Для чего люди фотографируют в путешествиях? Чтобы сохранить увиденное и показать знакомым, поделиться своими впечатлениями. Однако немногие задумываются, что эти кадры могут принести прибыль владельцу. Давайте попробуем разобраться, как сделать свои фотографии коммерчески выгодными.

Фотографии можно разделить на информационные и художественные. Коммерческая ценность снимков состоит в их способности максимально точно передавать информацию или вызывать чувственный отклик у зрителя. Именно за эти качества готовы платить издательства и фотобанки.

Так что же снимать в поездке? Можно продумать сценарий съемки, однако учитывать, что самые удачные кадры, как правило, "подворачиваются" совершенно неожиданно. Это может быть солнечный луч, упавший на ключевую точку пейзажа, или идеальная композиция движущихся объектов. Недаром девиз тревел-фотографа — "Будь готов!", а его профессионализм — в умении видеть, молниеносной реакции и пальце на кнопке спуска.

Хорошие репортажные фото достоверны и убедительны, а еще информативны и разноплановы. Снимать нужно максимально понятно, но в тоже время интригующе.

Если ваша цель — живописные фотополотна, придется долго готовиться к съемке, делать много дублей ради одного безупречного кадра. Профессионалы называют это "работой до ощущения шедевра". Понадобятся терпение, интуиция и, конечно, опыт. Настоящие Fine Art фотографии уникальны, их невозможно повторить, это ваше воплощение идеала красоты и гармонии пространства. И ваше будущее богатство: галереи и дизайнеры щедро платят за снимки, которые станут украшением любых интерьеров.

Полезно иметь "своею тему", которую вы будете постоянно пополнять новыми снимками. Со временем наработается большой опыт, который позволит делать уникальные авторские проекты. Допустим, вы умеете снимать текущую воду. Приехав на Гаваи, знаменитые вулканами, попробуйте запечатлеть в излюбленной технике лаву, сделав поправку на скорость. Эффект будет потрясающий. Потом можно будет в одной экспозиции совместить снимки воды и лавы, объединив их одним названием, например, "Вечное течение".

Старайтесь изучать работы коллег и параллельно вырабатывать свой индивидуальный стиль. Неповторимость — это хорошо, но стоит учитывать, что у каждого жанра есть свои законы, а у каждого фотобанка или издания — свои требования. Например, для журнального гео-очерка часто бывает нужен один кадр с большим чистым полем, чтобы написать на нем заголовок. Отснятый материал необходимо структурировать. Например, весь массив разбить по темам (люди, животные, ландшафты и т.п.), по качеству, по назначению (реклама, для интерьеров, галереи и т.п.). Одновременно отмечать снимки для проектов: календарей, альбомов, экспозиций.

Можно доверить эту работу профессиональным фоторедакторам, которые хорошо знакомы с требованиями потенциальных покупателей вашего творчества.

Фотография — недешевое хобби. Снимая в поездке, постоянно задавайте себе вопрос "для чего я это снимаю?" И тогда ваше увлечение, возможно, с лихвой окупит ваши затраты.

Вадим Штрик