Содержание:

Почти все дети ходят в начальную школу с удовольствием и учатся с интересом. Большинство сохраняет такое же отношение к школе и обучению в ней в средних классах. Но стоит подростку перейти в категорию старшеклассников — и куда делось прежнее отношение к урокам и родной школе?

Где учатся с интересом от первого до выпускного?Это отношение стало непредсказуемым, изменчивым. И дело здесь не только в трудностях переходного возраста. Во многом виновата программа, которая по-прежнему одинакова для всех. Во всех по-прежнему вкладывают одну и ту же информацию, в одном и том же объеме и с одной и той же скоростью. Большинство учебных заведений при составлении планов работы использует сочетания "индивидуальный подход", "учет личностных особенностей учащегося", "индивидуальный план подготовки", но пока над всем стоит программа, согласно которой учитель должен вложить в голову ученика такое-то количество информации по предмету по простой схеме "учитель сказал, а ученик воспринял" — все это не более, чем красивые слова. Для того чтобы слова стали делами, надо поменять схему. Альтернативных вариантов много, и канадская система среднего образования — один из них.

К содержанию

Образование в Канаде

Образование в Канаде подразделяется на начальное, среднее и высшее. Несмотря на то, что в стране не существует федеральной образовательной структуры (то есть образовательная система находится в ведении властей провинций), государство жестко контролирует качество преподавания. Образовательная структура и учебные программы в разных провинциях Канады приблизительно одинаковы.

Школы в Канаде делятся на государственные (public) и негосударственные (private). В частных школах обучается около 5% детей. Обучение в государственных школах и для жителей Канады, и для детей иностранцев, находящихся в стране по студенческим или рабочим визам, бесплатное, для иностранных учащихся — платное. Обучение в частных школах платное как для канадцев, так и для иностранцев. Стоимость обучения в государственной школе — 10-11 тысяч канадских долларов в год, в частной — от 13 тысяч канадских долларов в год.

Кроме государственных школ с совместным обучением существуют еще католические школы с раздельным обучением (Roman Catholic separate schools). В таких школах традиционно придерживаются высоких образовательных стандартов, обучение в них является платным. Принимаются дети из любых семей, но плата за обучение для детей канадцев-католиков значительно ниже.

Учебный год начинается в первый вторник сентября сразу после празднования Дня Труда, который отмечается в первый понедельник сентября. Заканчивается учебный год в конце июня. Учеба в канадских средних школах прерывается на каникулы на две недели в конце декабря (рождественские каникулы) и на одну неделю в марте.

Дети начинают учиться обычно с шести лет. С первого по седьмой класс (в некоторых провинциях — по шестой) дети учатся в Elementary School, затем переходят в Secondary School, которая может находиться в одном образовательном комплексе с начальной школой, а может располагаться отдельно. В Secondary School (7-12 классы, в провинции Квебек — 7-11 классы) дети учатся до 17-18 лет, причем образование с 10 по 12(11) класс называется высшей школой (High School), но является частью среднего образования. Обучение в высшей школе является необязательным.

В старшей школе учится больше всего иностранных студентов. Конечной целью многих из них является поступление в университеты и колледжи Канады. Диплом об окончании средней школы может быть обязательным документом абитуриента, поэтому иностранцы охотно становятся участниками академических программ, по окончании которых выдается такой итоговый документ. Провинциальный диплом об окончании канадской средней школы признается во многих англоговорящих странах, он может стать своего рода пропуском в вузы этих государств. Но не только ради диплома стоит учиться в канадской high school. Туда есть смысл поступить ради самого процесса обучения.

К содержанию

Каждому по способностям, или Немного о школах

Где учатся с интересом от первого до выпускного?Главная особенность канадского образования — не стремление "впихнуть" в ученика как можно больше информации, а научить его работать с ней: искать, находить главное, систематизировать, делать выводы, публично представлять и защищать как индивидуальные, так и групповые проекты. Особое место в образовательном процессе уделяется спортивным занятиям, развитию творческих способностей, лидерских качеств и умения работать в команде. В ходе такого обучения определяются способности ученика, которые оцениваются, развиваются и, в конечном итоге, помогают ему выбрать будущую профессию. Особенно благоприятные условия для этого созданы в частных школах Канады, где количество учеников в классе редко превышает 15 человек. Малочисленность позволяет учителю уделять каждому ученику больше внимания, реализуя принцип индивидуального подхода и учета способностей учащегося.

Вторым фактором, направленным на реализацию того же принципа, является возможность выбора программы обучения и скорости ее освоения. В течение каждого семестра студенты высшей школы изучают максимум четыре дисциплины (восемь за академический год). Студент может выбрать базовый (простой) и углубленный (общий или сложный) курс по любому предмету. Так он получает потенциальную возможность закончить программу средней школы быстрее и поступить в колледж или университет раньше своих одноклассников.

Альтернатива, направленная на достижение той же цели — обучение в высшей школе по североамериканской программе Advanced Placement (AP). В последних классах участники этой программы изучают предметы "университетского" уровня, в случае успешной сдачи стандартного минимума предметов они могут быть зачислены сразу на второй год обучения в университете сразу после окончания школы или получить определенные преимущества перед другими соискателями при поступлении в престижные вузы.

Предлагают эту программу в Канаде обычно частные школы, где вообще образовательный процесс идет более интенсивно, и за один-два учебных года можно пройти программу трех лет (10-12 класса) по индивидуальному плану учащегося.

Еще частные школы отличаются от государственных, как правило, лучшей материально-технической базой и, самое главное, языковыми программами, гармонично вписанными в учебный процесс. Для того чтобы поступить в государственную школу, иностранный учащийся должен знать английский или французский язык на очень высоком уровне. Для поступления в частную школу достаточно уровня Intermediate или Upper Intermediate. Специальная языковая программа поможет подтянуть язык до степени свободного владения без отрыва от основного учебного процесса. Именно поэтому родители иностранных студентов отдают предпочтение частной школе.

Частные школы делятся на дневные и школы-пансионы (с проживанием в резиденции — boarding schools). Они отличаются друг от друга тем, что в первых дети всегда проживают в принимающих семьях (Homestay), а обучаясь в школах-пансионах, ученики обычно живут в школьной резиденции. Местные школьные резиденции комфортны для проживания. Студентов обычно селят в комнаты с ребятами из других стран, это способствует взаимопониманию и знакомству с другими культурами. Еще проживание в пансионе помогает ученикам приобрести навыки самостоятельной жизни.

К содержанию

Когда планировать поступление в канадскую среднюю школу?

Иностранные студенты могут поступить на обучение в канадскую среднюю школу на срок от одного семестра (с сентября по январь или с января по июнь) до нескольких учебных лет. Планировать поступление в канадскую школу желательно заблаговременно, оптимально за 6-7 месяцев до начала учебного года. Если вы намерены начать обучение с сентября, то завершить оформление документов в данное учебное заведение желательно до начала мая, чтобы успеть пройти процедуру получения разрешения на учебу (Study permit) в посольстве Канады. Эта процедура занимает до трех месяцев. При поступлении на зимний семестр важно закончить все формальности до октября. Однако в зависимости от школы сроки приема документов могут различаться.

К содержанию

Как выбрать школу?

Выбор школы — дело непростое. Если с типом (государственная или частная) и регионом (англо- или франкоговорящий) можно определиться быстро, то учесть другие факторы — специализацию, дополнительные мероприятия, местоположение дома по отношению к школе и наоборот, процент и национальный состав иностранных учащихся и т.п. — без помощи специалиста довольно сложно. Поэтому выбор целесообразно делать с помощью консультанта по международному образованию или обратиться за помощью в подборе учебного заведения в одну из профессиональных ассоциаций, в которые объединены частные и государственные школы Канады на уровне провинций. Например, в Ассоциацию независимых частных школ CAIS (Canadian Accredited Independent Schools), куда входят частные школы-пансионы провинции Онтарио. Или в некоммерческую Ассоциацию CAPS-I http://www.caps-i.ca/about-caps-i/, в которую объединились государственные школы.