Содержание:

Куда: Москва — Кельн — Брюссель — Брюгге — Париж — Драмонд — Ницца — Москва
Когда: 21.09.2010 — 02.10.2010
Дополнительные фотоматериалы здесь:
Кельн — Брюссель — Брюгге — Париж — Драмонд — Ницца

Осень наступила, высохли цветы... Неотвратимо приближался сентябрь. В преддверии надвигающихся холодов очень хочется продлить лето, и мы привычно засобирались в отпуск — хотя бы неделька солнца и тепла в конце сентября-октябре, а если удастся 10 дней, то и вовсе замечательно. На горизонте замаячили давно знакомые прекрасные разноцветные рифы Египта со спецификой диковатого Мараса-Алама, многократно хваленый, но еще ни разу не увиденный Кипр, а то и Эмираты, сильно понравившаяся Черногория или даже бархатный сезон в бывших советских республиках — колоритные Баку, Ереван или Ташкент, любимая Абхазия. Все эти страны ждали и мечтали принять нас у себя. Но! Но мы были не свободны. В паспортах доживал последние два месяца шенгенский мультик — полученный ради Исландии и полностью реализовавшийся, он, тем не менее, жег паспорт, и вот солнце было решено искать в Европе. Лазурный берег (реально, он оказался "Азурным"), мы едем! Учитывая, что 2010 — год России во Франции, это оказалось и концептуально.

Цель поездки — максимально реализовать шенгенскую визу — в сочетании с потребностью продлить лето определила общую идею поездки. По Европам мы передвигались перебежками.

К содержанию

Кельн (21.09.2010)

Галопом по Европам. Часть 1Из Москвы мы улетали в Кельн с авиакомпанией Germanwings. Я давно заметила, что путь в Европу дешевле всего через немцев. Странно, но даже до Праги дешевле добираться через Мюнхен, хотя он значительно дальше от Москвы.

Кельн был выбран по двум причинам. Первое. Он был, пожалуй, самым западным (а ведь мы собрались во Францию, которая западнее) из городов Германии, куда предлагались недорогие билеты. Второе. Муж давно мечтал о Кельнском соборе.

Самолет приземлился в аэропорту Кельна в 13:45.

Всемирный разум рассказал нам, что от аэропорта до центрального вокзала Кельна (там же находится и сам собор — очень удобно) мы доберемся электричкой S-bahn: S 13 в направлении Köln Hansaring. Время в пути 11 мин. Пункт назначения Köln Hbf. Все так и было. Только вместо обещанных Интернетом 6,30 евро автомат просил 2,40. Мы пометались, время отправления очередной S 13 стремительно приближалось, задерживаться на лишние 20 минут из-за разборок с билетами не хотелось, поэтому мы взяли, что дают, и понеслись на платформу.

Кельнский собор — мы видели его еще из окон самолета — приближался. Погода стояла солнечная, здание уверенно парило над окрестностями, казалось легким и воздушным, несмотря на всю монументальность и величественность. Перед тем, как приобщиться к собору, мы сдали дорожную сумку в камеру хранения на вокзале и присели на привокзальной площади выпить пива и оценить всю картину целиком. Собор оказался меньше, чем мы представляли. Но зато весь покрыт невероятным резным каменным кружевом. Мы обошли вокруг, площадь Кельнского собора интересна сама по себе. Это официально туристическое место. Туристов толпы. Они сидят на всех ступеньках. Лежат на плитах площади, сливаются с Вселенной (под пиво). Занимают столики соседних с Собором кафе. Слоняются вокруг Собора в одну, а потом в другую сторону. На площади их развлекают музыкой: белый рояль в кустах сменяет трио балалайки, скрипки и гармошки (соотечественники, понятно), затем вместо них появляется саксофонист, потом гитара... Огромными мыльными пузырями из ведерка, невероятными картинками на асфальте, живыми скульптурами и т.д., и т.п.

Галопом по Европам. Часть 1Мы ходили по Собору (вход бесплатный, помещения красивые, полутемные, горят свечи, но я, как человек неверующий, ощущаю себя в таких местах, вообще-то, лишней — Собор действующий, там идут какие-то службы, там похоронены какие-то люди, туристам там не совсем место, мне кажется). Мы поднимались по бесконечной винтовой лесенке на башню (2,50 евро с носа, замечательные виды города и реки сверху, у начала лесенки можно купить сувенирный кельнский бальзам — на любой размер и кошелек), обходили здание, разглядывая фигурки, покрывающие его стены, наблюдали жизнь соборной площади.

Приближалось 19:43 — время нашего отъезда в Брюссель. Перекусив шаурмой в ближайшей турецкой лавчонке, мы двинулись искать свой поезд.

Работа над ошибками

  1. Подозреваю, что взятые в автомате билеты на S13 (Аэропорт — Кельн) нужно было прокомпостировать там же, возле автомата. На платформе компостеров уже не было, в самой электричке (как обещала нам барышня, прилетевшая в Кельн с нами из Москвы) их тоже не оказалось. Ехали мы в итоге, похоже, зайцами. Ну а может, и не нуждались эти билеты в компостировании — точно не скажу.
  2. Не стоило есть турецкую шаурму из курицы в Германии — столице свиных ножек и вкуснейших колбасок! Ну и что, что в округе не пахло ничем съедобным, ведь рядом был вокзал. А вокзал (у немцев это всегда так, как мы могли забыть) — это центр всего: там накормят, как пить дать. В итоге на вокзале мы в ожидании своего поезда, облизываясь, ходили мимо вкуснейших огромных кусков запеченной свинины, разнокалиберных колбасок, разнообразных морепродуктов и пр. по весьма и весьма демократичным ценам — покушать в Германии всегда вкусно, недорого и просто.

К содержанию

Брюссель (21.09.2010 — 23.09.2010)

В Брюссель

Галопом по Европам. Часть 1Билеты из Кельна в Брюссель стоили по 14 евро каждый и были куплены еще в августе через сайт немецких железных дорог. При покупке система спросила, какой из трех вокзалов Брюсселя (Cеверный, Южный или Центральный) я предпочитаю и, не особо разбираясь, я заказала Центральный. Куда мне надо будет, я еще не знала, отели были на то время не забронированы, а центр — он как бы и в Африке центр, до всего от него ближе, подумала я тогда. И ошиблась. Больше меня ни о чем не спросили и выдали билеты.

И только разглядывая их, я поняла, что билеты стыковочные! До Северного вокзала мы ехали обыкновенным поездом (указан номер вагона и номер места), а вот после — от Северного до Центрального вокзала мы должны были проехать некой электричкой (уже безо всяких мест и вагонов) 4 минуты. Пикантность ситуации заключалась в том, что сама стыковка должна была уместиться тоже в 4 минуты. То есть, выгрузившись ночью с вещами на незнакомом вокзале (не факт, что там будут указатели хотя бы на английском языке), я должна была за 4 минуты найти, добежать и погрузиться в электричку, следующую далее. Не знаю, ездят ли немцы сами такими стыковками... Не знаю, ездят ли они таким образом за пределами своей страны (стыковка, которую они мне продали, должна была произойти в Брюсселе)... Но никаких предупреждений о том, что билет стыковочный (и о том, что он стыковочный за 4 минуты) сделано не было — ерунда, дело житейское.

Решив положиться на судьбу и на немцев, которые, наверное, знают, что делают, продавая такие билеты (возможно, эта электричка будет стоять на соседнем пути дверь в дверь), мы ехали в ночь, в Бельгию, в Брюссель, за окном поезда бежала круглая луна.

Не знаю, как на практике происходят стыковки поездов и электричек в Германии, но в Брюссель наш поезд пришел с опозданием на 40 минут. Стоит ли говорить, что о стыковочной электричке уже никто и не задумывался? Наш поезд шел через Северный вокзал на Южный. А отель располагался примерно на одинаковом расстоянии между Южным (конечная поезда) и Центральным (куда нас должна была привезти электричка). В итоге мы не вышли на Северном и проехали до Южного, уже второй раз ощущая себя безбилетниками...

В отель мы шли по приборам. GPS малость плутал по ночным улицам. Брюссель поразил узкими мощеными булыжником тротуарами (вдоль тротуара на дороге в два ряда припаркованы на ночь машины), сплошь заставленными мешками с мусором — такого мы еще нигде не встречали! Мусор на тротуары жители выставляют к вечеру, утром мешков нет — за ночь их кто-то убирает. Шляться по городу в темное время суток некому, незачем и ни к чему, да и негде — мусор там везде.

Sun Hotel ** (140 евро за 2 ночи)

Галопом по Европам. Часть 1Нормальный отель для остановиться на ночь-две. Хорошее расположение отеля. В пешей (ну, имея в виду, что мы довольно легко ходим на порядочные расстояния) доступности от Центрального и Южного вокзалов и от центральной площади Брюсселя. Совсем рядом от отеля (у Дворца юстиции) смотровая площадка, с которой весь город виден как на ладони. Здесь же бесплатный лифт, на котором с холма можно спуститься на нижний центральный ярус Брюсселя.

Номер у нас был простенький, но все необходимое в нем было — столик с двумя стульями, вешалка, удобная кровать, хорошее постельное белье. Телевизор. Душ, туалет, раковина — все работало, где надо текло, где не надо — ничего не протекало. Холодильника, впрочем, не было. Сейфа тоже.

Отель расположен на каких-то пыльных задворках города, хотя и в стратегически удобном месте.

При бронировании я традиционно попросила "балкон и красивый вид из окна". Балкона не дали, хотя, в принципе, в этом отеле несколько балконов есть. Правда, под окнами все равно стройка — очень некрасиво и шумно с самого раннего утра. Ночью тоже постоянный шум — шумят машины, то ли завозят на стройку стройматериалы, то ли мусор вывозят. Дверь номера имеет большие щели — все слышно, и в коридоре ночью горит свет.

Писающие символы

Галопом по Европам. Часть 1Всем известного писающего мальчика, писающую девочку (в конце тупиковой аллеи Верности (Impasse de la Fidélité / Getrouwheidsgang), отходящей от улицы Rue des Bouchers / Beenhouwersstraat) и писающую собаку (пересечение улиц Rue des Chartreux/Kartuizersstraat и Rue du Vieux-Marché/Oude Graanmarkt) мы посмотрели утром следующего дня. Меньше всех впечатлил основной символ Брюсселя — собственно писающий мальчик. Он располагался в углу между домами, был отгорожен решеткой и одет в какую-то кацавейку (национальная одежонка не пойми кого), из-под которой била струйка воды. Собственно, кроме мешковатой кукольной одежды и струйки воды рассмотреть там ничего нельзя. Вокруг, впрочем, сделаны красивые клумбы, высажены цветы, толпятся туристы, фотографируясь на фоне кованой решетки. Девочка, которую мы нашли не без труда, была одинока и прелестна. Собака оптимистична и реалистична.

Хорошее впечатление произвела центральная площадь Гран-плас. Кроме красивых домов по периметру она сама была покрыта цветами (на площади широко развернута торговля как букетами, так и горшочными растениями). Там мы видели интересный ресторанчик, где обещалась домашняя еда и домашнее же пиво (в разных видах выставлены емкости, в которых его варят), но ввиду раннего времени заведение было еще закрыто.

Попив недалеко от площади кофе с плюшками — столики и кресла прямо на тротуаре, бумажные стаканчики, сверхдемократичная цена, вкусная выпечка, продавщица с неожиданной легкостью говорит на всех языках, в том числе и на русском, и очень даже неплохо, правильно употребляя словоформы (наше удивление ей, безусловно, приятно!) — мы двинулись к вокзалу. Вперед, в Брюгге!

Брюгге

Галопом по Европам. Часть 1Говорят, что уехать в Брюгге можно с любого вокзала Брюсселя, т.к. туда идут пригородные электрички, а не междугородние поезда. Мы уезжали с Центрального. Вот роюсь сейчас в куче бумажек, вываленных их дорожной сумки — нет билетов до Брюгге, не нахожу. Но по ощущениям, 16 евро с человека стоил билет. Дорого! Из Кельна (из другой страны) мы в Брюссель дешевле приехали! Правда, 16 до Брюгге — это в оба конца.

Брюгге — город-игрушка. Город-макет. Местных жителей практически нет, кругом одни туристы.

Это забавно, съездить стоит. Каналы, увитые зеленью стены. Изогнутые мостики. Вкусное пиво — я пила фруктовое, а муж — классическое. Сторожевая башня. Дешевый туалет в ее дворике. Сувенирные лавки и ресторанчики кругом. В Брюгге мы впервые увидели заведение, предлагающее посетителям самостоятельно зажарить мясо на принесенном официантом горячем камне — "Моцарт", "Бетховен", "Бах", "Штраус". Гкхмммм... Кто придумывает такие названия шашлыкам?

Что удивило — мы с большим трудом нашли банкомат, который согласился съесть карту VISA. Там в ходу какие-то свои карты, местные, неведомые.

Вечером мы возвращались к своему отелю. Темнело. Повсеместно шла бойкая торговля вафлями с прямо машин. Весь Брюссель сладко пах вафлями. Вкусные... Ходили на смотровую площадку к Дворцу юстиции смотреть на ночной город.

Мини-Европа

Галопом по Европам. Часть 1Смотреть Мини-Европу мы пошли, закинув вещи в камеру хранения на вокзале. В 15:15 с Южного вокзала Брюсселя в Париж отходил наш поезд Thalis.

До парка мы ехали на метро, и вот что удивило в очередной раз. Взять билет, вобщем-то, просто. На станции стоят автоматы и кассиры в окошечках. Чтобы не тратить время на разборки с автоматом (Мини-Европа ждет!) подходим к кассе и берем два простых билета в один конец (1,70 евро штука). И тут начинаются наши мытарства. На билете явно нарисована стрелка, что означает необходимость запихнуть его в какой-нибудь компостер. Но вот компостера-то мы и не находим! Спускаемся к поезду и бродим по платформе, поднимаемся назад к кассам, наблюдаем за публикой, находим считывалку для проездных с чипами — все это не для нашего билетика. Время уходит, мы решаем думать, что компостер в вагоне, и едем. Опять зайцами, так как в вагоне компостера не оказалось. Ну, впрочем, он может быть еще и на выходе — а что, как в Москве при проходе к электричкам. Так думаем не одни мы, т.к. на выходе у турникета мы мнемся уже впятером — мы с мужем и семейство индусов с такими же целенькими, как наши, билетиками в руках. Но турникет укоризненно выпускает нас безо всяких билетов — они пригодятся нам для дороги назад к вокзалу, вот здесь нас пропустят в метро только через компостер, и все встанет на свои места. Вернувшись на вокзал, в оставшееся до поезда время мы пошли все же изучить вопрос, а куда-таки надо было пихать наши билетики. И нашли. Компостер на станции все-таки был. Он был в стороне от пути на платформу, где-то на уровне колена, почему-то желтый и производил невнятное впечатление пожарного гидранта... Почему в Брюсселе так сложно быть законопослушным?

Галопом по Европам. Часть 1Выйдя из метро, мы увидели грандиозное сооружение Атомиума и решили побродить вокруг. Желания зайти внутрь не возникло, а снаружи впечатляет. Про Мини-Европу, несмотря на название главы, даже не знаю, что написать. Напишу про нее в "Работе над ошибками".

Вернувшись к вокзалу, мы прошвырнулись по окрестностям, не нашли ничего интересного, кроме как попить кофе на ближайшем перекрестке, и втянулись в здание. Южный вокзал Брюсселя большой. Мы рассчитывали там и покушать (вспомнили немецкий вокзал) перед отъездом.

Работа над ошибками

  1. В Брюсселе три вокзала (Nord — Северный, Центральный и Южный — ZUID, он же Midi), но поезда дальнего следования на Центральном не останавливаются. Это подземный вокзал, туда ходят только электрички (типа метро). Покупать билеты из другого города до Центрального вокзала Брюсселя не стоит.
  2. Парк Мини-Европа (13,10 евро билет) как-то не впечатлил. Я ожидала от него большего. Хотя... Вот думаю сейчас, а чего собственно "большего" я от него ожидала? Не знаю... Да, там есть уменьшенные копии известных зданий Европы (не тех, кстати, зданий, которые лично я бы считала визитными карточками — так, например, Барселона представлена не собором Святого семейства Гауди, а доками, в которых пожарный катер тушит пожар), но наиболее сильное впечатление от прогулки по парку у меня оставила не экспозиция, а зрелище серебристого самолета, вылетающего по синему небу (там аэродром недалеко) из-за ажурных арок Атомиума... Зрелище красивое. Но...
  3. А вот лезть на Сторожевую башню в Брюгге дорого и не особо интересно. Билет 8 евро (сравните с Кельнским собором — 2,50), практически не на что посмотреть сверху — окон мало, где стекла, там они никогда немытые, часы (мимо которых пролезаешь по лесенке) не бьют, колокола (мимо которых пролезаешь по лесенке) не звонят. Я была разочарована.
  4. Мы жарили на гриле говядину ("Моцарт") — она порезана плоскими кусками, это удобно для каменного гриля. А вторую порцию брали ассорти — туда входила свинина, телятина и индейка. Было вкусно и разнообразно, но почему-то это мясо было нарезано кубиками, а кубики прожариваются хуже. Ну, что тут можно сделать? Взять нож и порезать принесенные кубики на полоски?? Не знаю.
  5. Рассчитывать покушать на вокзале Брюсселя не стоит. Это вам не Германия. Вафли. Шоколад. Пиво. В лучшем случае, фрукты и отжатый сок. Ну и китайская лапша — на любителя. Еды там нет. Вообще, поесть в Брюсселе в приятном месте (на улице, глядя на что-нибудь красивое) — такого предложения нам не встретилось. Кофе с пирожным попить — это да, это можно.

К содержанию

Париж (23.09.2010 — 26.09.2010)

Первое знакомство

Галопом по Европам. Часть 1Билеты Брюссель-Париж были взяты загодя на сайте Thalis и обошлись в 30 евро на человека. Подробнее о покупке билета я пишу в "Работе над ошибками". А вот сам поезд Thalis замечательный — красивый, быстрый (в среднем мы ехали со скоростью 300 км в час) и удобный.

Париж встретил нас неласково — это мы поняли потом. Сначала мы зашли в метро, купили книжечку билетов и отправились по указателям к нужной платформе. И стали ждать. Ждать. И поняли только то, что определенный мною заранее способ добраться до отеля (площадь Denfert-Rochereau) почему-то не работает. Нужная пригородная электричка (RER) "B" не приходит, вместо нее ходит что-то другое, никаких внятных сообщений об этом нигде нет. Ловить тут, похоже, нечего. И мы ушли искать альтернативные пути — т.е. метро.

Метро в Париже устроено очень странно. Как только поезд втягивается в туннель с одной станции, впереди уже видны отсветы другой. Таким образом, поезд больше стоит, чем едет, народу набито битком, люди возвращаются с работы усталые, озабоченные, раздраженные происходящим. Негатив большого города ощущается больше, чем в Москве. Никаких объявлений станций — ну хотя бы по-французски! Никаких схем в вагоне. Никаких способов понять, где же ты находишься, кроме как читать названия станций на перроне через окно и иметь с собой схему метро.

Метро Парижа получило от нас оценку "минус сто пятьдесят". Впрочем, потом мы выяснили, что проблемы с метро вообще и с нашей пригородной электричкой "B" в частности вызваны манифестацией против пенсионной реформы, которая имеет место быть как раз на нашей Denfert-Rochereau и как раз в момент нашего прибытия. Правда, почему об этом нельзя было хотя бы внятно написать. Что вообще эта ветка метро довольно депрессивная — другие будут получше, там и станции объявляют, и даже схему маршрута иногда рисуют. Ну и попривыкли мы к их метро, опять же. Но все-таки. Плохое в Париже метро, неудобное и неинтересное.

Когда мы все же выбрались наружу, мы попали в центр манифестантов — толпа орала, грохотала чем-то, мешала пройти. Мы углубились в переулки и отправились к своему отелю в обход по GPS.

Residence Chatillon ** (210 евро за 3 ночи)

Галопом по Европам. Часть 1Номер стильный, красиво оформлен. Приятный вид из окна. Хорошее месторасположения отеля — метро совсем близко. В соседнем доме супермаркет. В пешей доступности Орлибус (остановка автобуса до аэропорта Орли — оттуда мы улетали в Ниццу). Башня на Монпарнасе, со смотровой площадки которой открывается изумительный вид на Париж, недалеко. Основные достопримечательности Парижа тоже в не самой ближней, но пешей доступности — мы ходили гулять через Люксембуркский сад и набережную Сены (Лувр) аж до самого Монмартра (но это уже больше 6-ти километров).

В номере туалет с ванной и феном. Из странного — на полотенцах экономят. На двоих был один только комплект из большого и маленького полотенчика (кстати, так было и в Брюсселе).

Отель в целом понравился. На ресепшене бесплатные карты города. С персоналом все устроено очень просто и удобно — вселение заняло ровно 2 секунды (в Брюсселе мы, выйдя в соседний магазин, назад в отель дольше попадали), оплатили номер мы в удобное для себя время, выезжая рано утром, мы просто оставили ключ в номере и закрыли дверь. Замечательный микроскопический лифт — очень аутентично! Туда влезают два человека практически без сумок (наша, совсем набольшая, влезала уже с трудом). Как попадают в свои номера путешественники, обремененные багажом (да и вообще, не такие стройные, как мы), осталось загадкой.

А вот в номере мы видели таракана! Я думала, что эти звери уже давно перевелись... Но, как оказалось, не в Париже.

Вместо подушек с наволочками — закатанный в простыню, на которой спишь, валик — это очень неудобно! С открытым окном шумновато — оживленная дорога, по ней ездят и ночью. Утром где-то сильно и упорно гудит — видимо, большой пылесос.

Башня Монпарнас

Галопом по Европам. Часть 1Кинув вещи, мы настроили приборы GPS на башню Монпарнас и спешно покинули номер. По плану мы должны были посмотреть Париж с высоты, застав его как в дневном, так и в ночном (мы собирались дождаться, пока стемнеет, на башне) освещении. Это поможет привязаться к местности и понять, как устроен город. Не получилось! Сказалась нежданная манифестация. До башни мы, впрочем, долетели еще практически засветло, но пока любовались французскими автоматчиками, разгуливающими вокруг, искали нужный вход, а главное — ждали лифта (цена билета где-то 11 евро, не помню; лифт приезжает вниз, только когда кто-то спускается сверху), уже стемнело.

Ночной Париж очень красив. Прямо перед нами сверкала огнями Эйфелева башня, где-то возле нее угадывалась река с основными городскими символами, в разные стороны разбегались бульвары и авеню.

На крыше башни дул пронзительный ветер. На смотровой площадке часто звучала русская речь — в Брюсселе мы от нее отвыкли, а Париж соотечественниками активно посещается. На смотровой площадке 56 этажа тепло и многолюдно. Огромный город внизу жил своей вечерней жизнью. Разглядывая ее сквозь витрины, мы шли к отелю. Моросил дождь.

Достопримечательности Парижа

Первый день был посвящен "официальным" достопримечательностям Парижа. Большинство из них сосредоточены на набережной Сены, куда мы доехали на метро, выбравшись на остановке Сите.

Погода была подозрительной, яркое солнце сменяли тучи, и мы взяли дневной билет на Batobus (остановку найдете по плакату). За 13 евро билет давал возможность садиться на кораблик, курсировавший по центральной части города, на любой из восьми остановок (каждая возле какого-то известного места) сколько угодно раз в течение дня. Благодаря Батобасику, мы объехали показавшиеся нам интересными места, мы не очень устали, время от времени прерывая пешие прогулки и залезая "покататься", мы прятались на нем от дождя и наслаждались видами города.

Посещение Парижа занимало два с половиной дня, поэтому изначально было решено осматривать его "с улицы", избегая посещений музеев, кинотеатров, магазинов и прочего. Даже смотровые площадки (а я их люблю!) мы посетили только две — башня Монпарнаса и Монмартр. За такое короткое время можно лишь кинуть взгляд на город — схватить самое общее впечатление, сделать самый общий снимок и унести его с собой...

Тем не менее, уже самое первое место, куда мы попали — Нотр-Дам (вход бесплатный) — приютило нас на некоторое время, там давали концерт органной музыки, пел приехавший из Амстердама хор. На площади перед собором туристы с рук кормили багетами парижских воробьев... Часа через два мы отъезжали от Нотр-Дама на кораблике, следующим пунктом был главный символ Парижа — Эйфелева башня.

Она, правда, прекрасна! Изменчивая погода показала нам Башню такой разной — на фоне ослепительного солнца, белых облаков, грозовой тучи и затянутую пеленой дождя. Она прекрасна всякая.

От Башни наш путь лежал по мосту на другой берег Сены, по ступеням Дворца Шайо и дальше через кварталы города к Триумфальной арке, откуда, пройдясь по Елисейским полям, мы снова вышли на набережную, гуляли по мостам через Сену, возле Дома инвалидов и по Марсовому полю снова к Башне, рассматривали золоченые скульптурки на мостах и ели жареные каштаны (какие-то безумные деньги, по-моему, 5 евро порция и "сссспассиба" почти по-русски от продавца). Необходимо отметить бесплатный туалет (раковина с водой прямо в кабинке) недалеко от Площади Конкорд по пути к дворцу Гранд Палас. К вечеру, истоптав и исплавав всю центральную часть города, мы отправились домой.

Ужинали в отеле, взяв бутылочку вина, сыр, колбасу, багет и фрукты в соседнем супермаркете.