Содержание:

Рано или поздно с этим сталкиваются почти все родители школьников. Невозможно усадить его или ее за уроки. А если и удается, то ненадолго. К любимому репетитору по английскому идти не желает. В дневнике появляются записи "Вертелся на уроке, мешал товарищам" и непривычный разброс оценок: пятерки вперемежку с тройками и даже двойками. А пытаешься призвать чадо к сознательности или выяснить, в чем же дело, - так оно тебя просто не слышит… Оценки учителя: "витает в облаках", "может, но не хочет", "умный, но рассеянный".

А дело скорее всего в том, что на дворе - конец очередной учебной четверти, в ежедневном расписании школьника - все что угодно, только не прогулки на свежем воздухе, и его растущий мозг… устал. Истощился.

О том, как и почему это происходит, сотрудники Центра нейропсихологии рассказывают родителям почти на каждом приеме. Действительно, большая часть школьных трудностей детей связана сегодня с так называемым нарушением нейродинамики протекания нервно-психических процессов. То есть работа мозга затруднена: или тем, что разные его отделы недостаточно связаны между собой, или тем, что мозгу не хватает энергии.

- В этом случае мозг ребенка работает как лампочка в полнакала, - поясняет доктор психологических наук, профессор, научный руководитель центра Жанна Марковна Глозман. - Для того чтобы приступить к какой-то деятельности, нужна активация психических процессов - а для этого не хватает сил. Процессы торможения и возбуждения оказываются разбалансированными, а ведь для того чтобы переключиться с одного дела на другое, они должны включиться последовательно. Вот и получается, что ребенок, например, сидит весь день над одним заданием - не может ни мобилизовать свои силы, ни переключиться на что-то другое.

- Высшее проявление подобной усталости, указание на то, что энергетика мозга страдает, что ребенка надо тонизировать, - необдуманные движения и действия, - вступает в разговор нейролингвист Александра Евгеньевна Соболева. - Тогда и появляются в дневнике записи вроде "Мешал сосиской в чужом компоте". Уверяю вас, тот, кому это записали, вполне нормальный ребенок и вовсе не хотел сделать вредность: он просто не думал, что делает.

- Плохая работоспособность, как правило, показывает, что ребенку нужна прежде всего нейропсихологическая помощь в сочетании с педагогической и психологической поддержкой, - говорит нейропсихолог Анна Юрьевна Потанина. - Мы проводим нейропсихологическое тестирование, чтобы конкретизировать проблему, и разрабатываем комплекс коррекционных мероприятий. Обязательно даем родителям рекомендации по режиму, образу жизни, даже питанию. Подсказываем отдельные педагогические приемы, которые позволят сделать более эффективным, скажем, выполнение домашних заданий. Ряд советов вы видите на этой странице.

- А еще мы помогаем создать в семье психологически комфортную атмосферу для ребенка, - добавляет Александра Соболева. - Общество вокруг нас очень часто враждебно к человеку. Ребенку же совершенно необходимо чувствовать себя защищенным, успешным, любимым.

- Душевный комфорт ребенка - основа для его физического и мозгового благополучия - подводит итог Жанна Глозман. - Один невропатолог ответил на вопрос родителей, как им лечить ребенка: "Любите его". Для малышей это главное лекарство. Если вы его любите, вы его видите, и вы увидите его проблему. Любящий родитель - он вовремя приведет ребенка к специалисту. И вместе с этим специалистом образует союз, который поможет преодолеть все проблемы.

К содержанию

Как проявляются нейродинамические трудности?

  • Ребенок чаще чем обычно забывает дома тетрадку, учебник, дневник. Забывает (не успевает) записать домашнее задание.
  • Почерк укрупняется или, наоборот, начинает мельчить. Могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы. Если пишет на нелинованной бумаге, строчка может резко падать вниз.
  • Увеличивается число глупых, нелогичных ошибок, описок. Ребенок чаще пропускает буквы, не дописывает слова.
  • Если на уроке дается самостоятельное задание, начинает его выполнять не сразу, иногда - только к концу урока.
  • Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, тетрадь… Учителя это нервирует. А на самом деле ребенок бессознательно хочет поменять позу - чтобы подпитать мозг. Иногда мы через родителей просим учителей дать ребенку возможность чуть-чуть подвигаться на уроке (попросить намочить тряпку, стереть с доски), чтобы сохранить работоспособность.
  • Жалобы на головную боль, на боль в животе, тошноту. Опущенные плечи, шаркающая походка.
  • Обилие необдуманных движений и действий.
  • Агрессивность или заторможенность.
  • Неоттормаживаемый смех или плач.

К содержанию

Как делать домашние задания?

Организовать пространство. Помимо общих гигиенических требований к рабочему месту, оно должно быть структурировано: пусть на столе, под столом, на полке, в шкафу будет побольше коробочек, ящичков, всевозможных разделителей и т.п., помогающих раскладывать вещи по местам. Детям необходима пространственная структура, чтобы и в голове тоже был порядок.

Следить за временем. Выделять короткие промежутки времени (10, 15 минут) на выполнение отдельного задания. Предлагать ребенку самому себя контролировать: по часам со стрелкой; с помощью будильника. Полезно, чтобы будильник оповещал об окончании длительного периода (большое домашнее задание; игра + уборка игрушек). Первый звонок: пора начать заканчивать. Второй звонок: конец деятельности.

Выдерживать ритм. При проблемах с работоспособностью у младших школьников он должен быть таким: 20 минут активности, 10 минут перерыва.

Работать только на положительных эмоциях. Отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то хорошее (он может не знать, что именно).

Для перерыва подходит:

  • перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годится выпечка, сдоба, бутерброды;
  • гимнастика (например, одно или несколько упражнений с этой страницы), просто беготня;
  • помощь по хозяйству;
  • игра. Это основа для формирования мозга. Если ребенок тянется играть, значит, ему это необходимо для развития.

Для перерыва не подходит:

  • компьютер. Чередование уроков с компьютером не дает мозгу восстановиться. Нормы работы за компьютером для младшего школьника - до 20 минут в день;
  • телевизор.

Мозг любит:

  • световой день, белый снег
  • бег на лыжах, катание на коньках, плавание
  • хорошо проветриваемые помещения
  • смену деятельности
  • ароматы цитрусовых, лавра, хвойных деревьев

Мозг не любит: курения родителей. В помещении, где находится ребенок, не должно быть даже запаха табака. Табачный дым оказывает очень вредное влияние на растущий мозг.

К содержанию

Тонизирующие процедуры

  • Контрастный душ - температура по выбору, комфортная. Без головы.
  • Массаж воротниковой зоны - растирание массажной рукавичкой, сильной струей душа.
  • 50 шагов по холодной воде. На дно ванны наливаем воду комнатной температуры, стелим массажный коврик. Ребенок залезает в ванну и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную песенку.
  • Массажные стельки в ботинки на непродолжительное время (дойти до школы и обратно), массажные домашние тапочки (чередовать с другими).
  • Два сеанса массажа в год.

К содержанию

Дыхательные упражнения

  • Кто дольше продержит воздушный шарик в воздухе, поддувая его снизу. Соревнуемся с кем-то из родителей или с другом.
  • Мини-футбол. На столе обозначить двое "ворот". Дуть на шарики от пинг-понга, стараясь попасть в ворота противника.
  • Задувать свечку, заставить колыхаться подвешенный листок бумаги. Сначала с маленького расстояния, постепенно его увеличивая.
  • Сделать хороший вдох, на выдохе произносить скороговорку: "Сидели на пригорке 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка…" Сколько Егорок вам удастся сосчитать?
  • Кто дольше протянет звук "с-с-с-с"?
Записала Ирина Суховей
Статья из декабрьского номера журнала
Наш любимый малыш