Психология победителя: как маленькому спортсмену остаться в выигрыше вне зависимости от результата соревнований

Как правильно реагировать на поражения?

Порядка 6 млн детей в России занимаются спортом. Из них серьезных успехов добьются единицы, и это тоже статистика. Значит ли это, что тот, кто мечтает стать чемпионом и построить впечатляющую спортивную карьеру, но не преуспеет, получит психологическую травму? И что должен знать родитель, чтобы спорт пошел ребенку на пользу? Выясняем у экспертов — Татьяны Полухиной, президента Федерации фитнес-аэробики России, мастера спорта СССР, Галины Замыцковой, чемпионки мира и Европы по спортивной акробатике, главного тренера сборной России по фитнес-аэробике, и Олега Молошникова, травматерапевта, члена общества семейных консультантов и психотерапевтов.

Как правильно реагировать на поражения

Где заканчивается тренировочный процесс и начинается травма?

Сегодня термин "травма" по отношению к происходящим в жизни негативным событиям используется довольно часто. Поэтому сначала давайте разберемся с терминами. Итак, что такое психологическая травма на самом деле? По словам Олега Молошникова, травмой можно считать телесный или психологический вред, который прорастает в жизнь: "Ребенок или взрослый постоянно возвращается к болезненному опыту. Этот опыт определяет его действия в различных ситуациях, зачастую не связанных с теми, в которых была получена травма. Проще говоря, это боль, которая всегда не к месту".

Как может возникнуть травма? Простой пример: на ребенка, показывающего посредственные результаты в школе, постоянно кричала мама, говорила, что он неудачник и двоечник. И вот повзрослевший мальчик или девочка приходит на работу и ждет похожей реакции от своего начальника. Уже в детстве он утвердился в мысли, что с ним что-то не так, поэтому качественно выполнить работу он просто не может. Травмированный человек не в состоянии отделить случившиеся события от своей личности. В любой сложной ситуации срабатывает связка "неприятность случилась, потому что я такой".

Механизм универсальный, и спорт не является здесь чем-то особенным. Ложные негативные установки, сформированные на детских соревнованиях, наверняка "прорастут" во взрослую жизнь.

"Чтобы предотвратить психологическую травму, родителям важно знать, что лет до семи-восьми жесткая конкуренция на спортивных турнирах вряд ли пойдет на пользу ребенку, — говорит Олег Молошников. — В раннем детстве в силу незрелой психики у него не получится отделить поражение от своей личности. Впрочем, это касается и победы: малыш может наделить ее неадекватной значимостью, что также "аукнется" во взрослом возрасте. А вот начиная с условного первого класса спортивные победы и поражения станут хорошей подготовкой к конкурентной взрослой жизни, при условии, что рядом будут любящие родители и профессиональные тренеры".



Может ли вообще соревновательный спорт быть полезным?

Может, и об этом в один голос говорят профессиональные спортсмены и тренеры, добившиеся высоких результатов в собственной спортивной карьере и помогающие сегодня прийти к успеху юным чемпионам.

"Я считаю, что спорт для ребенка однозначно полезен, — считает Татьяна Полухина. — Просто потому, что это уникальный опыт, который ребенок не получит в обычной жизни. Спорт — тренировка эмоций, навык упорной работы и умение настраиваться на победу. Причем проигрыш не менее важен, чем победа. Довольно быстро маленький спортсмен понимает, что неудача — это шаг к успеху, что зачастую проигрываешь даже тогда, когда делаешь для победы все возможное. Для ребенка, регулярно участвующего в соревнованиях, поражение не становится концом света. Напротив: у него сформируется спортивный характер, благодаря которому уже во взрослом возрасте неудачи его не ломают".

"Соревновательный спорт учит детей дисциплине, учит трудиться, выполнять задачи, поставленные тренером, что, в свою очередь, позволяет ребенку развиваться, — говорит Галина Замыцкова. — Ребята, занимающиеся в детстве спортом, как правило, умеют работать в команде, а потом сами становятся хорошими руководителями, которые могут вести людей за собой".

Однако, чтобы детский опыт состязаний пошел ребенку на пользу, должно совпасть несколько условий. И главные из них — компетентный тренер и мудрый родитель.

Слагаемое успеха № 1: тренер

Ребенок, серьезно занимающийся спортом, порой проводит с наставником больше времени, чем с мамой и папой. Поэтому именно от наставника будет зависеть психологическое здоровье юного спортсмена, его реакция на победы и поражения. На тренере лежит непростая задача — найти ключ к мотивации своего подопечного и привести его к хорошему результату.

Рассказывает Галина Замыцкова: "Моим первым тренером была Людмила Сергеевна Буряк, заслуженный тренер РСФСР. Ее обаяние было колоссальным, дети влюблялись в нее с первого взгляда. Пожалуй, именно в ее душевном отношении к своим подопечным, в ее вовлечении кроется секрет моих спортивных успехов: мне хотелось проявить себя перед ней наилучшим образом. Тренер не только поддерживала нас во время удач и поражений, но и вовлекалась в наши спортивные и околоспортивные дела, даже помогала расшивать купальники. Мне всегда тяжело давалась растяжка. Но я просила тренера меня потянуть, потому что хотела быть лучше. Никакого принуждения с ее стороны не было. Людмила Сергеевна была корректна и тактична, все неудачи мы проживали вместе. Когда между тренером и подопечным устанавливаются подобные отношения, психологическая травма, связанная с проигрышем, ребенку не грозит. Опытный наставник всегда подберет нужные слова и замотивирует не опускать руки".

Слагаемое успеха № 2: родитель

Бывает, что "слабым звеном" в спортивной карьере ребенка являются родители. И именно их неадекватное поведение становится причиной психологических травм. Завышенные ожидания, болезненное отношение к проигрышу вплоть до агрессивных проявлений — все это наносит малышу гораздо больший вред, чем любое поражение в соревнованиях. Один из типичных сценариев: родители настаивают на занятиях вопреки желанию своего отпрыска. Ребенок тренируется вплоть до подросткового возраста, а потом бросает, ссорится с родителями и еще много лет испытывает чувство вины, не разрешая себе получать удовольствия от по-настоящему любимого дела. То есть психологическую травму он получает не из-за проигрыша в соревнованиях, а из-за неверного поведения родителей.

"Нередко ребенка как будто "накачивают" чуждыми для него смыслами, — говорит Олег Молошников. — Родители пытаются реализовать через малыша свои желания, которые больше вредят, чем помогают ему добиться спортивного успеха. Причин может быть несколько. Например, неверная трактовка идеи семейного наследия. Это может выглядеть так: "Все мужчины в нашей семье хорошо играли в хоккей. Ты из нашей семьи, поэтому тоже должен любить хоккей и добиваться в нем высоких результатов". Пациентам с такими установками я объясняю, что заразить ребенка интересом к спорту – это уже колоссальная родительская победа. У вас есть общие интересы, вы проводите время вместе, и совсем не важно, будет ли ребенок лучшим на соревновании".

Другая распространенная причина завышенных ожиданий, приводящих к травматизации, заключается в том, что родители проживают свою жизнь через детей. Они запрещают себе к чему-то стремиться и чего-то достигать: "Какой спорт, ведь мне уже за 30, 40 и пр.". Так ребенок становится как бы проводником потребностей и ценностей родителя, теряет контакт с собой и уже во взрослом возрасте с трудом понимает, а чего же на самом деле он хочет. Поражение становится для него настоящей трагедией — ведь он подводит таким образом любимых родителей.

"Ситуации, когда мамы и папы переносят свои амбиции на детей, к сожалению, не редкость, — говорит Татьяна Полухина. — К примеру, папа одной из наших спортсменок настойчиво требовал, чтобы его дочь соревновалась в индивидуальном зачете, а не в группе. Я как тренер понимала, что девочка гораздо лучше раскрывается именно в групповых дисциплинах — развивается, добивается результата. Да и самой девочке заниматься и выступать с подругами нравилось гораздо больше. Мне долго пришлось убеждать папу, что нет смысла ломать девочке спортивное будущее, лишать ее мотивации".

Как научить ребенка не расстраиваться

Что делать, если случился проигрыш?

По мнению психолога, взрослые люди зачастую придают неудаче ребенка на турнире или других состязаниях слишком большое значение, переносят в детский мир свою, взрослую систему ценностей.

"Важно "отсоединить" ребенка от соревнований, — говорит Олег Молошников. — Показать, что вы его любите вне зависимости от результата соревнования и вообще его занятий спортом. Как раз такая поддержка формирует здоровое отношение ребенка к себе и веру в свои силы".

"Мудрые родители просто верят в своего ребенка и не стесняются демонстрировать ему свою любовь, — говорит Татьяна Полухина. — Ребенок знает, что его поддержат вне зависимости от того, какое место на соревнованиях он займет. В такой атмосфере ребенок начинает получать удовольствие от спорта и от спортивной конкуренции. Он получает радость от занятия любимым делом. А вслед за этим, как правило, появляются и результаты".

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Психология победителя: как маленькому спортсмену остаться в выигрыше вне зависимости от результата соревнований"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

14.05.2024
Обновлено 14.05.2024
Статья дня
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!