, которое способно влиять на различные сферы общественной жизни.

Быстрый и устойчивый рост туристских потоков, экономическая эффективность, кризисоустойчивость, инвестиционная привлекательность, обеспечение занятости населения, борьба с бедностью и снятие социальной напряженности придают туризму статус важнейшего социального института, требующего обеспечения устойчивого развития. Ключевой принцип устойчивого развития туризма был предложен еще в 1988 году Всемирной туристской организацией. Основная его идея заключается в том, что устойчивый туризм должен вести к управлению всеми ресурсами таким образом, что экономические, социальные и эстетические потребности будут удовлетворяться при одновременном сохранении культурной самобытности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем поддержания жизни.

Важным этапом формирования устойчивого туризма является обеспечение постоянного туристского потока в регион. Для этого первостепенное значение имеет туристская привлекательность региона, которая формируется, прежде всего, базовыми туристскими ресурсами, одну из основных групп которых составляют культурно-исторические ресурсы, включающие в себя материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Использование культурно-исторических ценностей в туризме требует повышенного внимания к проблеме сохранения памятников культуры. Туризм способен как нанести непоправимый вред памятникам культуры, так и дать им новую жизнь, наполнить новым содержанием в изменившихся жизненных реалиях.

Выделяют три основных качества туристских ресурсов: историчность, территориальность и организующую роль. Историчность подразумевает способность туристских ресурсов меняться с течением времени и в связи с изменившимися условиями исторической среды. Так, туристскими ресурсами стали пещеры, болота, закрытые шахты, заводы, традиционные поселения и др. Благодаря туризму эти объекты были сохранены, наполнились новым содержанием и получили новую жизнь. К объектам культурного наследия человечества, получившим новую жизнь благодаря туризму, относятся также и маяки, многие из которых сегодня утратили свою историческую функцию или традиции ее исполнения смотрителями и находились под угрозой разрушения.

Сегодня повсеместно в развитых туристских странах Европы и Америки маяки используются как туристские объекты. По этому пути пошла и Хорватия, в чём мы смогли убедиться, совершив экскурсии к хорватским маякам.

Хорватия, расположенная на побережье Адриатического моря, некогда входила в состав Австро-Венгрии. Для этой части моря характерен далматинский тип берега, при котором море подтапливает горы, прорезанные ущельями в виде решетки, в результате чего образуются острова, разделенные широкими продольными и узкими поперечными заливами. Такой тип берега затрудняет судоходство, создавая дополнительные препятствия. Это обстоятельство побудило правительство Австро-Венгрии в начале XIX века принять решение о строительстве на побережье сети маяков, призванных обеспечить безопасность морских путешествий на Адриатическом море. Последний из предусмотренных австро-венгерским проектом маяк Риваньски сестрицы в акватории города Задара был возведен в 1899 году. Сегодня на восточной части хорватской Адриатики зарегистрировано 49 зданий на маяках, общей площадью 10 435 м², из которых 83% предназначены для проживания, а 17% являются вспомогательными объектами [Adriatic news. 2008. № 51].

До относительно недавнего времени работу маяка (хорв. svjetionik) обеспечивали жившие там смотрители. Но к 1990 годам маяки были автоматизированы, необходимость в смотрителях отпала, жилые помещения были заброшены. Комплекс маяка, включающий непосредственно сам маяк и домик смотрителя, в настоящее время стал использоваться как средство размещения и даже как особый вид отдыха.

Спасению хорватских маяков способствовал проект "Каменный свет". Цель проекта — сохранить все маяки хорватской Адриатики, а также найти разрушенные маяки и здания, которые раньше входили в систему обеспечения безопасности на море, но со временем потеряли свое значение. В первой части проекта были выбраны 11 маяков, на которых проведены реставрационные работы, оборудованы апартаменты, проведена их категоризация. Теперь они регулярно принимают гостей, и на них уже сегодня за небольшие деньги можно провести свой отпуск. Это маяки Савудрия, Рт Зуб около Новиграда, Свети Иван в открытом море около Ровиня, Попер перед Премантурой, Вели Рат на Дугом острове, Пришняк около Муртера, Свети Петар около Макарской, Сушац, Струга на Ластово, Палагружа и Свети Андрий около Дубровника. По мере своей постройки эти маяки охватывали важнейшие части хорватского побережья Адриатического моря.

Маяк Попер был построен в 1833 году на одноименном острове, в 2.5 км от южной части Истрии, в местечке Премантура. Высота его башни равна 35 м, и находится она в центральной части каменного здания при маяке.

В 1839 году был возведен маяк Струга в средней части южного побережья острова Ластово, на входе в бухту Скривена Лука на одноименном мысе.

На северо-западе Дугого (Длинного) острова, в 35 км западнее Задара находится маяк Вели Рат, построенный в 1849 году. Он окружен сосновым лесом и прекрасными бухтами с песчаными пляжами. Этот маяк считается одним из самых красивых на Адриатике.

Маяк Свети Иван сооружен в 1853 году вблизи Ровиня, на самом удаленном островке малого архипелага, представляющем собой хребет величиной 70×50 м с относительно приятным берегом и мелким морем. Высота башни маяка 23 м, и с неё открывается прекрасный вид. На островке расположена малая пристань и подъемник для малых судов.

Между Поречем и Новиградом на полуострове Лантерна в 1872 году был построен маяк Рт Зуб.

Маяк Палагружа, сооруженный в 1875 году на одноименном острове, расположен практически в центре Адриатического моря, на полпути между хорватским и итальянским побережьями. Здание маяка расположено в центральной части острова на высоте 90 м. На маяке в течение всего года по сменам работают по два смотрителя.

Остров Сушац находится вне важных морских коридоров, расположен в 23 морских милях южнее Хвара и в 13 морских милях западнее Ластова. Здесь, в юго-восточной части острова, на крутой 100-метровой скале над глубоким и прозрачным морем, в 1878 году был возведен маяк Сушац.

Маяк Свети Петар, построенный в 1884 году на одноименном полуострове, находится на входе в бухту Макарска, вблизи самого красивого пляжа Адриатики. До маяка из центра города можно дойти по асфальтированной дороге за 10 минут.

Островок Пришняк расположен примерно в 300 м от западного побережья Муртера. В 1886 году на нем был выстроен маяк Пришняк, предназначенный для облегчения ночной навигации в Муртерском архипелаге.

Маяк Плочица был сооружен в 1897 году на одноименном острове между Корчулой и Хваром, а также полуостровом Пелешац.

И последний хорватский маяк, который сегодня принимает туристов и на котором нам удалось побывать, — это маяк на мысе Савудрия полуострова Истрия. Он находится на самой границе со Словенией, в 56 км от итальянского города Триеста и в 9 км от хорватского города Умаг. Маяк расположен в 30 м от моря, и его световой сигнал виден на расстоянии 17 морских миль, или 32 км. Здесь также проживает смотритель с семьей.

Маяк в Савудрии является старейшим действующим сооружением такого типа на обоих Адриатических побережьях. Он был возведен в 1818 году по проекту триестского архитектора швейцарского происхождения Пьетро Нобило. Маяк построен из тесаного камня и представляет собой 36-метровую башню на широком четырехугольном основании. Это был первый маяк в Европе, источником света для которого стал каменный уголь. В 1870 году на маяке была установлена прогрессивная система освещения О.Ж. Френеля, основанная на сложной составной линзе, применяемой в маячных и сигнальных фонарях. Эта конструкция обеспечивает малую толщину линзы даже при большом угле охвата. С 1938 года маяк Савудрия был переведен на электрическое обеспечение.

До сегодняшних дней хранится история любви, связанная со строительством маяка. Знаменитый австрийский политик князь Меттерних, известный также своими романами, влюбился на одном из венских балов в юную брюнетку. Она происходила из окрестностей Умага, входившего тогда в состав Австро-Венгрии. Девушка уговорила князя на постройку здесь их любовного гнезда. Хотя строительство маяка длилось меньше года, он никогда не использовался как любовное гнездо. Юная красавица умерла от воспаления легких за несколько дней до окончания строительства маяка. Эта трагическая история любви придает маяку и отдыху на нем неповторимый романтический ореол.

Недалеко от маяка, непосредственно у воды установлен памятник, напоминающий надгробие. На памятнике высечен перевернутый адмиралтейский якорь. Никто из местных жителей не смог дать точного объяснения значения этого памятника. Но по некоторым признакам можно предположить, что это памятник затонувшим кораблям или погибшим морякам. Якорь — это раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (и в результате, перевернутого). По словам Христа, "надежда — якорь души". Якорь на надгробии также мог указывать на профессиональную принадлежность. Поэтому наше предположение оказывается вполне логичным.

Рядом с маяком расположен кемпинг Канегра, очень популярный у туристов из Словении и Италии. Сюда приезжают на своем автомобиле с палаткой или трейлером.

К маяку прилегают сад и парковка. Помещение маяка состоит из четырех спальных апартаментов. С ближайшим городом маяк не связан практически никаким общественным транспортом. Автобус ходит, но очень редко и рассчитан только на местных жителей. Доехать до Умага или от Умага до Савудрии можно на такси или на личном автомобиле. Мы шли пешком, к счастью, не зная, что расстояние составляет 9 км. Дорога проходит вдоль нудистских пляжей, которыми так славится Хорватия.

Из Умага можно отправиться даже в Венецию. Но, как ни странно, экскурсии по Умагу и окрестностям туристам не предлагаются, хотя они представляют немалый интерес. Здесь много памятников разных исторических эпох. Но это оставляет возможность для творчества и собственных маленьких открытий, одним из которых стал маяк на мысе Савудрия.

Сегодня правовым наследником Австро-Венгрии в направлении безопасности судоходства является хорватская государственная фирма "Пловпут" В ее ведомстве находятся маячные службы, и именно благодаря ее поддержке удалось начать осуществление оригинального инвестиционного проекта "Каменный свет". По словам Невена Шерича, руководителя отдела маркетинга фирмы "Пловпут", проект "Каменный свет" — составная часть модели экологического туристического предложения Хорватии, модели, дающей средства на долгосрочную поддержку и сохранение зданий маяков, культурно-исторических памятников" [Adriatic news. 2008. № 51].

Туризм — это двусторонний процесс. С одной стороны в нем участвуют организаторы туристского дела, а с другой — потребители, туристы. И те, и другие, выбирая свой путь, должны помнить, что их деятельность способна оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитее человечества. Прекрасным примером гуманистического влияния туризма выступает организация новой жизни хорватских маяков в туризме.