Порядка 6 млн детей в России занимаются спортом. Из них серьезных успехов добьются единицы, и это тоже статистика. Значит ли это, что тот, кто мечтает стать чемпионом и построить впечатляющую спортивную карьеру, но не преуспеет, получит психологическую травму? И что должен знать родитель, чтобы спорт пошел ребенку на пользу? Выясняем у экспертов — Татьяны Полухиной, президента Федерации фитнес-аэробики России, мастера спорта СССР, Галины Замыцковой, чемпионки мира и Европы по спортивной акробатике, главного тренера сборной России по фитнес-аэробике, и Олега Молошникова, травматерапевта, члена общества семейных консультантов и психотерапевтов.
![Как правильно реагировать на поражения Как правильно реагировать на поражения](https://img.7ya.ru/pub/img/28559/aerobic.webp)
Где заканчивается тренировочный процесс и начинается травма?
Сегодня термин "травма" по отношению к происходящим в жизни негативным событиям используется довольно часто. Поэтому сначала давайте разберемся с терминами. Итак, что такое психологическая травма на самом деле? По словам Олега Молошникова, травмой можно считать телесный или психологический вред, который прорастает в жизнь: "Ребенок или взрослый постоянно возвращается к болезненному опыту. Этот опыт определяет его действия в различных ситуациях, зачастую не связанных с теми, в которых была получена травма. Проще говоря, это боль, которая всегда не к месту".
Как может возникнуть травма? Простой пример: на ребенка, показывающего посредственные результаты в школе, постоянно кричала мама, говорила, что он неудачник и двоечник. И вот повзрослевший мальчик или девочка приходит на работу и ждет похожей реакции от своего начальника. Уже в детстве он утвердился в мысли, что с ним что-то не так, поэтому качественно выполнить работу он просто не может. Травмированный человек не в состоянии отделить случившиеся события от своей личности. В любой сложной ситуации срабатывает связка "неприятность случилась, потому что я такой".
Механизм универсальный, и спорт не является здесь чем-то особенным. Ложные негативные установки, сформированные на детских соревнованиях, наверняка "прорастут" во взрослую жизнь.
"Чтобы предотвратить психологическую травму, родителям важно знать, что лет до семи-восьми жесткая конкуренция на спортивных турнирах вряд ли пойдет на пользу ребенку, — говорит Олег Молошников. — В раннем детстве в силу незрелой психики у него не получится отделить поражение от своей личности. Впрочем, это касается и победы: малыш может наделить ее неадекватной значимостью, что также "аукнется" во взрослом возрасте. А вот начиная с условного первого класса спортивные победы и поражения станут хорошей подготовкой к конкурентной взрослой жизни, при условии, что рядом будут любящие родители и профессиональные тренеры".
Может ли вообще соревновательный спорт быть полезным?
Может, и об этом в один голос говорят профессиональные спортсмены и тренеры, добившиеся высоких результатов в собственной спортивной карьере и помогающие сегодня прийти к успеху юным чемпионам.
"Я считаю, что спорт для ребенка однозначно полезен, — считает Татьяна Полухина. — Просто потому, что это уникальный опыт, который ребенок не получит в обычной жизни. Спорт — тренировка эмоций, навык упорной работы и умение настраиваться на победу. Причем проигрыш не менее важен, чем победа. Довольно быстро маленький спортсмен понимает, что неудача — это шаг к успеху, что зачастую проигрываешь даже тогда, когда делаешь для победы все возможное. Для ребенка, регулярно участвующего в соревнованиях, поражение не становится концом света. Напротив: у него сформируется спортивный характер, благодаря которому уже во взрослом возрасте неудачи его не ломают".
"Соревновательный спорт учит детей дисциплине, учит трудиться, выполнять задачи, поставленные тренером, что, в свою очередь, позволяет ребенку развиваться, — говорит Галина Замыцкова. — Ребята, занимающиеся в детстве спортом, как правило, умеют работать в команде, а потом сами становятся хорошими руководителями, которые могут вести людей за собой".
Однако, чтобы детский опыт состязаний пошел ребенку на пользу, должно совпасть несколько условий. И главные из них — компетентный тренер и мудрый родитель.
Слагаемое успеха № 1: тренер
Ребенок, серьезно занимающийся спортом, порой проводит с наставником больше времени, чем с мамой и папой. Поэтому именно от наставника будет зависеть психологическое здоровье юного спортсмена, его реакция на победы и поражения. На тренере лежит непростая задача — найти ключ к мотивации своего подопечного и привести его к хорошему результату.
Рассказывает Галина Замыцкова: "Моим первым тренером была Людмила Сергеевна Буряк, заслуженный тренер РСФСР. Ее обаяние было колоссальным, дети влюблялись в нее с первого взгляда. Пожалуй, именно в ее душевном отношении к своим подопечным, в ее вовлечении кроется секрет моих спортивных успехов: мне хотелось проявить себя перед ней наилучшим образом. Тренер не только поддерживала нас во время удач и поражений, но и вовлекалась в наши спортивные и околоспортивные дела, даже помогала расшивать купальники. Мне всегда тяжело давалась растяжка. Но я просила тренера меня потянуть, потому что хотела быть лучше. Никакого принуждения с ее стороны не было. Людмила Сергеевна была корректна и тактична, все неудачи мы проживали вместе. Когда между тренером и подопечным устанавливаются подобные отношения, психологическая травма, связанная с проигрышем, ребенку не грозит. Опытный наставник всегда подберет нужные слова и замотивирует не опускать руки".
Слагаемое успеха № 2: родитель
Бывает, что "слабым звеном" в спортивной карьере ребенка являются родители. И именно их неадекватное поведение становится причиной психологических травм. Завышенные ожидания, болезненное отношение к проигрышу вплоть до агрессивных проявлений — все это наносит малышу гораздо больший вред, чем любое поражение в соревнованиях. Один из типичных сценариев: родители настаивают на занятиях вопреки желанию своего отпрыска. Ребенок тренируется вплоть до подросткового возраста, а потом бросает, ссорится с родителями и еще много лет испытывает чувство вины, не разрешая себе получать удовольствия от по-настоящему любимого дела. То есть психологическую травму он получает не из-за проигрыша в соревнованиях, а из-за неверного поведения родителей.
"Нередко ребенка как будто "накачивают" чуждыми для него смыслами, — говорит Олег Молошников. — Родители пытаются реализовать через малыша свои желания, которые больше вредят, чем помогают ему добиться спортивного успеха. Причин может быть несколько. Например, неверная трактовка идеи семейного наследия. Это может выглядеть так: "Все мужчины в нашей семье хорошо играли в хоккей. Ты из нашей семьи, поэтому тоже должен любить хоккей и добиваться в нем высоких результатов". Пациентам с такими установками я объясняю, что заразить ребенка интересом к спорту – это уже колоссальная родительская победа. У вас есть общие интересы, вы проводите время вместе, и совсем не важно, будет ли ребенок лучшим на соревновании".
Другая распространенная причина завышенных ожиданий, приводящих к травматизации, заключается в том, что родители проживают свою жизнь через детей. Они запрещают себе к чему-то стремиться и чего-то достигать: "Какой спорт, ведь мне уже за 30, 40 и пр.". Так ребенок становится как бы проводником потребностей и ценностей родителя, теряет контакт с собой и уже во взрослом возрасте с трудом понимает, а чего же на самом деле он хочет. Поражение становится для него настоящей трагедией — ведь он подводит таким образом любимых родителей.
"Ситуации, когда мамы и папы переносят свои амбиции на детей, к сожалению, не редкость, — говорит Татьяна Полухина. — К примеру, папа одной из наших спортсменок настойчиво требовал, чтобы его дочь соревновалась в индивидуальном зачете, а не в группе. Я как тренер понимала, что девочка гораздо лучше раскрывается именно в групповых дисциплинах — развивается, добивается результата. Да и самой девочке заниматься и выступать с подругами нравилось гораздо больше. Мне долго пришлось убеждать папу, что нет смысла ломать девочке спортивное будущее, лишать ее мотивации".
![Как научить ребенка не расстраиваться Как научить ребенка не расстраиваться](https://img.7ya.ru/pub/img/28559/1200jpg.webp)
Что делать, если случился проигрыш?
По мнению психолога, взрослые люди зачастую придают неудаче ребенка на турнире или других состязаниях слишком большое значение, переносят в детский мир свою, взрослую систему ценностей.
"Важно "отсоединить" ребенка от соревнований, — говорит Олег Молошников. — Показать, что вы его любите вне зависимости от результата соревнования и вообще его занятий спортом. Как раз такая поддержка формирует здоровое отношение ребенка к себе и веру в свои силы".
"Мудрые родители просто верят в своего ребенка и не стесняются демонстрировать ему свою любовь, — говорит Татьяна Полухина. — Ребенок знает, что его поддержат вне зависимости от того, какое место на соревнованиях он займет. В такой атмосфере ребенок начинает получать удовольствие от спорта и от спортивной конкуренции. Он получает радость от занятия любимым делом. А вслед за этим, как правило, появляются и результаты".