Часть вторая. Готовимся к лепке и аппликации

Окончание

Часть первую можно прочитать здесь.
Начало второй части можно прочитать здесь.

Аппликация

Изготовление композиций из бумаги, ткани или природных материалов, работа с ножницами и клеем доставляет много радости даже очень маленьким детям (если, конечно, предоставить им максимальную свободу и не требовать технического совершенства и безупречного качества работы). Традиционная детсадовская аппликация в младших группах всем знакома — стандартный набор аккуратно вырезанных воспитательницей деталей, ею же выбранная композиция — детям остается только по возможности правильно приклеить каждую деталь на свое место. Язык не поворачивается назвать это творчеством.

Первое, что желательно сделать, начиная занятия аппликацией, — подавить в себе желание что-то вырезать или наклеить за ребенка. Показать — другое дело. Но пусть его работа будет авторской.

Что вам может понадобиться.

Ножницы. Подходящие по размеру к ручке ребенка, легкие, с тупыми концами, не тугие, в меру острые — их можно дать полуторагодовалому ребенку и показать, как они действуют. Есть и еще один вариант: подберите большие ножницы с такими кольцами для пальцев, куда поместились бы одновременно и ваши пальцы, и пальчики ребенка. Вложите ножницы в ручку ребенка, сверху возьмитесь сами и — режьте вместе. Несколько таких упражнений — и действие будет освоено. Сперва малыш делает ножницами одиночные надрезы (вроде бахромы), но довольно быстро осваивает и разрезание больших листов. И вот тогда уже можно учить его резать по линиям — сначала — по прямым, потом — по волнистым.

Основа — листы бумаги или картона (цветного или белого). Любого размера и формата, толщины или фактуры, самых разнообразных конфигураций. Например, можно использовать те же картонные коробки. Кроме того, можно делать объемные поделки из цветной бумаги, для которых основа не требуется.

Клей:

  • с кисточкой. Для самых маленьких лучше заварить крахмал — наиболее безопасный вид клея. С двух лет уже можно пользоваться обычным канцелярским клеем или (что лучше) ПВА. Последний хорош тем, что легко отмывается, почти не оставляет пятен и клеит прочно.
  • без кисточки. С 3-4-летками мы очень успешно приспособились делать аппликации клеящими карандашами: малыши осваивают работу с ними быстро и легко, "произведение" получается более аккуратным, клей не проливается, не подтекает, не оставляет пятен. Недостаток один — такие аппликации менее прочные, после засыхания детали могут отваливаться (впрочем, это зависит от качества клеящего карандаша).

Материал для аппликации. Здесь ваша фантазия безгранична. Материалом для поделки может быть не только цветная бумага (простая, глянцевая, бархатная, "мраморная", самоклеющаяся и пр.), но и

  • старые иллюстрированные журналы;
  • обертки, фантики от конфет, этикетки, упаковки от покупок; одноразовые бумажные тарелки;
  • кусочки ткани, кожи, меха, ваты;
  • цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы (аккуратно пришиваются к картону мамой);
  • крупы, мелкие макароны, вермишель;
  • фольга, скотч, обрезки полиэтилена;
  • сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки;
  • опилки от карандашей.

Первые аппликации можно собрать из нарезанных малышом клочков разноцветной бумаги, им же самим наклеенных — домики, кораблики, фантастические растения, остроконечные горы, диковинные цветы — да мало ли что может получиться из неровных треугольников и многоугольников! Стоит лишь чуть-чуть "включить" воображение…

Творческих вам успехов!

В следующих заметках речь пойдет о том, что может понадобиться для занятий по истории искусства.

Валерия Белоцерковская, iouri@bues.ru, преподаватель истории изобразительного искусства, эстетического воспитания и художественного творчества.