Часть 1 можно прочитать здесь.

Моей дочурке уже почти 1,4 и мы уже умеем намного больше, чем в той, первой статье.

Лизавета умеет воспроизводить почти все звуки. Мы конечно еще не говорим слова целиком, но пытаемся, повторяем первые звуки или слоги. И это тоже считается у нас словом, т.к. один и тот же предмет, действие у нас "обзывается" свои слогом или звуком.

Советов никогда не давала, да и как всех под одну гребенку, ведь все детишки разные - кто-то раньше, кто-то позже... Говорят, что у мальчиков речь приходит позже...

Одно могу сказать точно, больше разговаривайте с малышом. Просто показывать ручкой на вопрос "Где?" мне кажется маловато (мы в 6 мес. это делали)...

Спросите "Где?" А потом тут же задавайте вопрос "А что это?", если малыш молчит, сами называйте предмет, и просите повторить, сначала, наверное, малыш будет молчать, но вскоре будет пытаться повторять за вами...

У нас это можно сказать самая любимая игра: я спрашиваю, Лизавета отвечает. Знаете, бывает, упадет, хнычет, я начинаю играть "А где, а что это" - наши слезы сразу куда-то улетают, весело начинаем болтать. Попробуйте, предложите вашему ребенку новую игру.

А вот уже месяц нам нравится отвечать на вопрос "Чья это вещь?", причем начинает эту игру сама дочурка.

Потом, хочу уделить особое внимание книгам, у нас они идут на ура, причем, хочу заметить, что, если дочурку оставить наедине с книжками, то через 5 минут они ее утомляют и она ищет что-нибудь новенькое для занятий.

Мы читаем вместе! Пока еще нам не интересен сам текст, читаем картинки, я рассказываю, что на картинке, описываю действия.

Удобно иметь книжки, в которых много различных вещей, животных, а также книжки, где один предмет выполняет различные действия. Ну, например, простая азбука - это сборище разных предметов!

А есть у нас книжка про барашка, где на каждой страничке барашек выполняет какое то действие: прыгает, упал, пьет водичку, разговаривает. Все эти действия Лизавета сама изображает и произносит (пытается). Книжки мы читаем где угодно: на улице, на горшке и т.д.

Интересны Лизавете и газеты - показывает пальчиком и называет, что видит, причем, как удивительно, сейчас много всякой всячины в газетах, рисунки мелкие, а она недавно тычет пальчиком на малюсенькую рекламу, и говорит "Ж-ж-ж...", я говорю "Ну где же ты здесь машинку увидела?" присмотрелась и правда - реклама машин!!!

Еще дочурке очень интересны папины журналы, казалось бы чего там интересного, картинок особых нет, а нет.... сидим рассматриваем пристально каждую страничку, тычем пальчиком, бубним что-то... да еще при переворачивании страниц слюнявим пальчик!!!

Хотелось бы немного сказать про телевизор. Наверное, для детишек это плохо. Но мы позволяем немного смотреть дочурке телевизор. Мне кажется, что и телевизор оказал на нас положительное влияние - смотрим чего-нибудь, я или папа рассказываем, что показывают, что происходит, дочурка тоже что-то там лопочет.

В 10 мес. она при виде машины по телевизору, всегда говорила: "Ж-ж..." , т.е. ребенок уже осмысленно, избирательно смотрел телевизор, а не воспринимал его как просто ярко-сменяющиеся картинки...То же самое - с кисками, собачками, тетями, дядями...

Еще мне кажется, что развитию речи очень способствует предметная деятельность. Т.е., я хочу сказать, больше играйте с ребенком различными игрушками, при этом озвучивайте все свои действия. Разыгрывайте различные сценки с игрушками, вовлекая в игру ребенка. Игрушек должно быть много., правда, не сразу все их надо давать на растерзание...

Еще у нас на ура идут различные стишки, потешки, песенки.

Сейчас моя крошка уже помогает мне сама рассказывать их. Например, говорю: "У меня зазвонил...", а она "тте", я говорю: "Правильно, телефон", потом я продолжаю: "Кто говорит?", она - "ссс..", я - "слон"...и т.д. Все эти стишки рассказываю в самых различных ситуациях: собираемся гулять, купаться, спать и т.д. А можем просто ходить по квартире, и я ей называю все, что на глаза попадается. Нам очень нравится!!!

Еще мы все свои действия, озвучиваем. Например, "папа завязывает шнурки", "мама звонит по телефону" - и сразу же говорим "и у Лизы есть шнурки, она тоже их завязывает", "И Лиза умеет звонить по телефону" - так, что вы думаете, дочурка тащит свои ботинки и начинает пыхтеть над шнурками, бубня чего-то под нос, или поднимате трубку телефона, нажимает кнопочки (номер набирает) и говорит: "Алло!"

Сейчас уже я начала обращать внимание на правильность произношения слов (не знаю, может еще рано?). Прямо сажусь напротив дочки, говорю ей чтобы она смотрела на мой ротик, начинаю произносить какое-нибудь слово (по ситуации), прошу ее повторять. Она очень старается, также открывает ротик, пытается сказать то же самое.

Пока, конечно, не очень получается, но главное есть желание!!!

Елена Серова, e.serova@compassplus.ru.